Банки правят скоринговый бал

Финансовые рынки 23 Май 2015, 09:29
Банки правят скоринговый бал

Вступительный балл

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) — крупнейшего игрока на рынке кредитных историй в России, в период с 1 апреля 2014 года по 1 апреля 2015 года объем портфеля розничных кредитов россиян сократился на 4,27%. При этом за тот же период увеличилось среднее значение скорингового балла (чем выше балл, тем выше качество кредитной истории и соответственно ниже вероятность дефолта заемщика) по выданным кредитам: в апреле 2014 года — 667 баллов, а в марте 2015 года — уже 672 балла.

Как сообщают эксперты НБКИ, обращает на себя внимание корреляция между размером одобренного кредита и качеством кредитной истории — чем больше сумма кредита, тем меньшее количество заемщиков с низким скоринговым баллом могут на нее претендовать.

Так, в сегменте потребительских кредитов доля заемщиков со скоринговым баллом до 500 (высокий риск) в общем объеме заемщиков по данному виду кредитования составляет: при кредите до 30 тысяч рублей — 17,76%, а от 500 тысяч рублей — 14,3%. Что касается обеспеченного кредитования, то в сегменте автокредитов заемщики с высоким риском (менее 500 баллов) составляют лишь 11,97%, а в ипотеке — всего 3,54%.

«Значимость кредитных историй и рассчитываемых на ее основе скоринговых баллов в розничном кредитовании повышается, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Все больше кредиторов используют скоринг бюро НБКИ, позволяющее повышать эффективность оценки риска. При этом и заемщикам следует повысить свою ответственность при обслуживании любых, даже самых небольших кредитов. Так как небрежное отношение к своим обязательствам сейчас неизбежно приведет к снижению шансов получить нужный большой кредит в будущем».

Динамика среднего скорингового балла по выданным кредитам физическим лицам

Напомним, что скоринговый балл — интегральная оценка качества кредитной истории. Модель разработана компанией FICO на основании данных НБКИ, учитывает более 100 параметров из кредитной истории заемщиков, таких как опыт обслуживания различных типов кредитов, существующие кредитные обязательства, качество погашения регулярных платежей по кредиту (займу) и др. Шкала скоринг бюро НБКИ откалибрована от 250 до 850 баллов, при этом наименьшие значения соответствуют максимальной вероятности дефолта, максимальные значения — минимальной вероятности. В России скоринг бюро НБКИ используют около 300 кредиторов, среди которых как крупные федеральные банки, так и небольшие организации, работающие на локальных рынках в ограниченном сегменте розничного кредитования.

vikulin

Генеральный директор НБКИ Александр Викулин предупреждает заемщиков: чтобы получить кредит, надо пройти более жесткий отбор

Повышение требований к заемщикам в нынешней ситуации выглядит вполне естественно. Так, в I квартале 2015 года НБКИ зафиксировало рекордный рост доли просрочки по розничным кредитам. Об этом свидетельствует коэффициент просроченной потребительской задолженности (КП), ежеквартально рассчитываемый на основании информации от 3000 кредиторов.

По состоянию на 1 апреля 2015 года КП составил 6,5% (на 1 января 2015 г. — 5,6%). Рост за квартал на 0,9 процентных пункта является рекордным увеличением КП, зафиксированным НБКИ с начала наблюдения за просроченной задолженностью в 2010 году. При этом за год просроченная задолженность выросла почти на треть, что также является рекордным показателем.

Наибольший рост доли просроченной задолженности зафиксирован в секторе необеспеченного кредитования. Так, КП по кредитам на покупку потребительских товаров достиг 8,6% (кварталом ранее — 7,2%), а по кредитным картам — 6,4% (кварталом ранее — 5,6%).

Наименьший рост КП отмечен в залоговом кредитовании. Так, в автокредитовании показатель просроченной задолженности остался практически на том же уровне, что и в предыдущем отчетном периоде — 3,7% (на 1 января 2015 г. — 3,6%). Характерно, что в I квартале 2015 года впервые за 3 года на целых 0,5% выросла доля просроченной задолженности по ипотечным кредитам. По итогам I квартала 2015 года она составляла — 3,0% (на 1 января 2015 г. — 2,5%).

Автокредитование

Такая ситуация напрямую повлияла на автомобильный рынок страны. Как сообщает НБКИ, в I квартале 2015 года выдача новых автокредитов сократилась на 74,1% по сравнению с I кварталом 2014 года. Сами продажи новых автомобилей упали не так сильно: за I квартал 2015 года продано 275,4 тыс. шт., что на 50,4% меньше, чем годом ранее. Соответственно доля новых автомобилей, проданных в кредит в I квартале 2015 года, составила 20,1%, что в 2 раза меньше показателя годичной давности.

«Автокредитование страдает наиболее сильно от нестабильности экономической ситуации в стране, — говорит Александр Викулин, генеральный директор НБКИ. — Мы надеемся, что программы государственной поддержки автокредитования смогут выровнять ситуацию, и финансовый сектор, как и прежде, будет способствовать развитию автомобильной отрасли».

«Стагнация продаж в I квартале стала следствием общеэкономического положения в стране, — говорит Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства „АВТОСТАТ“. — Автокредитование является важным инструментом поддержки автомобильной отрасли, и мы ожидаем активизации банков в связи с принятием государственной программы».

Динамика выдачи новых автокредитов и доли автомобилей, продаваемых в кредит

Кредиты для бизнеса

Ужесточение требований к заемщикам со стороны кредиторов почувствовали на себе не только физические, но и юридические лица. Как оказалось, крупный бизнес сильнее всего заметил ужесточение требований к залогу по кредитам в 2015 году. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года.

Половина (49%) предпринимателей сообщили, что в текущем году ужесточились требования к залогу или другому обеспечению по кредитам для бизнеса. Причем крупный бизнес оказался наиболее восприимчив к изменению условий обеспечения кредитов: 65% предприятий указали на их ужесточение. Для сравнения, среди опрошенных менеджеров малых предприятий так считают 43%, а среди среднего бизнеса — 59%. Стоит также отметить, говорится в материалах НАФИ, что, чем хуже предприниматели оценивают текущее финансовое положение своей компании, тем чаще они сетуют на ужесточение требований к залогу или другому обеспечению по кредитам.

17% опрошенных руководителей компаний отметили, что требования к залогу остались прежними. Такое мнение в большей степени свойственно тем опрошенным, которые дают хорошие оценки финансового положения предприятия. Смягчения условий не отметил практически никто. Еще треть опрошенных (33%) затруднились ответить на данный вопрос, и таковых больше всего среди руководителей малого бизнеса.

Ужесточились ли в 2015 году требования к залогу или другому

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ, считает, что больше всего бизнесменов смущают ограничения по годовому обороту и сроку существования компании на рынке, а также ограничения по форме залога: «Установленные ограничения приводят к снижению финансовой доступности, при которой получение „длинных“ и дешевых денег не представляется возможным. Данная ситуация вынуждает предпринимателей обращаться к альтернативным источникам финансирования, так как получение кредитов у иных участников рынка (микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и пр.) может стать более привлекательным и востребованным среди представителей малого и среднего предпринимательства особенно в условиях ужесточения требований к получению финансовых средств со стороны банков. Такая ситуация опасна прежде всего для самих банков, поскольку постепенное охлаждение рынка кредитования приведет к усилению конкуренции между банками и невозможности развиваться экстенсивным путем».

Ситуация на финансовом рынке неминуемым образом отражается на деятельности промышленных предприятий. Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет аналитический материал, характеризующий состояние делового климата на российских промышленных предприятиях в апреле 2015 г. Используемые данные базируются на результатах опросов руководителей около 4 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом.

Апрельские оценки руководителей состояния делового климата на возглавляемых ими крупных и средних промышленных предприятиях, в основном, повторили достаточно низкие значения прошлого месяца. Среди выявленных незначительных отклонений от мартовской траектории наблюдались как негативные, так и позитивные изменения. В частности, если оценки респондентов производственной ситуации полностью совпали с предыдущим месяцем, то их мнения об изменении спроса на свою продукцию ухудшились. Так, в отчетном периоде зафиксирована самая низкая доля респондентов за весь посткризисный период (с 2009 г.), сообщивших о росте спроса на свою продукцию по сравнению с предыдущим месяцем (лишь 14%). При этом 17% респондентов констатировали снижение спроса и почти 70% сохранили мартовский уровень спроса.

Основными факторами, которые продолжают ограничивать производство, продолжают оставаться три проблемы, традиционно превалирующие над другими, — «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны» (49% респондентов), «неопределенность экономической ситуации» (45%) и «недостаток финансовых средств» (42%).

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться