Пластиковая колода

Финансовые рынки 27 Июн 2015, 16:31
Пластиковая колода

Такой низкий процент использования карт аналитики связывают с несколькими аспектами. Прежде всего карты часто выдаются клиентам, которые не испытывают явной потребности в заемных средствах. Это могут быть выдачи карт в местах массового скопления людей (аэропорты, ТЦ и др.), оформление карт клиентам зарплатных проектов или в качестве бонуса при оформлении крупных залоговых кредитов. Также не стоит забывать и о том, что кредитная карта — более сложный инструмент, чем тот же кредит наличными, и он требует от заемщика более высокого уровня финансовой грамотности. Не последнюю роль в распространении карт играет невысокий уровень покрытия торговых точек POS-терминалами за пределами городов-миллионников.

Как отмечается в материалах Объединенного кредитного бюро, после пересмотра банками своих кредитных политик, связанных с мерами ЦБ по охлаждению рынка розничного кредитования, на протяжении всего 2014 г. наблюдалось постепенное снижение количества новых выдач карт. Пик пришелся на январь 2015 г., когда банки практически приостановили кредитование. В последние месяцы рынок кредитных карт начинает оживать, но темпам роста до значений прошлого года пока далеко. Так, в апреле 2015 г. было выдано 181,8 тыс. кредитных карт с общим лимитом 7,277 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выдач сократилось в 4,5 раза, а объем — в 5,2 раза (в апреле 2014 г. было выдано 814 тыс. шт. на 38 млрд руб.). Однако по сравнению с мартом 2015 г. прирост количества выданных карт составил 30%. Средний лимит по новой выданной кредитной карте за год также сократился с 47 до 40 тыс. руб.

«Несмотря на значительное снижение количества и объема выдач, карты продолжают увеличивать свое присутствие в кредитных портфелях банков. На их долю приходится 44% от общего количества кредитов (в апреле 2014 г. — 41%), однако в деньгах эта доля менее существенна и составляет 16% (апрель 2014 г. — 14%)», — сообщают эксперты Объединенного кредитного бюро.

Рискованный продукт

В настоящий момент объем просроченной задолженности по используемым картам составляет 22,4% (по всем открытым — 11%), или 195 млрд рублей. Из них 21,6% — невозвратные долги с просрочкой платежей более 90 дней. В деньгах это примерно 188 млрд рублей. За год просрочка по используемым кредитным картам выросла на 8,6%, при этом рост просроченной задолженности по всему розничному портфелю составил только 2,8%.

По данным Объединенного кредитного бюро, высокий уровень просрочки в этом сегменте обусловлен тем, что в период бурного роста розничного кредитования 2011—2013 гг. банки использовали кредитные карты в качестве инструмента захвата рынка, не учитывая риски этого вида необеспеченных кредитов. Карты распространялись среди заемщиков, о которых банки имели минимум информации. Также особенности механизма погашения долга в этом револьверном продукте требуют от заемщика определенного уровня финансовых знаний.

По словам Ирины Кремлевой, председателя совета директоров ОКБ, кредитные карты — не только наиболее рискованный, но и наиболее сложный в управлении продукт для банка: «Когда человек пользуется кредитом наличными, у него есть график ежемесячных платежей, которого он должен придерживаться. В случае с картами платежные обязательства у заемщика возникают только в момент, когда карта начинает использоваться. Для банка очень важно вовремя определить, почему у клиента возникла потребность в заемных деньгах, связано ли это с разовой крупной покупкой или, например, со снижением доходов. По данным Сбербанка мы видим, что заемщики стали активнее использовать имеющиеся карты, процент использования карточных лимитов за год увеличился с 33 до 38%. В этом случае на первый план выходит технология управления установленным лимитом: в зависимости от анализа поведения клиента, основанного на внутренних и внешних источниках информации, банк может в автоматическом режиме увеличивать установленный лимит для хороших клиентов или уменьшать лимит в случае обнаружения у клиентов проблем с выполнением кредитных обязательств».

Розничные заемщики

По итогам четырех месяцев 2015 г. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) зафиксировало значительное сокращение количества розничных заемщиков. По состоянию на 1 мая 2015 г. количество действующих заемщиков в потребительском кредитовании составило 35,3 млн человек, снизившись с начала года почти на 3 млн человек, или на 7,7% (на 01.01.2015 — 38,2 млн человек). Эти сведения основаны на информации от 3000 кредиторов, представляющих данные в НБКИ.

С точки зрения размера кредита наибольшее падение численности розничных заемщиков с начала 2015 г. было отмечено в сегменте самых «мелких» кредитов — до 30 тыс. рублей (на 10,0%). Также высокие темпы сокращения количества заемщиков были зафиксированы в сегменте от 30 тыс. до 100 тыс. руб. — на 8,0%.

Сокращение количества заемщиков во многом обусловлено начавшейся еще в 2014 г. корректировкой кредитных политик банков, связанной с более тщательным подходом к оценке рисков, вызванных снижением кредитного здоровья розничных заемщиков. Прежде всего его наиболее «закредитованного» сегмента — заемщиков с низкими доходами. Это потребовало от банков пересмотра имевшихся стратегий розничного кредитования, успешно работавших в предыдущие годы, и нового планирования своей деятельности.

Результатом такого подхода банков к потребительскому кредитованию стало снижение долговой нагрузки на заемщиков с низкими доходами. Наиболее очевидным этот тренд стал в первые месяцы 2015 г.

«В 2014 г. и первые месяцы текущего года банки корректировали свою розничную кредитную политику. Можно констатировать, что подход кредиторов к розничному кредитованию стал более консервативным, а оценка кредитных рисков заемщиков — более тщательной. Бесспорно, это положительная тенденция, ведущая к более равномерному распределению долговой нагрузки на различные сегменты заемщиков, — полагает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Вместе с тем ускорение темпов сокращения числа заемщиков в 2015 г. также связано с общеэкономическими причинами, приведшими к падению уровня доходов населения. А это в свою очередь делает малодоступными кредитные инструменты для определенной части населения».

Однако очень похоже, что самые «мелкие» заемщики вместо банков отправились в микрокредитные организации. По информации 2300 микрофинансовых институтов (МФИ), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на начало мая суммарный объем предоставленных МФИ займов населению составил 48 535 млн руб. Данный показатель увеличился с начала 2015 г. на 40,26%. 28 797 млн руб. из этой суммы приходится на займы на покупку потребительских товаров (средний размер займа — 36 тыс. рублей), а 19 738 млн руб. — на микрозаймы (средний размер — 15 тыс. рублей). Всего по состоянию на начало мая НБКИ фиксирует 2 млн 109 тыс. действующих займов.

20,27% действующих займов обслуживаются с просрочкой. Это на 1,45 процентных пункта больше, чем в начале года. При этом в секторе займов на покупку потребительских товаров НБКИ фиксирует улучшение качества обслуживания (доля займов с просрочкой уменьшилась с 11,79 до 9,14%), а в секторе микрозаймов ухудшилась (доля займов с просрочкой увеличилась с 24,21 до 26,99%).

«Микрофинансовые институты, работающие в секторе займов, близких по своим параметрам к банковским кредитам, повышают требования к своим клиентам, что находит отражение в качестве их базы, — говорит Александр Викулин. — Сектор займов до зарплаты, для которого характерны совсем небольшие суммы на срок от нескольких дней до нескольких недель, сталкивается с ухудшением качества обслуживания микрозаймов. Модель бизнеса таких МФИ позволяет быть эффективными при высоком уровне просроченной задолженности, однако и в этом сегменте мы наблюдаем стремление компаний повысить качество управления рисками. Прежде всего за счет внедрения скоринг бюро НБКИ, систем противодействия кредитному мошенничеству и т. п.».

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться