Назло мошенникам

Финансовые рынки 22 Фев 2016, 10:03
Назло мошенникам

Замену полисов автостраховщики хотят сделать не только тотальной, но и одномоментной. Как заявил Игорь Юргенс, президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС), выступая на заседании президиума РСА, подробности этого мероприятия не будут раскрываться до последнего момента: «Эта мера позволит вывести из обращения поддельные полисы, а также усложнит возможность изготовления нового фальсификата и заставит задуматься страхователей, покупать ли сейчас поддельный полис, так как после 1 июля его придется приобретать снова», — пояснил он.

Пока предполагается, что автовладельцам не придется в связи с этим нести дополнительные расходы, так как все финансовые издержки по замене полисов должны лечь исключительно на плечи страховщиков. Но так как какие-либо подробности этой «спецоперации» держатся в строжайшей тайне, на практике можно ожидать чего угодно.

«Чему бы грабли ни учили, но сердце верит в чудеса»

Проблема фальшивых полисов ОСАГО стала особенно актуальной в прошлом году, когда тарифы на этот вид страхования резко возросли. Если раньше страхователи тратили на приобретение полиса в среднем 4 тыс. руб., а порой даже и меньше (окончательная стоимость зависит от региона, от мощности автомобиля, стажа водителя, количества лиц, допущенных к управлению автомобилем и пр.), то в 2015 г. эта сумма в Москве в среднем стала составлять 8–10 тыс. руб. На этом фоне сразу же активизировались мошенники, которые под видом страховых брокеров стали предлагать автовладельцам приобрести полис ОСАГО «по старой цене», а иногда даже и всего за 1–2 тыс. руб.

У потенциального страхователя, как правило, нет возможности проверить подлинность получаемого им документа, а желание сэкономить часто полностью заглушает голос здравого смысла, напоминающего про бесплатный сыр. В итоге число россиян, купивших подделки, по данным РСА, уже сейчас перевалило за миллион человек.

Ничего удивительного. В условиях кризиса и ощутимого снижения покупательной способности столь резкое повышение стоимости ОСАГО больно ударило по кошелькам рядовых автовладельцев. Страховщики, заботясь о сохранении собственных доходов, не стали входить в положение страхователей, и те начали самостоятельно искать пути минимизации издержек. И государство, и бизнес неоднократно сталкивались с таким эффектом «противодействия», когда резкое повышение обязательных платежей при неблагоприятных экономических условиях приводило не к увеличению прибыли, а к росту неплатежей и расцвету мошенничества. Но раз за разом, оказываясь в схожей ситуации, они выбирают снова все тот же путь.

Сами виноваты

Сейчас, по данным экспертов РСА, на рынке встречаются фальшивые полисы двух типов. Первый тип представляет собой оригинальный, настоящий бланк полиса ОСАГО тех страховых компаний, которые уже не ведут деятельность либо намереваются прекратить работу в самое ближайшее время. А второй — это обычная подделка, часто довольно хорошего качества. Например, номер такого полиса может быть зарегистрирован на другой автомобиль, чей владелец приобрел страховку на законных основаниях. Либо же это может быть просто бумажка надлежащего вида, которой будет достаточно для того, чтобы не иметь проблем с ГИБДД, но которая не даст права требовать возмещения ущерба в случае аварии.

Разумеется, все риски, связанные с приобретением фальшивок, ложатся на плечи их покупателей. Представители страховых компаний считают, что покупка заведомо поддельных полисов должна влечь за собой ответственность вплоть до уголовной. По их словам, подделки реализуются только через сомнительные пункты продаж, например в припаркованном на обочине микроавтобусе с табличкой «Автострахование». И если человек покупает полис фактически с рук, да еще и в пять раз дешевле, он должен отдавать себе отчет в том, что нарушает закон. При наступлении страхового случая никаких выплат по такому полису не будет, и обладателю фальшивки придется возмещать ущерб из собственных средств.

Этим список возможных проблем не ограничивается. Поддельный полис может быть выявлен и без всяких аварий — во время стандартной проверки документов сотрудниками ГИБДД. Теоретически полиция имеет доступ к базе данных страховщиков и при желании может проверить подлинность предъявляемого полиса. В случае если обман откроется, водитель лишится права пользования автомобилем, а также будет обязан заплатить штраф в сумме до 80 тыс. руб. или в размере своего полугодового дохода. По нынешнему законодательству ему могут также грозить исправительные работы на срок до двух лет, обязательные работы на срок до 480 часов или даже арест сроком до полугода.

По словам Игоря Юргенса, в настоящее время обсуждается законодательная инициатива по повышению размера штрафа за управление транспортным средством без полиса. Особенно актуально такое решение в связи с тем, что с 1 января 2016 г. начал действовать порядок 50% дисконтирования штрафа при его оперативной уплате в течение 20 дней. Глава РСА считает, что эта мера частично служит мотиватором к использованию подделок, поэтому важен дополнительный экономический рычаг в виде повышенного штрафа для тех, кто ездит без полиса или использует фальшивый бланк.

Электронный полис нужен в бумажном виде

По мнению представителей ГИБДД, наилучшим решением проблемы со страховым мошенничеством может стать введение электронных полисов ОСАГО.

«Остроту проблемы, связанной с мошенничеством, мы узнали от страховщиков, потому что на дороге инспектору практически не дают возможности отличить поддельный полис от настоящего. Более того, необходимость проверки в этой ситуации по неким базам данных, которые существуют, отсутствует. Водитель должен предъявить инспектору страховой полис — не более того. Если полис полностью соответствует всем реквизитам, проблем никаких нет. Они возникают в последующем», — заявил замглавы ГИБДД России Владимир Кузин в интервью агентству «РИА Новости». По его словам, единственный выход из такой ситуации — это перевод полисов в электронный вид.

«И в этой области вполне возможно появятся мошенники, которые смогут влезать в базу данных. Тем не менее в ситуации, когда гражданин говорит о том, что у него есть электронный страховой полис, инспектору остается только проверить полис при наличии планшета либо с выходом на дежурную часть и связь с РСА по их информационной системе», — добавил Кузин. Также, по мнению замглавы ГИБДД, страховщикам нужно усиливать активную пропаганду, чтобы люди не поддавались на объявления о продаже дешевых полисов и не покупали подделки.

Напомним, что с 1 октября 2015 г. российские автомобилисты получили возможность приобретать полисы ОСАГО через Интернет. Пока, по данным РСА, доля электронных полисов в общем объеме продаж ОСАГО не превышает 1%, и сами страховщики не рассчитывают на то, что этот показатель в ближайшее время изменится. К слову сказать, эта услуга пока доступна только для физических лиц. Компании получат возможность приобрести электронные полисы с 1 июля 2016 г.

Сами страховщики напоминают автовладельцам, купившим полис через Интернет, что у водителя обязательно должна быть распечатанная копия этого документа. Такое требование содержится в Правилах дорожного движения. Однако в начале декабря 2015 г. первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов уже поручил подготовить изменения в ПДД, освобождающие владельцев электронных полисов ОСАГО от необходимости предъявлять сотрудникам ДПС бумажную версию полиса. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС.

С перспективностью такого нововведения согласен и глава РСА Игорь Юргенс. «Электронизация — электронные полисы, проверяемые в нескольких точках, у страховщика, в ДПС и на других сайтах — может окончательно вывести в маргиналы это мошенничество», — заявил он.

Ранее в союзе автостраховщиков активно обсуждалось возможное внедрение автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью камер, установленных на дорогах. Представители РСА намеревались в 2016 г. запустить такую опцию в Москве, Казане и ряде других городов, но недавно стало известно, что ее старт пока откладывается.

«Когда стало понятно, что база АИС РСА содержит ошибки и статистическая погрешность довольно велика, было решено во избежание создания излишней социальной напряженности повременить со стартом проекта и сосредоточиться на очистке базы. Сейчас происходит масштабное обновление системы, после которого чистота данных повысится, и можно будет вернуться к идее автоматических проверок», — пояснили ТАСС в Российском союзе автостраховщиков. Согласно концепции камеры должны в автоматическом режиме проверять наличие страховки у тех автомобилей, которые нарушают ПДД, причем количество штрафов за отсутствие ОСАГО не регламентируется. «Если в базе АИС РСА, к которой имеет доступ ГИБДД, не будет обнаружена информация о наличии полиса, то автоматически будет сформирован штраф и направлен автовладельцу, причем ровно столько раз, сколько он будет проезжать мимо камер», — говорится в сообщении ТАСС.

Еще одним направлением борьбы со страховыми фальшивками стала активизация работы по выявлению мошенников в Интернете. «Уже снято с делегирования 41 доменное имя; заблокировано 19 хостинг-аккаунтов; нарушения устранены на 11 ресурсах; заблокировано 104 аккаунта в социальных сетях; заблокировано 73 группы в социальных сетях; заблокировано 2 рекламных объявления в „Яндекс. Директ“, ведущих на мошеннические ресурсы; удалено 192 публикации на форумах и досках объявлений», — сообщил Юргенс на заседании РСА. Он также добавил, что ситуация с использованием подделок в ОСАГО уже получила общественный резонанс.

Устроили «кипеш»

«Тотальная» и «одномоментная» замена всех полисов ОСАГО грозит стать не менее резонансной темой. Во-первых, фактор внезапности может спровоцировать панику среди автовладельцев. По данным РСА, в России ежегодно продается 42 млн полисов ОСАГО, и страшно представить, как может выглядеть такая толпа, единовременно пришедшая в офисы страховых компаний. А во-вторых, по сообщениям СМИ, обновленные бланки сами по себе будут стоить дороже на 6–15%, в зависимости от того, какую именно защиту будет применять при их изготовлении «Гознак».

К слову сказать, представители «Гознака» крайне скептически относятся к идее одномоментной замены всех страховых полисов. «Это неграмотно делать одномоментно, устраивать кипеш», — цитирует ТАСС слова помощника генерального директора ФГУП «Гознак» по связям с общественностью Натальи Никифоровой. Представители Центрального банка также заявили, что в их ведомство пока не поступали предложения страховщиков об одномоментной смене бланков ОСАГО.

Параллельно депутаты Государственной Думы предлагают все же немного ослабить давление страховщиков на карманы россиян. По словам первого зампреда конституционного комитета Госдумы РФ Вячеслава Лысакова, необходимо ввести систему льгот для различных категорий автовладельцев, прежде всего для многодетных автомобилистов. «Буду добиваться использования резервного фонда РСА в качестве частичного погашения или полного погашения стоимости ОСАГО», — цитирует депутата агентство РИА Новости, добавляя, что Лысаков также считает необходимым распространить подобные скидки и на инвалидов.

Никаких деталей, касающихся обсуждаемой системы льгот, пока не сообщается. Можно предположить, что в ближайшие месяцы данная тема получит распространение, однако это вовсе не будет свидетельствовать о жизнеспособности идеи. Мы вступаем в полосу подготовки к думским выборам, а значит, нужно быть готовым к целому валу замечательных инициатив, не каждая из которых будет реализована.

Юлия Земцова

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться