«Почте России» нужно 85 млрд руб. из бюджета, чтобы торговать алкоголем

«Почте России» нужно 85 млрд руб. из бюджета, чтобы торговать алкоголем

«Почта России» хочет получить из бюджета около 85 млрд руб. под преобразование своих отделений в гибриды алкомаркета, аптеки, банка и МФЦ, а также образовательного и медицинского учреждений.
Бюджет / Павел Еськов 27 Авг 2019, 16:00
«Почте России» нужно 85 млрд руб. из бюджета, чтобы торговать алкоголем

Свои расчеты госкомпания изложила в проекте концепции «Центры притяжения» на 2020–2027 годы, которую уже направила на согласование в заинтересованные министерства.

В документе отмечается, что уже сейчас предприятие столкнулось с вызовом времени – из-за замены традиционных писем электронными к 2023 году объем корреспонденции в мировых масштабах упадет в 1,5 раза. Соответственно, снижается и загрузка почтальонов. Выход из ситуации «Почта России» видит в изменении функционала отделений и их сотрудников в населенных пунктах с населением до 20 тыс. человек.

Помимо профильных услуг госкомпания в модернизированных отделениях хочет оказывать финансовые услуги – выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, а кроме того, продавать лекарства и товары народного потребления, в том числе и алкогольные напитки, оказывать государственные, социальные, медицинские и образовательные услуги.

По подсчетам авторов концепции, из 42 тыс. отделений более 80% могут стать основой для трансформации в «Центры притяжения» – именно так решено назвать новый предлагаемый формат.

Запрашивая из бюджета почти 85 млрд руб., «Почта России» исходит из того, что 66,4 млрд пойдут на техническую модернизацию и дооснащение отделений почтовой службы, 10,8 млрд – на проведение капитального ремонта, а еще 7,7 млрд руб. – на расширение площадей отделений.

Впрочем, как говорится, «не бюджетом единым»: чтобы госкомпания достигла своих целей, необходимо изменить сразу пять категорий законодательных актов, включая закон о регулировании производства и оборота алкогольной продукции, чтобы продавать товары, требующие получения лицензии.

Какие спиртосодержащие напитки планирует реализовывать «Почта России», в концепции не уточняется, однако упоминание закона «О регулировании…» свидетельствует о том, что ограничений для себя компания не ставит. Кстати, генеральный директор госкомпании Николай Подгузов сообщал, что предприятие хотело бы продавать в своих отделениях пиво.

Впрочем, оказывать профильные и непрофильные услуги «Почте России» хочется не только на базе существующей инфраструктуры. В частности, документ предусматривает три новых формата: пункт почтовой связи (ППС) на арендованных площадях, передвижные отделения почтовой связи (ПОПС) и модульные отделения почтовой связи (МОПС). Естественно, без значительных вложений не обойтись и здесь.

К примеру, ПОПС – это спецтранспорт на базе автомобилей УАЗ-ЗЗОЗ, оценочная стоимость которого составляет 2,2 млн руб. за единицу. Как указывается в концепции, такие отделения могут оказывать услуги в селах с населением до 500 человек. МОПС напоминает по виду павильон площадью 5 кв. м с оценочной стоимостью в 1,7 млн руб.

Впрочем, источник, знакомый с ходом обсуждения документа, сообщил, что проблемы в согласовании могут возникнуть с Минфином, поскольку «Почта России» хочет получить значительные средства из бюджета на развитие непрофильной для нее деятельности. Он также усомнился, что к 1 сентября концепция пройдет согласование и будут подготовлены законопроекты, которые еще и нужно успеть принять до конца года, чтобы с 2020-го началась реализация планов.

«В такие сроки это просто нереально с точки зрения принятой процедуры», – уточнил собеседник.

Однако, по мнению экспертов, не только согласование финансирования может стать проблемным для проекта.

«В документе не указывается, каким образом “Почта России” планирует оказывать банковские услуги, особенно в небольших населенных пунктах: будет ли привлекать Почта Банк или хочет самостоятельно получить банковскую лицензию. Кстати, последний вариант вызывает массу вопросов – начиная с того, как Центробанк будет регулировать такое многопрофильное предприятие, и заканчивая потребностью в инфраструктуре, необходимой для работы с деньгами», – пояснил один из аналитиков.

В Центробанке же не стали комментировать подобные нюансы, сославшись на то, что не обсуждают действующих и потенциальных участников рынка, коим может стать «Почта России», если все-таки захочет получить банковскую лицензию.

Пока статья готовилась к публикации

Депутат Госдумы Виталий Милонов раскритиковал идею «Почты России» организовать в почтовых отделениях продажу алкоголя.

«Я слышал их аргументы, что это позволит создать рынок цивилизованного алкоголя, бороться с контрафактом… Но я лично такое решение абсолютно не поддерживаю», – сказал Милонов журналистам.

Он отметил, что алкоголь можно купить во множестве магазинов, а на почте лучше продавать что-то другое.

«Пусть лучше почта торгует всем, чем угодно, – хоть носками, оказывает дополнительные услуги», – подчеркнул депутат.

Парламентарий выразил уверенность, что проект такой трансформации почтовых отделений не найдет поддержки.

Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться