Название коалиции «Хорватия растет», основу которой составляет правящая
В результате ХДС выиграло 59 мест из 151, а «Хорватия растет» — 56. Однако СДП утверждает, что после присоединения сторонников — кандидатов от этнических меньшинств — у возглавляемой партией коалиции будет 72 места.
Неожиданно высокий результат показало политическое движение «Мост», получившее 19 мест. Партия представила список необходимых экономических реформ в обмен на поддержку любого правительства, готового провести их. Большинство членов «Моста» готовы поддержать СДП.
«Сейчас сложилась многообещающая политическая ситуация: „Мост“ — это темная лошадка, состоит в основном из университетских профессоров, представителей местных администраций и бизнесменов, — сказал bne IntelliNews Иван Дразетич (Ivan Drazetic) из управляющей компании InterCapital. — Это повод для оптимизма, потому что Национальный совет партии — ее верхушка — намерен отстаивать реформы государственного сектора. Их суть пока не ясна, но, по крайней мере, к ним привлекают внимание».
Последнее правительство, возглавляемое
«Первый удар [глобального кризиса 2008 г.] привел к тем же последствиям, что и в других странах Центральной и Восточной Европы — сильно пострадал и внутренний, и зарубежный спрос, — говорит Ален Ковач, главный экономист Erste Bank в Хорватии. — Следующие этапы кризиса выявили структурные недостатки, которые мешали восстановлению. Проблемы с конкурентоспособностью и узкая база экспорта ухудшили перспективы восстановления внешнего спроса, а внутреннему спросу мешали отсутствие реформ, закредитованный корпоративный сектор и неопределенность».
Привязанная к евро хорватская куна привела к внутренней девальвации, но реформы в трудовой сфере и устранение излишней бюрократии могли бы смягчить обвал валюты, а этим никто не занимался. Эффективный обменный курс снизился с 2008 г. на 5% по сравнению с 20% в среднем в регионе
Пока другие экономики региона восстанавливались за счет экспорта, Хорватия стояла на месте. При этом экспорт составляет 47% от хорватского ВВП, что на 12% больше по сравнению с 2009 г., но этот рост — лишь половина от среднего значения по региону, добавляет Стоич.
Как и в других странах Южной Европы, хорватский банковский сектор тоже в упадке. Согласно данным Hypo Ale Adria, доля просроченных кредитов выросла с 7,8% в 2009 г. до 17,6% в 2015 г. К 2017 г. этот показатель может вырасти до 18%. Если банки, работающие с евро, сравнительно защищены, то 3,4 млрд долл. кредитов, выданных в швейцарских франках, сильно подорожали. В сентябре правительство запустило программу конвертации долгов во франках в евро, аналогичную той, что уже проводит Венгрия и собирается проводить Польша.
«В 2001–2008 ВВП Хорватии рос в среднем на 4,3% в год вместе с ростом потребления, поддержанного иностранными заимствованиями, — говорит Дразетич. — Тогда же начали развиваться крупные инфраструктурные проекты, обеспечивая приток инвестиций и новые рабочие места. Но в 2009 случился перелом, вслед за которым лопнул потребительский пузырь, а мировой кризис остановил иностранные инвестиции в хорватскую экономику».
Зоран Миланович практически в одиночку пытается найти в своем пребывании во главе кабинета министров позитив для экономики Хорватии
Для решения проблемы инвестиций государство приняло новый закон «О стратегических инвестиционных проектах», прояснив критерии, по которым оценивается важность проекта. Приток туристов в 2015 г. и налоговые послабления поддержали внутреннее потребление. Финансирование со стороны ЕС увеличивается, а его освоение становится все более эффективным. «В то же время ясно, что членство в ЕС не панацея от экономических проблем, и структурные реформы
Ковач считает, что бюджетная консолидация обеспечит макроэкономическую стабильность и уверенный рост, но нынешние планы по сокращению расходов не вызывают доверия граждан в среднесрочной перспективе. Идея реформирования получила поддержку на выборах, но положение политиков шаткое — хорваты скептически настроены в отношении болезненных, но необходимых реформ.
Эндрю Макдауэлл, Загреб, bne
Перевод Анны Кравченко