Мобильный банкинг покоряет мир

Мобильный банкинг покоряет мир

Финансовые рынки 20 Сен 2015, 11:59
Мобильный банкинг покоряет мир

О том, что клиенты все более охотно осуществляют мобильные платежи, свидетельствует статистика роста пользователей системы Apple Pay. По данным специалистов компании Auriemma Consulting Group, 42% владельцев смартфонов iPhone 6 и iPhone 6+ используют для транзакций встроенную в них платежную систему. И 70% из них заявили, что при прочих равных они, скорее, выберут тот магазин, который будет принимать такие платежи, нежели тот, в котором такая функция будет отсутствовать.

Так, компания Samsung недавно представила первые результаты работы своего нового платежного сервиса, запущенного в работу 20 августа нынешнего года. По данным компании, за первые пять дней работы приложения Samsung Pay в системе было зарегистрировано 80 тысяч кредитных и дебетовых карт. При этом более 10 тысяч из них подключено в первый день. В Соединенных Штатах Америки появление Samsung Pay анонсировано 28 сентября. Именно на эту дату назначена официальная презентация нового сервиса для американских пользователей.

Основное отличие новой платежной системы от ее ближайшего конкурента — Apple Pay заключается в том, что она может применяться и на устаревших терминалах, принимающих только стандартные карты с магнитной полосой. Подтверждение платежа будет осуществляться с помощью сканирования отпечатка пальца владельца счета.

Параллельно с этим корейцы выпустили на рынок и еще одну новинку — платежную систему для телевизоров, позволяющую совершать покупки прямо с экрана телевизора. Для этого пользователю понадобится ввести данные своей карты в соответствующую регистрационную форму с помощью сенсорного монитора, а затем просто совершать покупки, выбирая продукт и затем вводя четырехзначный пин-код.

Что касается ее другого конкурента, то мобильная платежная система Android Pay должна была заработать еще в конце августа, однако до сих пор это система недоступна для пользователей.

Интернет-спрос — драйвер экономического роста

Специалисты International Data Corporation (IDC) в середине августа выпустили очередное исследование, посвященное рынку мобильных платежей. Согласно их прогнозам, в 2017 г. в целом в мире объем мобильных платежей (mPayments) составит $1 трлн. Это примерно на 124% больше, чем ожидаемый объем рынка в 2015 г.

В значительной мере этому будет способствовать ситуация, складывающаяся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где интернет-торговля и мобильная коммерция растут небывалыми темпами. Как ожидается, именно этот регион приведет мир к мобильным платежам.

Специалисты IDC полагают, что наибольший рост mPayments, в частности, связан с ростом мобильной коммерции в развивающихся странах и сопровождается бурным развитием Интернета и приобретением населением смартфонов. Кроме того, недостаточное распространение инфраструктуры приема кредитных/дебетовых карт в развивающихся странах заставляет население двигаться по пути использования mPayments, совершая операции через банковские счета, связанные с мобильными кошельками.

По словам аналитиков, этот регион крайне неоднороден. Очевидна огромная разница между зрелыми азиатскими рынками, такими, например, как Гонконг, Сингапур, и развивающимися азиатскими экономиками, такими как Китай, Индия и Индонезия. Зрелые рынки характеризуются высокими уровнями распространения банковских карт. Они будут развиваться по схожему пути с крупными западными экономиками. Там мобильные платежи будут распространяться с акцентом на технические решения, основанными на NFC. Это будут перспективные рынки для развития таких платежных систем, как Apple Pay и Android Pay.

Аналитики выделяют три основные группы по развитию мобильных платежей, на которые можно разбить страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая группа — это страны, где наиболее развиты обычные платежные банковские карты, вторая — страны с развитыми мобильными платежными системами и третья — страны, где получили распространение мобильные деньги.

Мобильный банкинг в России

Что касается России, то более трети предпринимателей используют банковское мобильное приложение в своей работе, причем руководители небольших и молодых компаний в этом плане являются более продвинутыми. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

38% руководителей бизнеса сообщили, что в их компании используется мобильный банк для проверки баланса или совершения платежей. Причем чем меньше и моложе предприятие, тем чаще сотрудники практикуют использование подобных инноваций (40% среди микроорганизаций против 29% среди крупных, а также 25% среди образованных до 1990 г. против 39% среди образованных в 2000-е). Не использует мобильный банк половина компаний (50%), чаще это крупные и образованные более 25 назад организации.

По данным НАФИ, 40% руководителей компаний считают безопасным управление счетами организации с помощью мобильного приложения. Около трети (32%) все же полагают, что это небезопасно. А 18% находят доводы и «за», и «против». Примечательно, что средние и микропредприятия доверяют такому сервису: 47 и 41% опрошенных соответственно высказались за безопасность мобильного приложения. Предприниматели, имеющие опыт подобного управления финансами компании, намного выше оценивают безопасность приложений (63% среди тех, кто внедрил такой сервис, против 24% тех, кто не пользуется корпоративным мобильным банком).

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ, отмечает, что «повышение доступности и качества мобильной связи наряду с технологической эволюцией мобильных телефонов сформировали условия для распространения мобильного банка как среди населения в целом, так и среди бизнеса в частности. Тем не менее доля пользователей указанной услугой среди населения в 4 раза ниже, чем среди юридических лиц (10% против 38%). Такая разница объясняется несколькими причинами. В первую очередь следует отметить, что „знакомство“ с мобильным банком, как правило, происходит после „освоения“ интернет-банка, который выступает в качестве „проводника“ в дистанционное банковское обслуживание. Учитывая более широкое распространение данной услуги среди бизнеса (56% против 18%), неудивителен и более высокий процент пользователей мобильным банком. Во-вторых, бизнес чаще вынужден совершать какие-либо банковские операции и платежи, что так или иначе вынуждает искать способы сокращения своих временных затрат путем подключения дистанционных сервисов, одним из которых и выступает мобильный банк. В-третьих, следует учитывать, что для населения наличный способ оплаты по-прежнему остается более привычным и традиционным».

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться