Отток капитала и состояние инвестиционого климата России

Отток капитала и состояние инвестиционого климата России

Финансовые рынки 29 Сен 2014, 10:11
Отток капитала и состояние инвестиционого климата России

Динамика и причины отток капитала из России

После мирового финансово-экономического кризиса в экономике России сохранилась тенденция роста масштабов «бегства капитала», что было обусловлено состоянием инвестиционного климата и качеством развития российских институтов.

Как показывает мировой опыт, данное негативное явление возникает и прогрессирует в экономике тех странах, где существуют:

запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах;галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания;отсутствие надежного законодательного и административного механизма защиты прав инвесторов;риски девальвации национальной валюты;высокая волатильность фондового рынка; высокий общий уровень налого­обложения; значительные финансовые и моральные издержки при организации и поддержании бизнеса;политическая нестабильность и др.

Большинство из указанных проблем, несмотря на определенные положительные тенденции в улучшении инвестиционного климата, до сих пор сохраняются в экономике России.

За последние 20 лет (1994—2014 гг.) накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, оценивался в 547 млрд долл.

Финансовый кризис в России в 1998 г., дефолт по финансовым обязательствам страны подстегнули «бегство капитала» за рубеж. Только за 9 месяцев 1998 г. со счетов коммерческих российских банков в офшорных зонах было списано 58,1 млрд долл.

По официальной статистике баланс оттока капитала в 1998 г. составил почти 22 млрд долл. Примерно на таком же уровне отток капитала сохранялся до 2000 г.

Послекризисный период восстановления динамики роста российской экономики сопровождался сокращением оттока капитала, который колебался в 2002—2005 гг. от 0,3 млрд до 8,9 млрд долл.

Приведенные данные показывают, что за весь период так называемых рыночных либеральных реформ положительный баланс притока капитала в Россию был зафиксирован только в 2006 и 2007 годах.

С учетом того, что в 2007—2008 гг. глобальная экономика была перегрета, массированный приток капитала в Россию был результатом возникшего финансового пузыря на глобальных рынках капитала, который затронул и российский рынок.

В острой фазе мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. из России было вывезено рекордное количество капитала — почти 134 млрд долл., в том числе через офшорные зоны и офшорные коммерческие банки более 55 млрд долл.

Динамика объема изменения доли сомнительных операций

Важный фактор в движении капитала — это динамика внешнего долга, в том числе и корпоративного. В докризисный период крупные российские промышленные компании и банки часто кредитовались за рубежом напрямую, получали синдицированные кредиты, организовывали выпуск еврооблигаций.

Основная часть внешнего долга частного сектора была накоплена именно в 2005—2007 гг. В этот период около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг российских компаний и банков приходилось на иностранные заимствования.

Совокупный корпоративный внешний долг российских компаний и банков составлял на начало 2005 г. — 98 млрд долл. (в том числе банковский — 32 млрд), в 2006 г. — 163 млрд долл. (в том числе банковский — 50 млрд), 2007 г. — 314 млрд долл. (в том числе банковский — 130 млрд). Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являлись еврооблигации государственных компаний, составлявших 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.

Среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками на мировом рынке капитала были ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», «Совкомфлот», РАО «РЖД», «Транснефть», «АЛРОСА», ОАО «Сбербанк», Внешторгбанк, Внешэкономбанк, ОАО «Россельхозбанк» и др.

Сложившаяся ситуация объяснялась прежде всего тем, что возможности долгосрочного кредитования реального сектора экономики в России были ограниченны. Кроме того, в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте были значительно выгоднее.

Во время острой фазы кризиса 2008—2009 гг. корпоративный внешний долг сокращался. Значительная часть оттока капитала в этот момент направлялась на погашение внешних заимствований.

Отток капитала в 2010 г. в значительной степени был связан с образованием у российских банков «избыточной ликвидности». Возникновение избыточной ликвидности было связано в первую очередь со значительным профицитом торгового баланса страны. Банк России работал в этот период фактически как «валютный комитет», монетизируя валютную выручку.

В 2011 г. рост предложения денег в экономике компенсировался ростом денежного спроса, что позволило наращивать денежную массу без последующего значительного влияния на инфляцию.

В этот период на фоне изменившейся ситуации на глобальных рынках рост оттока капитала определялся увеличением денежной массы.

Начиная с сентября 2011 г. отток капитала, как и в кризисный период, в значительной степени был связан с рефинансированием ранее взятых долговых обязательств.

Следует отметить, что отток капитала из России в этот период происходил как через банковский, так и небанковский сектор.

В период 2010—2011 гг. основной вывоз капитала осуществлялся небанковским сектором, путем покупки активов за рубежом, выплаты ранее накопленной задолженности, путем размещения за рубежом накопленных средств, в том числе экспортной выручки, и др.

Поскольку большинство крупных российских компаний зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, кредитование или покупка облигаций таких компаний банками отражалась на их балансах как кредит нерезидентам и регистрировалась в официальной статистике как отток капитала. Таким образом, банки выводили финансовые средства, кредитуя нерезидентов.

Поскольку облигации в России обычно выпускаются через зарегистрированные в офшорных юрисдикциях SPV (компании специального назначения), то операции по покупке облигаций российских компаний или операции кредитования зарегистрированных за рубежом компаний, имеющих основные производственные мощности в России, должны были быть оформлены как кредитование нерезидентов.

Банкам было выгодно кредитовать компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях, поскольку заключение сделки в рамках английского права существенно повышает уровень защиты прав кредиторов.

Таким образом, отток капитала из экономики России в последние годы носил специфический характер — это был рост кредитования российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях или через иностранные юрисдикции.

Динамика баланса оттока капитала из экономики России

По официальным данным Банка России, в 2013 г. чистый отток капитала из России составил около 60 млрд руб.

За I квартал 2014 г. чистый оттока капитала из России составил 64 млрд долл., что было больше показателя за весь прошлый год. Представители Банка России в середине 2014 г. оценивали отток капитала из России по итогам 2014 г. в размере 89 млрд долл.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев оценивал отток капитала из России по состоянию на середину 2014 г. в 80 млрд долл. При этом, по его мнению, примерно 20 млрд долл. — это не чистый отток капитала, а переоформление рублевых депозитов граждан в валютные и покупка населением наличной иностранной валюты.

В связи с введением экономических санкций промышленно развитых государств в отношении России, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации и глубочайшего кризиса на Украине отток капитала из России по итогам 2014 г., по оценкам экспертов, может превысить 100 млрд долл.

По оценкам экспертов Европейского ЦБ, отток капитала из России уже в мае 2014 г. составлял порядка 160 млрд долл.

Реальный масштаб «бегства капитала» в текущем году может превысить все имеющиеся прогнозы экспертов.

По долгосрочному прогнозу Минэкономики, отток каптала может прекратиться к 2017 г., а к 2020 г. ввоз капитала может превысить его вывоз, что увеличит ресурсную базу долгосрочных инвестиций.

«Сомнительные» операции в оттоке капитала

Следует отметить, что в динамике баланса оттока капитала из экономики России с начала 1990-х годов сохранялась достаточно высокая доля «сомнительных» операций.

Суть сомнительных операций была четко сформулирована в предыдущем названии этой статьи в официальных публикациях Банка России — «Своевременно не полученная экспортная выручка, непоступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами».

В настоящее время по методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами, к сомнительным операциям относят: стоимость товаров и услуг, оплаченных, но не полученных по импортным контрактам; суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.;не полученная в срок экспортная выручка от продажи товаров и услуг за границу и др.

На протяжении последних двадцати лет объем «сомнительных» операций в России рос достаточно высокими темпами. В частности, если за период с 1994 по 2001 гг. объем таких транзакций составил 42 млрд долл., то за период с 2001 по 2012 гг. их совокупный объем увеличился в 9 раз и составлял уже 341 млрд долл.

Своего пика почти в 51 млрд долл. объем сомнительных операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38%.

Объем «сомнительных» операций в 2013 г., по данным Банка России, составил 27,1 млрд долл.

В последние пять лет доля «сомнительных» операций в ВВП России сохранялась на уровне примерно 2–2,5% .

Значительная часть «сомнительных» транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта.

По данным Банка России, в частности, только в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Белоруссией составила 15 млрд долл., в торговле с Казахстаном — 10 млрд долл.

В последнее время недобросовестные компании активно использовали возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров, услуг и их контроля в рамках Таможенного союза.

По оценкам Банка России, в 2012—2013 гг. из России через страны — члены таможенного союза утекло за рубеж примерно 47 млрд долл.

игнатьевСергей Игнатьев предупреждал: не исключено, что «незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц» 

Больше половины объема «сомнительных» операций осуществлялось через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.

Основной мотив использования коммерсантами фирм-однодневок и офшорных юрисдикций при сомнительных операциях — это не налоговая оптимизация, а сокрытие бенефициаров данных сделок.

Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут. Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых трудно отказаться даже крупным солидным банкам, несмотря на высокие репутационные риски.

По словам бывшего председателя Банка России С. Игнатьева, «создается впечатление, что незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц».

По мнению С. Игнатьева, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны с: оплатой поставок наркотиков;финансированием серого импорта;взятками и откатами чиновникам;взятками менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях;реализацией схем по уклонению от уплаты налогов и др.

При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти, высказал уверенность бывший глава Банка России и ушел в отставку.

Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с теневой экономикой и высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.

В практическом плане для пресечения, сокращения и прекращения нелегальной утечки капитала за рубеж можно рассмотреть в качестве первоочередной меры возможность введения налога на финансовые спекуляции, прежде всего на их валютную часть, в размере НДС, взимаемого по всем валютообменным операциям и засчитываемого в оплату НДС при импорте товаров и услуг.

(Окончание следует)

Владимир Андрианов, доктор экономических наук, профессор МГУ, директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться