Мошенничества с госзакупками лишили бюджет 153 млрд рублей

Мошенничества с госзакупками лишили бюджет 153 млрд рублей

Федеральный бюджет в прошлом году недосчитался как минимум 153 млрд руб. из-за прямых нарушений законодательства о госзакупках.
Бюджет / Павел Еськов 07 Май 2019, 21:30
Мошенничества с госзакупками лишили бюджет 153 млрд рублей

Как отмечается в отчете Минфина, учитывались необоснованно завышенная или заниженная цена контракта, а также неправильный способ ее определения. Расчеты производились, исходя из данных Федерального казначейства.

Всего органы власти заключили в 2018 году договоры с подрядчиками на 6,8 трлн руб. На этом фоне сумма нарушений сравнительно невысока – чуть более 2%. Правда, в нее включены лишь прямые злоупотребления, допущенные госорганами – такие как проведение необоснованных закупок, недостоверность отчетности, намеренный срыв контрактов.

В то же время, по оценкам экспертов, в действительности общая сумма потерь значительно больше, однако в денежном выражении оценить их достаточно сложно.

«В реальности объем злоупотреблений намного выше – например, в случаях, когда все предусмотренные законодательством процедуры формально соблюдены, но на деле закупка проводится в интересах конкретных людей, а не государства», – уверен глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

По оценкам его организации, в действительности скрытые нарушения составляют не менее 20% от всего объема госзаказа по 44-ФЗ, или около 1,3 трлн руб.

Схожей точки зрения придерживаются в Федеральном казначействе (ФК). По словам источника, государство переплачивает по своим закупкам в среднем не менее 10–15%.

В пользу этой позиции косвенно свидетельствует несколько факторов. Так, 40% из опубликованных в единой информационной системе конкурсов, – а это более 3,4 трлн руб., – не были завершены из-за отсутствия конкуренции. В частности, речь идет о случаях, когда непосредственно до участия в них был допущен только один потенциальный исполнитель.

По законодательству такая закупка может быть признана не состоявшейся, если заказчик не обоснует целесообразность заключения договора с конкретным подрядчиком. Тем не менее, по оценке Минфина, более 60% контрактов на сумму 4,2 трлн руб., было заключено с единственным поставщиком.

Другой фактор, подтверждающий оценки господина Кабанова, – это масса нарушений при отборе подрядчика. Так, в результате проверок почти 27 тыс. конкурсных процедур Федеральной антимонопольной службой выяснилось, что 30% из них проводятся с ограничением конкуренции.

Кстати, на несовершенство процедур госзакупок уже неоднократно указывали и в правительстве. Так, заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко ранее заявляла о необходимости разработки четких правил формирования госконтрактов, и, в первую очередь, их цены.

Да и глава Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал, что госзакупки – это одна из основных «болевых точек» страны в части коррупции.

Из документа Минфина следует, что в ведомстве считают необходимым упрощать закупочные процедуры – дать, например, заказчикам возможность рассматривать в качестве потенциальных исполнителей не только те компании, чьи заявки были допущены до конкурса, но весь спектр организаций, производящих соответствующую продукцию или услуги. Это позволит решить проблему с несостоявшимися конкурсами.

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен, что усовершенствовать систему госзакупок можно, лишь повысив конкуренцию за заказ.

«Необходимо максимально обобщать требования к исполнителю, чтобы в конкурсе могло принять участие как можно больше претендентов. Кроме того, необходимо отказываться от практики заключения контракта с единственным поставщиком», – отмечает он.

А эксперт Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Сергей Белев считает, что проблему может решить ужесточение санкций за несоблюдение действующего законодательства.

«Сейчас заказчики предварительно должны публиковать график размещения закупок и строго ему следовать, определять потребности в товарах и услугах на основе нормативов. Однако на практике эти требования не соблюдаются. Чтобы улучшить ситуацию с госзаказом, за нарушение этих предписаний должен быть предусмотрен существенный штраф», – указывает эксперт.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться