Дело «Росгосстраха»

Финансовые рынки 06 Июн 2015, 10:04
Дело «Росгосстраха»

«Данное решение принято в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности применения коэффициента бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат…) при расчете страховой премии по ОСАГО», — говорится в сообщении регулятора.

Нарушения «Росгосстрахом» законодательства по ОСАГО, в том числе непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, носили массовый характер, отмечает ЦБ. «Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО», — сказано в релизе. С начала года компании было выдано 385 предписаний ЦБ. В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг.

Напомним, что «Росгосстрах» — один из крупнейших российских страховщиков. Он был образован в феврале 1992 года, стал правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Чистая прибыль ООО «Росгосстрах» по МСФО за 2014 год выросла на 17% — до 4,6 миллиарда рублей. Объем страховых премий увеличился почти на 30% — до 129,9 миллиарда рублей.

Налог на автомобилистов

Ситуация с «Росгосстрахом» вряд ли как-то отразится на простых автомобилистах, так как тарифы на ОСАГО определяются на законодательном уровне. Однако это событие является важным для страхового рынка в целом.

Еще в апреле в ходе «прямой линии» президент РФ Владимир Путин заявил, что увеличение стоимости ОСАГО является экономически вынужденной мерой, тарифы долгое время не корректировали. «Поднятие стоимости ОСАГО — это решение было принято Центральным банком, экономически вынужденная мера. Во-первых, потому что 11 лет не корректировали эту ставку, во-вторых, потому что стоимость запчастей выросла в связи с курсовой разницей. В-третьих, потому что возросла стоимость платежей, связанных с охраной жизни и здоровья людей», — сказал он.

Базовый тариф по ОСАГО повысился с 12 апреля на 40%, при этом до 20% расширился коридор, в рамках которого страховые компании могут устанавливать свои тарифы. Увеличение тарифов связано с вступившими в силу с 1 октября 2014 г. изменениями в законе об ОСАГО, которые предусматривают увеличение максимальных страховых выплат за ущерб имуществу со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, за причинение вреда жизни — с 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Базовый тариф по ОСАГО на легковые автомобили для физических лиц, который ранее составлял 2440–2574 рубля, повышен до 3432–4118 рублей, а в ряде субъектов РФ стоимость полисов стала еще выше из-за изменения региональных коэффициентов.

Более половины автомобилистов (53%) считают, что изменения в правилах обязательного страхования гражданской ответственности и рост стоимости этого полиса не улучшат ситуацию с выплатами возмещения ущерба, с ними не согласны 31% опрошенных. Об этом свидетельствуют данные опроса «Левада-центра». При этом об изменениях в правилах ОСАГО знают 70% автомобилистов, 20% заявили, что слышали о них, а 10% — не знают об этом ничего.

yurgens

Президент ВСС и РСА Игорь Юргенс считает, что главный урок «дела» Росгосстраха — страховщики не должны навязывать свои услуги, раскручивая затраты клиентов


То, что ОСАГО как система автострахования работает плохо, а этот полис — очередной налог на автомобилистов, считают 74% россиян, которые пользуются личным транспортным средством. То, что ОСАГО работает хорошо, считают 20% опрошенных. По мнению 63% автомобилистов, получить возмещение ущерба по ОСАГО сейчас сложно. Четверть опрошенных полагают, что это просто, а остальные затрудняются ответить.

Ситуация на рынке

Ограничение действия лицензии страховой компании «Росгосстрах» на ОСАГО должно повлиять на тактику предоставления услуг страховыми компаниями, исключив навязывание потребителям дополнительных продуктов и сервиса. Такого мнения придерживаются опрошенные РИА Новости эксперты страховых союзов. «Если никто не среагирует правильно и будет продолжать навязывать услуги, то подобная ситуация повторится», — считает президент ВСС и РСА Игорь Юргенс. Но, по его словам, «все всё поняли и собираются работать максимально транспарентно и в соответствии с законом».

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев предположил, что большое количество жалоб поступает к регулятору не только на «Росгосстрах». «Действия ЦБ заставят их (другие страховые компании. — Ред.) отреагировать дополнительно, в плане ненавязывания услуг, снижения жалоб», — сказал он. В противном случае, по его словам, к ним также будут применены санкции со стороны Центробанка.

«Граждане жалуются и на других страховщиков… Отличие только в объеме жалоб… Такого количества в процентах от заключенных договоров страхования нет у других страховых компаний», — комментирует ситуацию член правления ВСС и первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.

«Фактически компании было сделано очень серьезное предупреждение», — заявил журналистам первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Он объяснил, что «Росгосстрах» является «системно значимой компанией», а это, по его словам, не привилегия, а дополнительная ответственность. «Поведение этой компании оказывает влияние в принципе на весь рынок, на его оценку, на имидж и т. д., — пояснил он. — С нашей точки зрения, мы предприняли все усилия как в отношении данной компании, так и в отношении других компаний, чтобы ситуацию стабилизировать. Поэтому это решение последовало только в ответ, как нам показалось, на непонимание нашей позиции».

Для «Росгосстраха» решение регулятора явилось полной неожиданностью. «Те претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений», — говорится в комментарии пресс-службы страховщика.

В ЦБ полагают, что ситуация, несомненно, повлияет на страховой рынок, так как «Росгосстрах» занимает достаточно значимую позицию в ряде регионов. «Наша задача сегодня вместе со страховым сообществом, с крупнейшими страховыми компаниями и в том числе с самим „Росгосстрахом“ в плане исполнения наших требований как можно быстрее вернуться к нормальному уровню продаж», — пояснил Владимир Чистюхин.

ЦБ РФ надеется в ближайшее время снять ограничения с «Росгосстраха». «Мы надеемся, что компания в самое ближайшее время стабилизирует свою деятельность в плане взаимоотношений с потребителями, и мы данные меры воздействия снимем», — сказал Чистюхин, добавив, что данная мера введена на шесть месяцев: «Но это только максимальный срок, который по законодательству допустим».

Министерство финансов РФ встревожено ситуацией на рынке ОСАГО, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. «В общем и целом ситуация на рынке ОСАГО нас продолжает тревожить, — заявил он в кулуарах международной конференции страховщиков. — К сожалению, после принятия закона об ОСАГО около года назад мы ожидали улучшения ситуации более значительного, чем произошло. Несмотря на принятые нормы, к нам приходила информация о том, что продолжается навязывание продуктов, в некоторых регионах не было полисов».

Владимир Чистюхин

Владимир Чистюхин: «Наша задача сегодня вместе со страховым сообществом, с крупнейшими страховыми компаниями и в том числе с самим «Росгосстрахом» в плане исполнения наших требований как можно быстрее вернуться к нормальному уровню продаж»


Депутаты могут в случае развития негативной ситуации на страховом рынке внести поправки в закон об ОСАГО, которые будут ужесточать ответственность страховщиков за нарушение прав автовладельцев, заявил РИА Новости первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Он считает, что мера, принятая ЦБ, «вполне заслуженная». «Это хороший сигнал для остальных страховщиков вести себя прилично, потому что ведь если ущемлять интересы автовладельцев, граждан РФ, то можно так лицензии вообще лишиться. Тем более если вспомнить, как задумывался закон об ОСАГО, то это проект был социальным изначально, это не коммерческий проект. Он должен оставаться таким», — добавил парламентарий, подчеркнув, что Центробанк должен защищать в первую очередь права граждан, а не интересы коммерческих структур.

«Если какие-то негативные процессы на этом страховом поле будут иметь место или будут продолжаться, вполне возможно, не исключаю, что мы, депутаты, внесем изменения в закон об ОСАГО, которые еще жестче будут предусматривать ответственность страховых компаний за нарушение прав автовладельцев, наших страхователей», — сказал Лысаков. Депутат подчеркнул, что прежде всего ЦБ должен предпринимать меры к «проштрафившимся страховым компаниям», но никто не ограничивает законодателей внести изменения в закон об ОСАГО, «которые бы более объемно, четко защищали права автовладельцев».

Лысаков считает, что в настоящее время достаточно тех изменений, которые были приняты летом в 2014 году. Недавние изменения в закон об ОСАГО имеют достаточно большой инструментарий воздействия на эти страховые компании», — сказал депутат. Согласно поправкам в закон увеличен размер неустойки, которую страховщик должен выплатить страхователю в случае нарушения сроков страховой выплаты — 1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки. Кроме того, приняты и другие меры по отношению к страховым компаниям.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться