Макроэкономическая политика «ретрогосударств»

Макроэкономическая политика «ретрогосударств»

Финансовые рынки 07 Фев 2016, 11:15
Макроэкономическая политика «ретрогосударств»

Я думаю, что О’Брайен преувеличивает. Не то, чтобы анализ был ошибочным (о текущих российских макроэкономических показателях знают все), но он, кажется, прогнозирует продолжение тренда (коллапса нефтяных цен), который на самом деле скоро закончится. Цены на сырье упали так сильно и быстро, что вероятность продолжения тенденция крайне низка. И, как признает сам О’Брайен, как только цены остановятся, укрепится и рубль. После этого проблемы, казавшиеся неразрешимыми, будут казаться не такими угрожающими. Именно это и случилось в начале и середине 2015 г.: нефть стабилизировалась, и катастрофа, нависшая над рублем, отступила, пусть и на время.

Однако, поскольку я учился сравнительной политологии, я анализирую Россию не изолированно, а в сравнении с другими странами. Россию часто называют ретрогосударством, имея в виду экономику, которая зиждется не на производстве с добавленной ценностью, а на выкачивании недр.

Как же выглядит Россия на фоне других ретрогосударств? Для сравнения возьмем Азербайджан и Саудовскую Аравию.

Как сообщали ранее bne IntelliNews, Центробанк Азербайджана придерживался весьма щедрой политики с тех пор, как в конце 2014 г. обрушились цены на нефть. Вместо того чтобы отпустить национальную валюту, как поступили Россия и Казахстан, ЦБА решил потратить основную часть своих международных резервов на поддержку привязанного к доллару маната. К концу 2015 г., по данным Рейтер, ЦБА потратил 62% резервов, имевшихся на конец 2014 г. Эти траты вынудили руководство Азербайджана идти на огромную девальвацию.

Если бы ЦБА был повинен только в защите привязки к доллару, это было бы еще полбеды. Серия ошибок продолжилась.

Так, Азербайджан ввел контроль за вывозом капитала, установив 20%-ный налог на транзакции, при которых деньги покидали страну. Это пока мягкие меры (по сравнению с возможным полным запретом на вывод средств), к тому же для иностранных инвесторов пока сделано исключение. Однако любые ограничения, наложенные на движение капитала, пусть это «всего лишь» налоги для внутренних инвесторов, это тревожный сигнал, оставляющий осадок.

Дефицит азербайджанского бюджета сейчас прогнозируется на уровне от 5,5 до 9,2% от ВВП, а государство поспешило на долговой рынок в надежде продать около половины миллиарда долгов. Таким образом, стратегия Азербайджана, в отличие от России, как можно дольше откладывать изменения в экономике и надеяться на скорое возвращение высоких цен на нефть.

Саудовцы делают практически то же самое. Бюджет страны на 2015 г. был утвержден с огромным дефицитом — более 15% от ВВП. В этом году, по подсчетам агентства Bloomberg, эта цифра может вырасти до 20%. Даже для страны с огромными валютными резервами такой дефицит грозит быстрым истощением. По подсчетам экспертов, если темп роста дефицита сохранится, то через пять лет от саудовских резервов ничего не останется.

К тому же резервы Саудовской Аравии постоянно уменьшаются, в отличие от российских, которые сейчас достигли того же уровня, что в марте 2015 г. До тех пор пока нефть остается дешевой, а национальная валюта привязана к доллару, страна будет стремительно терять деньги. Как и Азербайджан, Саудовская Аравия планирует крупные международные продажи долга для финансирования своего дефицита.

Азербайджан использовал почти все свои варианты борьбы с кризисом и запоздало осознает необходимость приспосабливаться к новым условиям. Саудовской Аравии может повезти больше. Как бы невероятно сейчас это ни звучало, но ничто не мешает ценам на нефть взлететь так же быстро, как они упали. Если это случится, саудовские власти будут выглядеть гениями, а российские — паникерами. Если нет, саудовцы, как и другие производители нефти, пошедшие против тренда, окажутся крайне уязвимыми.

В целом макроэкономическая политика Саудовской Аравии последнего года выглядит логичной, только если предположить, что правительство верит в долгосрочный рост нефти. Однако в то же время правительство пытается вытеснить других производителей нефти с рынка, держа цены на низком уровне.

Российская экономическая политика, особенно санкции на ввоз европейских продуктов, пока не очень эффективны. Тем не менее активность Министерства финансов и Центробанка достойна восхищения — они быстро начали проводить изменения для адаптации к новым условиям. Никто из стран-экспортеров не ведет себя так агрессивно, и чем дольше они откладывают реформы, тем тяжелее им придется в будущем.

Марк Адоманис, Филадельфия, bne

Перевод Анна Кравченко

Золотовалютные резервы Саудовской Аравии 2014–2015

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться