Напомним, что в начале февраля единственную публичную оценку расходов на суверенный Рунет приводил один из авторов инициативы – сенатор Андрей Клишас: по его словам, на защиту Рунета от внешних угроз потребуется более 20 млрд руб. бюджетных средств. Вместе с тем он признавался, что соавторы законопроекта не делали детальных расчетов.
В то же время, как следует из информации на сайте автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика», которая отвечает за реализацию программы, на исполнение законопроекта может быть потрачено около 30 млрд.
О суверенном Рунете
Законопроект о суверенном Рунете, предложенный сенаторами Андреем Клишасом, Людмилой Боковой и Андреем Луговым, направлен на защиту российского сегмента интернета от внешних угроз и предписывает всем операторам связи установить на свои сети специальное оборудование, которое им предоставит Роскомнадзор.
В случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета, Роскомнадзор сможет централизованно управлять маршрутизацией трафика.
Кроме того, установленное оборудование будет фильтровать трафик, ограничивая доступ к запрещенным в России ресурсам.
В феврале 2019 года законопроект был принят в первом чтении. Дата второго чтения еще не назначена.
Так, в частности, 20,8 млрд руб. предусмотрено на закупку оборудования, которое будет обеспечивать безопасность российского сегмента интернета. Еще около 4,5 млрд – на сбор информации об интернет-адресах, номерах автономных систем и связей между ними, маршрутах трафика в интернете, а также на управление специализированным программным обеспечением.
Кроме того, около 5,5 млрд руб. планируется потратить на разработку программно-аппаратных средств, которые будут обеспечивать сбор и хранение информации, мониторинг и управление сетями общего пользования, мониторинг маршрутов трафика в интернете и др.
Впрочем, опрошенные «Финансовой газетой» эксперты уточняют, что финальный бюджет законопроекта будет зависеть от той концепции, которую согласуют законодатели и правительство. Ведь уже после первого чтения Совет Федерации предложил предусмотреть траты не только на оборудование для сетей операторов, но и на его операционное обслуживание.
Стоит отметить, что насколько еще может возрасти сумма затрат на исполнение требований законопроекта, не смогли сказать и крупнейшие участники рынка. Так, представитель «Ростелекома», уточнил, что в данный момент они прорабатывают вопрос стоимости оборудования, а представители «МТС», «Мегафона» и «ВымпелКома» [бренд «Билайн» – «Фингазета] и вовсе отказались от комментариев.
И как тут не вспомнить о другой громкой законодательной инициативе –реализации так называемого закона Яровой, согласно которому все операторы связи и интернет-компании должны хранить аудиозаписи звонков, содержание переписки и другую коммуникацию своих пользователей в срок до полугода.
Изначальная оценка составляла 5,2 трлн руб. – именно такую сумму называла экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России в 2016 году. Однако после того как правительство уточнило сроки хранения, операторы стали давать более реалистичные оценки. Так, МТС заявляла, что соблюдение требований этого закона обойдется компании в 60 млрд руб. в течение пяти лет, «МегаФон» заявил о 35–40 млрд руб., «ВымпелКом» – 45 млрд руб.
Впрочем, правительство до сих пор не утвердило окончательные требования к оборудованию, которое должно использоваться для хранения данных, а потому все оценки остаются весьма условными.
Как бы то ни было, портал RosRegistr ранее опубликовал сообщение, что до 1 апреля в России планируется тестовое отключение от глобальной Сети. Произойдет это с целью проверки технической возможности реализации суверенного Рунета.
Сайт цитирует одного из соавторов законопроекта – Андрея Лугового, назвавшего отключение Интернета несложным.
«Для реализации этой меры достаточно заблокировать корневые серверы, откуда подгружаются зарубежные сайты», – убежден сенатор.
Однако многие эксперты такие перспективы отсечения российского сегмента от глобальной Сети называют весьма туманными или даже просто невозможными в реализации.