Барабаны судьбы банков

Финансовые рынки 12 Ноя 2012, 09:45
Барабаны судьбы банков

Дело «Промсвязьбанка»

«Промсвязьбанк» в последний момент, как говорят шахматисты уже «на флажке», отложил на неопределенное время планировавшееся IPO.

В чем причины и в какой мере этот опыт (пусть негативный) ценен другим участникам рынка?

Понятно, что IPO не состоялось, потому что бумаги банка не вызвали ожидавшийся интерес инвесторов. Первоначально, по данным источников Reuters, банк планировал привлечь около $500 млн за 25% акций, потом умерил аппетит и рассчитывал примерно на $350–400 млн от размещения в Лондоне и Москве. Но и эту сумму рынок не принял.

Ответ принято искать в бухгалтерии. Среди слабых сторон «Пром­связьбанка» эксперты отмечают умеренный уровень рентабельности капитала (ROE) (13,5%), возможно, вследствие неоптимальной структуры кредитного портфеля и, главное, низкий уровень достаточности капитала (Н1-10,72%, Tier1-9,9%), поднять который и было целью IPO. Задним числом в негатив зачисляют и тот факт, что это был первый на российском рынке случай, когда банк при публичном размещении предлагал акции по цене ниже капитала, хотя сами организаторы несостоявшегося IPO, возможно, видели в низкой стартовой цене выгодное приглашение, адресованное инвесторам.

Никто не спорит: бухгалтерия — материя важная. Но, уверен, суть не в ней или уж точно не в ней одной.

В конце концов, на 1 октября (отчетность была приурочена к планировавшемуся размещению) чистая прибыль «Промсвязьбанка» составила 8,3 млрд рублей, почти в 5 раз больше, чем за тот же период прошлого года. «Промсвязьбанк» занимает 11-е место в России по активам, его миноритарием (11,75%) является ЕБРР, а это своего рода знак качества. Однако все это не помогло.

Так в чем же дело? Обратимся к стратегии IPO. Она состояла в том, чтобы построиться в кильватер за Сбербанком с его SPO. Сбербанк расколет лед, и IPO «Промсвязьбанка» сможет этим воспользоваться. Получилось иначе — государственный Сбербанк собрал $5,15 млрд, а частный «Промсвязьбанк» сошел с дистанции.

Тогда напрашивается ответ: дело в собственности. Но он кажется слишком простым, да и каким-то замшелым.

Ведь помимо Сбербанка буквально за последний месяц размещение провели Mail.ru, «M.видео», MD Medical Group, «Северсталь» разместила конвертируемые облигации, «МегаФон» до конца месяца проведет размещение, на которое инвесторы уже приготовили ликвидность. И никакой дискриминации по форме собственности.

Но это примеры из другой сферы (чуть не написал жизни). Всем этим компаниям не приходится жестко конкурировать с гос­компаниями, тем более гигантскими и постоянно с успехом претендующими на монопольные позиции.

Хотя связи с государством у некоторых из них складываются весьма причудливо. Вот эпизод из занимательной гинекологии. Компания MD Medical Group владеет брендом «Мать и дитя», ее основным владельцем является главный акушер-гинеколог департамента здравоохранения Москвы Марк Курцер. Такой условный государственно-частный симбиоз пошел и компании, и Курцеру только на пользу. По некоторым данным, в ходе IPO компания главного гинеколога привлекла $311 млн.

Пора переходить к выводам.

Первый: дело не в собственности, а в конкурентах. Но специфика банков в том, что они действуют в высококонкурентной среде и конкурировать им приходится и с мощнейшими (по российским меркам) госбанками. Раз так, то в глазах рынка все преимущества оказываются на стороне госбанков. Их риски рынок не без основания, учитывая примеры поддержки госбанков бюджетными вливаниями, переносит на государство. Частные банки на равную поддержку рассчитывать не могут, к тому же им, и пример «Промсвязьбанка» это подтверждает, дороже обходится фондирование.

Второй: с учетом турбулентности мировых рынков российские госбанки получают зонтичный эффект. Они закрывают собой всю привлекательность российского банковского сектора.

Третий: связка IPO «Промсвязьбанка» с SPO Сбербанка оказалась ошибкой. Использовать госбанк в качестве локомотива не удалось. Предстоит выбрать свой момент для выхода на рынок.

Дело банка Олега Тинькова

Как сообщил Forbes, фонд Horizon Capital купил 4% акций принадлежащего Олегу Тинькову ТКС-банка за $40 млн (у самого Тинькова остался 61% акций банка). По законам арифметики это значит, что весь банк оценен в $1 млрд.

Помимо Horizon Capital миноритариями ТКС-банка уже являются шведский инвестфонд Vostok Nafta, американский инвестбанк Goldman Sachs и международный фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners.

Тиньков в своем твиттере прокомментировал сделку так: «Очень круто, конечно, хотя и дешево». Что называется, на его месте так поступил бы каждый.

Но что это за место и почему на нем оказался именно Тиньков?

Исходный пункт: сделка — это успех ТКС-банка. Комментарии Тинькова — это очевидные маркетинговые ходы, сделанные в традиционной для него манере. Иллюстрация же успеха проста и убедительна: фонд Vostok Nafta в 2008 году купил 15% акций ТКС за $30 млн, сейчас же его пакет стоит в 5 раз больше -$150 млн.

Следующий возможный шаг Тинькова, который он уже готовит, — выход на IPO. Тогда сделка с Horizon Capital — это успешная разведка боем.

Тиньков рассказал, что банк уже провел non-deal road show в Бостоне, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме и Хельсинки в рамках планируемого IPO. Ранее в интервью Bloomberg он говорил, что рассматривает возможность проведения первичного публичного размещения в Лондоне.

В ходе IPO, которое может состояться в конце 2013 — начале 2014 года, банк рассчитывает привлечь до $500 млн. Кстати, говорилось о том, что при этом предварительная оценка ТКС-банка может составить уже $1,5 млрд.

Напрашивается сравнение с неудавшимся IPO «Промсвязьбанка». Чем ТКС-банк может оказаться привлекательнее для инвесторов?

Я говорил о том, что «Промсвязьбанк» подвела связка с SPO Сбербанка, который как более мощный конкурент замкнул интересы инвесторов на себя.

Но случай ТКС-банка особый. Он специализируется на розничных продажах кредитных карт через интернет. По данным ЦБ РФ, на 1 октября 2012 года банк занимает четвертое место по размеру портфеля кредитных карт (40,1 млрд рублей) с долей рынка 6,8%.

В середине июня стало известно, что Тиньков занялся интернет-бизнесом, создав компанию Tinkoff Digital, которая будет работать в сфере рекламных технологий, интернет-проектов и мобильных приложений.

Инвесторов банк Тинькова интересует не просто как банк, но и как интересный стартап в сфере финансовых и не только IT. Я полностью согласен с уже высказавшими такое мнение директором отдела оценки компании «Финансы-Оценка-Консалтинг» Денисом Зуевым и аналитиком «Арбат Капитала» Михаилом Завараевым.

Стоит обратить внимание на то, что сам Тиньков говорил, что наряду с IPO рассматривает «другой возможный способ привлечения средств — продажу бизнеса иностранной компании, например Google». Вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов поспешил поправить шефа: «С Google и Virgin переговоры не ведутся. Продажа банка полностью не готовится».

Но смысл и заявления Тинькова и даже отрицательный комментарий Анисимова имеют одну и ту же сверхзадачу: укрепить в общественном мнении твердую связь между ТКС-банком и IT-бизнесом. Так что компания Google была упомянута явно неспроста.

У такой стратегии есть и очевидные риски. Поэтому успех сделки с Horizon Capital так важен для ТКС-банка.

Выводы.

Первый. Стратегия ТКС-банка в значительной мере строится на специфике места, которое банк занимает на конкурентом поле российских банков. Банк последовательно выстраивает IT-компанию и ведет грамотную пиар-кампанию, постоянно подчеркивающую особое место и статус ТКС-банка.

Сделка с Horizon Capital показывает, что эта стратегия принесла успех.

Второй. Подтверждаются выводы сделанные, когда мы рассматривали отложенный выход на рынок с IPO «Промсвязьбанка». Для инвесторов важны прежде всего конкурентные преимущества банка, часть которого им предлагается купить.

Третий. Позитивные перспективы IPO ТКС-банка не означают, что теперь российским частным банкам отрываются двери к успешному IPO. Проблема места каждого банка в конкурентной борьбе остается, как и преимущество в этой борьбе, при прочих равных условиях российских госбанков. Успех каждого банка, в том числе и при выходе на IPO, зависит от того, насколько он преуспеет в конкурентной борьбе, а значит, от того, насколько успешной и заметной, а значит, отличной от других будет его стратегия.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться