Не повторить ошибок

Финансовые рынки 27 Фев 2015, 19:05
Не повторить ошибок

В 2009 году Россия была на перепутье. Можно было начать комплексные реформы, которые способствовали бы ускорению экономического роста. А можно  просто надеяться на улучшение конъюнктуры на сырьевом рынке и ждать повышения цен на нефть, чтобы пополнить госбюджет. Российские власти решили пойти по легкому пути, и это привело к разрушительным результатам, которые теперь уже очевидны. Теперь с аналогичным выбором столкнулся Азербайджан. Учтет ли эта страна ошибки северного соседа? И стоит ли Баку ждать восстановления цен на нефть или удвоения экспорта газа в ЕС?

Бюджет и экономика Азербайджана сильно зависят от нефтяного и газового экспорта в Европейский союз. Доля энергоресурсов составляет почти 95% от общего объема экспорта, примерно 45% ВВП и 70% бюджетных поступлений. За последние пять лет нефтегазовые доходы помогли поддержать рост реального ВВП и улучшили национальный платежный баланс. Однако экономические реформы в стране идут очень медленно – если, конечно, вообще идут. Страна занимает довольно низкие позиции в таких рейтингах, как Индекс восприятия коррупции Transparency International и оценка простоты ведения бизнеса, которую ежегодно проводит Всемирный банк. Иностранные прямые инвестиции в Азербайджан составили в прошлом году скромные 2,4 млрд долл., в то время как инвестиционные расходы достигли 27 млрд долл., и почти половина из них была в нефтяном и газовом секторах.

Официальный Баку продолжает говорить о необходимости проведения реформ для привлечения большого и устойчивого объема инвестиций в другие сферы экономики. Была даже принята программа, направленная на стимулирование инвестиций в определенных секторах к 2020 году. Однако прошлогодний обвал цен на нефть неизбежно повлечет за собой снижение темпов роста экономики. Это понятно всем, и потому в стране оживились дебаты по поводу активизации реформ и необходимости быстрых изменений.

Главная проблема заключается в том, что Азербайджан в течение последних трех лет постоянно наращивает объемы экспорта газа в ЕС, а вместе с ними и объемы газовых доходов в бюджет. И велика вероятность того, что правительство этой страны также предпочтет «легкий путь» и решит подождать, пока цены на нефть новь пойдут вверх или же пока объем экспорта азербайджанского газа вырастет вдвое.

Двойной удар

Чрезмерная зависимость страны от нефтяных и газовых доходов уже привела к тому, что в 2014 году рост экономики Азербайджана замедлился: ВВП страны увеличился лишь на 3% по сравнению с 5,8% годом ранее. Прогнозы на этот год еще менее утешительные. Падение нефтяных цен и обвал российского рубля заставили правительство 21 февраля 2015 года девальвировать национальную валюту – манат. Девальвация была ожидаема, но ее масштаб – на 33% по отношению к доллару США – стал настоящим сюрпризом. Это в очередной раз показало, насколько сильно сказываются на экономике этой страны изменения внешних факторов: ситуация на нефтяном рынке и рецессия в России. Ожидается, что в этом году в результате снижения доходов от экспорта нефти и газа дефицит бюджета Азербайджана вырастет примерно до 5% от ВВП по сравнению с прошлогодней почти безубыточностью, а счета текущих операций значительно сократятся – до 3-4% от ВВП.

Падение нефтяных цен должно было послужить для азербайджанских властей серьезным сигналом, указывающим на необходимость реформирования экономики. Однако правительство, похоже, рассчитывает на запуск к 2018 году двух своих новых энергетических проектов, которые могут позволить удвоить экспорт газа в Европу. Речь идет о разработке газового месторождения Шах-Дениз II и открытии Трансанатолийского газопровода TANAP-TAP. Таким образом, власти вполне могут делать вид, что нынешний период низких доходов нужно просто переждать. А столь серьезная девальвация маната поможет защитить бюджет от снижения нефтяных цен и позволит медленнее расходовать национальные сбережения. Кроме того, в октябре 2018 года в стране пройдут очередные президентские выборы. Известно, что президент Алиев, который в 2013 году начал на свою третью президентскую пятилетку, собирается вновь выставить свою кандидатуру, и, похоже, его основной стратегией станет курс на стабильность, а не на рискованные реформы.

Как сообщается в азербайджанской Программе развития-2020, ключевыми областями для будущего роста и инвестиционных возможностей должны стать туризм, строительство, телекоммуникации, банки и финансовые услуги, недвижимость и сельскохозяйственный сектор. После успешного проведения финала песенного конкурса «Евровидение» в 2012 году страна вновь готовится вновь принять у себя крупное мероприятие: в июне текущего года здесь пройдут Первые Европейские игры. Таким образом правительство также надеется привлечь иностранные инвестиции в неэнергетический сектор.

Помимо этого Азербайджан находится в сравнительно хорошем положении с точки зрения объема национальных сбережений и низкой долговой нагрузки, которая на данный момент составляет менее 15% ВВП. Все это может помочь ему создать более диверсифицированную экономику, если, конечно, власти страны этого пожелают. Нефтегазовые доходы, которые росли на протяжении последних двух десятилетий, позволили Азербайджану накопить значительные резервы в сумме более $50 млрд, которые находятся как в Центральном банке страны, так и в национальном энергетическом фонде SOFAZ. Сильная сырьевая база и стабильный, устойчивый рост, безусловно, позволят Азербайджану без серьезных потерь справиться с теми экономическими проблемами, которые несет стране российский кризис. Правда, это способно оказать как положительное, так и отрицательное влияние на принятие решения о проведении необходимых экономических реформ.

Инвестиционный рейтинг

Помимо снижения нефтяных цен и зависимости от падения российского рубля есть еще два серьезных фактора, которые могут нарушить спокойное ожидание лучших времен. Первый из них – опасность снижения странового рейтинга до «мусорного» уровня. Сейчас международное рейтинговое агентство S&P присвоило Азербайджану суверенный кредитный рейтинг на уровне чуть выше неинвестиционного. Медленный экономический рост и отсутствие ощутимых перемен могут уронить этот рейтинг на неинвестиционный уровень и, следовательно, спугнуть потенциальных инвесторов. В прошлом году правительство страны до последнего тянуло с составлением бюджета на 2015 год, но тем не менее эти расчеты сейчас все равно выглядят излишне оптимистичными – если, конечно, цены на нефть внезапно не взлетят вверх во второй половине года. Предполагаемые налоговые доходы составят 22,8 млрд долл., а расходы – 24,8 млрд. Образовавшийся дефицит в 2 млрд долл. будет равен 2,8% от планируемого ВВП. Большинство независимых наблюдателей прогнозируют еще более негативный результат – 5% дефицит бюджета, поскольку ожидается, что цены нефть все же останутся низкими. По прогнозам, страна выйдет на внешние рынки заимствований и потратит на покрытие дефицита бюджета около 40 млрд долл. из фонда национального благосостояния. При этом, если S&P опустит рейтинг Азербайджана до «мусорного» уровня, доступ к заемным средствам будет для страны затруднен, а вот трата долларовых резервов после масштабной девальвации станет более выгодной.

Сейчас у Азербайджана есть только один выпуск евробондов. Это $1,25 млрд долл. облигаций с погашением в марте 2024 года и доходностью 7,36%. Агентство S&P оценивает этот показатель на уровне ВВВ, и в середине февраля он составлял 4,9%. Следующий наиболее ликвидный выпуск – облигации государственной нефтяной компании SOCAR, сумма которых составляет $1 млрд долл., срок погашения – 2023 год, рейтинг S&P на уровне BBB и доходность 6,62% (6,1% в середине февраля). Также есть несколько мелких выпусков от AzRail, международного банка Азербайджана и компании SOCAR. Ранее сообщалось, что международный банк Азербайджана планирует выпустить в ближайшие месяцы исламские облигации на сумму 200-300 млн долл. Эта задача также заметно усложнится, если кредитный рейтинг страны будет снижен.

Другой фактор – продолжающееся противостояние с Арменией в Нагорном Карабахе. Этот тлеющий конфликт в любой момент может перейти в активную фазу. С прошлого лета количество столкновений на армяно-азербайджанской границе возросло, и в преддверии парламентских выборов в Азербайджане, намеченных на ноябрь, ожидается ужесточение военной риторики и увеличение числа приграничных конфликтов. Любой возврат к полномасштабной войне в этом регионе поставит Россию, США и Евросоюз в сложное положение и может не только замедлить инвестиционные потоки, но и больно ударить по политическим отношениям.

Дополнительной проблемой для властей является рост социальной напряженности в стране, который может привести либо к скорейшему проведению экономических реформ, либо к ужесточению репрессий против оппозиционеров. За последние два года по стране прокатилась целая череда акций протеста, которые прошли в крупных городах. Несмотря на то что количество бедных за последние 15 лет снизилось с 30% в 2001 до 8% в 2014 году, основной проблемой продолжает оставаться расслоение общества и серьезная разница в уровне жизни азербайджанской элиты и обычных граждан.

У всех этих проблем есть только два основных способа решения. Первый – это проведение экономических реформ и создание диверсифицированной экономики. Второй – закручивание гаек, подавление оппозиционных протестов и параллельное ожидание роста цен на энергоносители с последующим запуском месторождения Шах-Дениз II и увеличением поставок газа в Европу. Конечно, второй путь вызовет больше международной критики. Однако, как показывает практика, это вряд ли уменьшит газовые аппетиты ЕС.

По материалам BNE

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться