Почему растут акции российских ритейлеров

Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
Рынки / 20 сентября 2020, 12:00

Противовирусные бумаги

Акции российских ритейлеров в этом году порадовали своих владельцев. К концу I декады сентября отраслевой индекс потребительского сектора Московской биржи вырос по сравнению с началом года на 22,89%. И это притом что сам Индекс МосБиржи за этот период упал на 4,87%.

Из отраслевых индикаторов более высокий результат (+28,58%) показал только индекс металлов и добычи. Но здесь все объясняется феноменальным (примерно двукратным) ростом бумаг «Полюса» (тикер: PLZL) и «Полиметалла» (POLY), чей суммарный вес в индексе составляет 37%. Их успех можно в значительной степени объяснить традиционным во времена кризисов и в периоды интенсивной работы «печатных станков» центробанков всплеском интереса инвесторов к благородным металлам как к защитным активам.

Среди акций, входящих в состав индекса потребительского сектора, впрочем, также есть «не совсем ритейлер» «Яндекс» (YNDX) с весом 20%, подорожавший на 70%, но это перекос не столь радикальный, да и бумаги «классических» ритейлеров вели себя вполне достойно. Так, «Магнит» (MGNT), на который приходится 14,61% в индексе потребительского сектора МосБиржи, с начала года по 10 сентября прибавил на МосБирже 29%, X5 Retail Group (FIVE, 15,18% в индексе) – 22%, «Детский мир» (DSKY, 13,65%) – 10%, «Лента» (LNTA, 11,2%) – 6%.

Подъемная сила пандемии

Причина успехов предприятий розничной торговли, особенно продуктового ритейла, в том, что они оказались в числе бенефициаров пандемии. Не в такой, конечно, степени, как компании IТ-сектора, которые получили огромный наплыв пользователей и клиентов в связи с переходом значительной части бизнеса и потребителей в онлайн, но все же в значительной.

Во-первых, безусловно, сказалась специализация. Доходы населения, конечно, упали, равно как и потребительский спрос в целом. Это четко фиксировала статистика. Как Росстата, так и, например, оперативные данные Сбербанка (SBER). Однако кризис кризисом, но полностью отказаться от еды люди не могут. Равно как и от других предметов первой необходимости, среди которых, безусловно, ряд категорий товаров для детей.

Во-вторых, были уничтожены конкуренты. С продуктовым ритейлом все очевидно – рестораны, кафе и другие предприятия общепита были попросту закрыты на карантин. С непродовольственными сетями все не так очевидно. Но можно предположить, что карантин в данном сегменте оказался смертелен для представителей малого бизнеса; текущие сложности торговых центров и их жалобы в правительство на падение числа арендаторов – косвенное тому подтверждение. А это опять-таки вымирание конкурентов с точки зрения крупных сетей.

И наконец, третье. Уже из разряда гипотез. Падение доходов и уровня потребления в целом не идет равномерно по всем категориям товаров. Более того, корреляция цены и спроса в таких случаях может быть отрицательна. Классический теоретический пример: если в очень бедной стране поднять цены на дешевые сорта хлеба, люди станут покупать его больше – они просто уже не смогут позволить себе более дорогую пищу и будут отказываться от нее. В случае нынешнего кризиса, карантина, ситуации высокой неопределенности можно предположить, что имел место следующий эффект. Люди не смогли поехать в отпуск, не стали тратить средства на дорогую бытовую технику, автомобили и т. п. В результате у них образовалось больше денег на еду и «приятные мелочи» типа детских подарков.

Золотой коронакризис

Так или иначе, пандемия крайне положительно сказалась на финансовых результатах крупнейших российских ритейлеров – по крайней мере если судить по их финансовой отчетности по МСФО за I полугодие 2020 года.

У «Ленты» розничная выручка в I полугодии выросла на 9,6% год к году, до 213,4 млрд рублей; валовая маржа увеличилась до 23,29%, продемонстрировав рост на 77 б. п. год к году; рентабельность по EBITDA в I полугодии 2020 г. увеличилась до 10,17%, продемонстрировав рост на 207 б. п., или 26% год к году; сопоставимые розничные продажи (LFL) выросли на 7,1%.

У X5 Retail Group рост чистой розничной выручки составил 14,5% (до 961,5 млрд руб.), валовая рентабельность увеличилась на 11 б. п., до 25,3%, рентабельность по EBITDA составила 12,7% против 12,8% в I полугодии 2019-го, LFL выросли на 4,3%.

Объем консолидированной выручки «Детского мира» увеличился на 7,1%, до 59,9 млрд руб. LFL увеличились на 2,5%, валовая рентабельность составила 30%, рентабельность скорректированной EBITDA выросла на 0,2 п. п. год к году, до 9,7%.

«Магнит» объявил о росте полугодовой чистой розничной выручки на 15,7%, до 744 млрд руб., LFL выросли на 7,5%, валовая маржа сократилась на 9 б. п., до 25,5%, рентабельность EBITDA выросла на 43 б. п., до 7,0%.

Теперь главный вопрос: что дальше? Карантин закончился и вряд ли возобновится в тех же масштабах, часть публики вернутся в рестораны и любимые точки фастфуда. А вот проблемы с падением доходов населения вполне могут и задержаться, причем надолго, достаточно посмотреть на динамику спроса и цен на нефть. Равно как и привычка покупать в онлайне. И ритейлерам придется приспосабливаться к этим новым условиям жизни, когда на первое место, возможно, выйдут не вопросы роста выручки, а пути сокращения издержек. И инвесторам тоже придется обращать особое внимание на эти показатели.

1

1






Также в рубрике

  • Известные аналитики и эксперты в прямом эфире обсуждают, как исход выборов в США может повлиять на отношения с Россией.
    Мероприятия28 октября 2020, 18:03
  • О плюсах и минусах действующей схемы покрытия бюджетного дефицита в интервью «Финансовой газете» рассказал главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
    Интервью28 октября 2020, 17:00
  • Печатный станок включен, бюджет РФ финансируется де-факто за счет кредитов Центробанка. Об этом теперь говорят все. Между тем это совсем не крамола. Проблема в том, как именно устроен механизм трансформации свеженапечатанных денег в построение дороги в светлое будущее.
    Российская экономика28 октября 2020, 14:00
  • Правительство со следующего, 2021 года, рассчитывает изменить методику расчета прожиточного минимума, в том числе пенсионеров. Однако Счетная палата полагает, что новый подход не сможет обеспечить ежегодного роста данного показателя.
    Российская экономика28 октября 2020, 11:17
  • Через неделю – 3 ноября – в США изберут нового президента страны. Предварительное голосование уже идет. Ожидается рекорд явки избирателей начиная с 1908 года – до 65% от списочного состава.
    Мероприятия27 октября 2020, 17:00