Сколько стоят стройки века?

Сколько стоит 28 Июл 2013, 09:30
Сколько стоят стройки века?

Во-первых, это создание условий для развития экономики за счет функционирования самих объектов. А во-вторых, и это в нынешних условиях самое главное, — обеспечение инвестиций в развитие экономики. Если частный капитал из-за сложной финансовой ситуации в мире и плохого инвестиционного климата в России не торопится инвестировать, особенно в долгосрочные проекты, то государству ничего другого не остается, кроме как самому инвестировать средства в собственную экономику. Ну и в-третьих, а, скорее всего, именно это и есть высшая цель — явить миру мощную Россию.

Конечно, в идеале государство рассчитывает вернуть с определенной доходностью потраченные средства и привлечь к софинансированию проектов частный капитал. Тут уж как получится, это — не главная задача.

Для оценки размера государственных инвестиций можно сравнить их с объемом дефицита федерального бюджета. В конечном счете, если бы этих инвестиций не было, то средства могли бы пойти на финансирование этого дефицита. Ведь, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, дефицит федерального бюджета в 2014 году ожидается на уровне около 400 миллиардов рублей, в 2015–2016 годах — более 500 миллиардов.

Спортивные объекты

К числу последних уже реализованных мега проектов можно отнести проведение Универсиады в Казани. Министр спорта Виталий Мутко заявлял, что стоимость строительства спортивных объектов для этого мероприятия составила 47 млрд рублей. «На строительство спортивных объектов Универсиады было потрачено около 47 млрд руб. И бюджет не рос. Есть, конечно, определенная корректировка с использованием дефляторов, но она незначительная», — пояснял он журналистам.

Мутко также затрагивал тему Сочи и прежде всего строительства многострадального горнолыжного трамплина. «Вот говорят о Сочи, о трамплине. Так там удорожание идет за счет особенностей почв. Цемент льют, а грунт плывет. Тут ничего не поделаешь — так было выбрано место. Но он готов. Просто выступать на нем сейчас невозможно — стройка, пыль», — рассказал министр.

Вице-премьер Дмитрий Козак считает, что распространяемая некоторыми СМИ информация об астрономических суммах, выделенных на олимпийские стройки, недостоверна. По его словам, на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году из федерального бюджета выделено 100 миллиардов рублей и еще столько же направлено из внебюджетных источников. «Бюджетных средств на то, что мы можем считать расходами на проведение Олимпийских игр, будет выделено около 100 миллиардов рублей. Это всего. И такая же сумма собственно на Олимпиаду будет за счет внебюджетных источников», — сказал Козак. Он пояснил, что эти средства тратятся на строительство спортивных объектов, дороги, электросети, инженерные сети.

При этом Козак добавил, что «все, что западнее аэропорта Сочи, — это не Олимпиада», а там строятся очистные сооружения и транспортные развязки. Поэтому и колоссальные суммы, озвучиваемые в СМИ в связи с Олимпиадой, по его мнению, недостоверны: «Все другие средства — это средства на развитие города Сочи, на развитие региона, на развитие курорта». Ранее Козак сообщал, что смета на проведение зимних Олимпийских игр кардинально не менялась.

В целом на развитие города Сочи, транспортную инфраструктуру, которая является самой затратной, а также на проведение Олимпиады будет потрачено 1,5 триллиона рублей. Почти половина из этих средств — частные инвестиции. Для сравнения: даже половина «олимпийских» государственных средств — 750 млрд рублей — с лихвой покроет годовой дефицит бюджета.

Чемпионат мира

Другой мегапроект — Чемпионат мира по футболу 2018 года. Он, конечно, обойдется дешевле, чем Олимпийские игры, но ненамного. В середине лета министр финансов Антон Силуанов даже попросил законодательно ограничить расходы бюджета по подготовке к проведению в России Чемпионата мира по футболу 2018 года. «Из опыта проведения крупных мероприятий, таких как подготовка к проведению Олимпиады, мы сталкиваемся с удорожанием, поэтому считаю целесообразным окончательно принять решение о том, что цифра дополнительных расходов в 250 миллиардов рублей не подлежит изменению», — заявил Силуанов на заседании правительства РФ. На случай непредвиденных расходов, по его мнению, лучше предусмотреть в бюджете дополнительный резерв.

В качестве примера Силуанов привел саммит АТЭС, состоявшийся в России в прошлом году. Сумма расходов на его подготовку не была превышена.

По словам Виталия Мутко, всего на подготовку к ЧМ-2018 планируется потратить 664,1 миллиарда рублей, из них 336,2 миллиарда рублей — из федерального бюджета. Решение о выделении из бюджета 86,2 миллиарда рублей уже принято. Дополнительно министерство спорта запросило еще 250 миллиардов рублей. Решение по ним еще не утверждено, но уже согласовано в Минфине.

По словам Силуанова, необходимо сосредоточиться на приоритетных направлениях подготовки к ЧМ-2018, а такие задачи, как развитие транспортной инфраструктуры городов, в частности метро в Санкт-Петербурге, не относятся к первоочередным.

Метро для Подмосковья

Если метро в Санкт-Петербурге не относится к первоочередным задачам, по крайней мере, с точки зрения мегастроек, то метро в Москве, а точнее в Подмосковье, вошло в число приоритетов для финансирования.

В середине июля министерство транспорта Московской области представило проект развития легкого наземного метро, которое в ближайшие годы соединит около 10 крупнейших городов Подмосковья. Конечные станции будут расположены в том числе в Пушкино, Железнодорожном, Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Линии наземного метро пройдут через Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск. Согласно плану первая линия будет сдана в эксплуатацию до 2014 года, она пройдет вдоль линий Ленинградского направления МЖД через Химки, до Крюково и Поварово.

Кроме того, для выноса грузового трафика за периметр 70–100 километров от Москвы потребуется комплексная реконструкция северной части Большого московского окружного кольца (БМОК). Сроки реализации этого проекта — 2012–2016 год.

Реконструкция планируется для разгрузки железнодорожных путей, прилегающих к столице, в связи со строительством наземного метро в Подмосковье. Этот проект заложен в Программу развития железнодорожной инфраструктуры в Московском железнодорожном узле на 2012–2020 годы.

Для функционирования наземного метро в Подмосковье, запуск которого планируется в 2015 году, необходимо дополнительно ввести в эксплуатацию еще 120 электропоездов, сообщил министр транспорта Московской области Александр Зайцев: «С точки зрения подвижного состава, необходимо дополнительно запустить еще более 120 поездов, которые будут соответствовать требованиям максимального комфорта». Он отметил, что поезда будут оборудованы кондиционерами, удобными креслами, а в электричках дальнего направления наконец-то появятся туалеты.

«На сегодняшний день компания ЦППК, которая является основным оператором, уже приступила к модернизации старых вагонов. Они внутри ничем не будут отличаться от новых», — рассказал Александр Зайцев. По словам министра, электрички наземного метро в Подмосковье будут следовать с интервалом в 3–4 минуты, что соответствует интервалу движения поездов в столичном метрополитене.

Первые направления, на которых начнет работать наземное метро, — это Ленинградское, Горьковское и Ярославское. Затраты на такое метро в Подмосковье оцениваются в 236 млрд рублей.

Деньги из ФНБ

Но этим транспортные проекты не ограничиваются. В июне 2013 года президент Владимир Путин предложил вложить 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния в реализацию трех инфраструктурных проектов — строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, Центральной кольцевой автодороги, а также развитие «Транссиба» и БАМа.

Министр финансов Антон Силуанов скептически относится к расширению списка инвестиционных проектов, для финансирования которых планируется использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом он сообщил журналистам в кулуарах международной конференции «Долгосрочные инвестиции — залог устойчивого роста».

«Если сейчас мы размажем наш ФНБ по большому количеству проектов, это будет неэффективно», — считает он. По его словам, необходимо сконцентрироваться на реализации существующего перечня инвестпроектов.

Антон Силуанов отмечает, что стоимость проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань оценивается в 1–1,2 трлн руб. На реализацию проектов по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и модернизации Транссибирской магистрали потребуется еще 200 млрд и 300 млрд руб.

По мнению министра, существует риск нехватки средств ФНБ на другие цели в случае расширения списка инвестпроектов, финансируемых за счет фонда. «У нас средства ФНБ — это стабилизатор для проведения пенсионной реформы. Если будем и дальше эти деньги брать, есть риск, что у нас не будет ресурсов на случай, если реализация пенсионной реформы потребует дополнительного ресурсного обеспечения. Я очень скептически отношусь к проблеме дальнейшего инвестирования средств ФНБ в инвестпроекты», — сказал он. По мнению Антона Силуанова, оставшиеся средства фонда лучше размещать в более доходные ценные бумаги.

Оператором ряда проектов, финансируемых из ФНБ, может стать Внешэкономбанк. Президент Владимир Путин попросил ВЭБ вместе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) разработать механизмы сотрудничества в части работы над проектами, которые планируется финансировать из ФНБ, и по возможности привлекать к ним частные суверенные фонды.

«Вам обязательно нужно будет договориться с Фондом прямых инвестиций (РФПИ), потому что мы этот институт тоже будем подключать к работе. Здесь нужно, чтобы и Внешэкономбанк, и Фонд прямых инвестиций нашли каждый свою нишу. Но надо подумать, в какой части какой из институтов мы можем привлекать», — говорил Путин на встрече с главой ВЭБ Владимиром Дмитриевым. «ВЭБ вполне может быть оператором проекта, а Фонд прямых инвестиций может дорабатывать в плане привлечения наших партнеров из других инвестиционных фондов, суверенных фондов для участия в этих проектах, имея в виду, что 450 миллиардов рублей, о которых я сказал, выступая в Петербурге на экономическом форуме, это только стартовый капитал», — добавил президент, отметив, что каждый из этих проектов тянет на гораздо большую сумму.

По его словам, без этого стартового капитала движение по трем выбранным направлениям будет вообще невозможно. Поэтому необходимо выбрать оптимальные пути развития каждого из них, чтобы старт был удачным: «В этом смысле, конечно, ваше финансовое учреждение может сыграть очень заметную положительную роль. Я рассчитываю на это», — заявил президент главе ВЭБ.

Дмитриев ответил, что обязательно синхронизирует работу с РФПИ. «Те переговоры, которые мы уже провели в Минфине, прошли при участии моего однофамильца Кирилла Дмитриева, главы РФПИ. Мы, мне кажется, близки к поиску оптимальной структуры», — пояснил он.

Путин заверил его, что вложения в инфраструктуру РФ надежны: «Это, правда, не быстрые деньги, нет там моментальной отдачи, зато они долгосрочные и надежные. Если говорить о различных резервных фондах, которыми, собственно, и являются эти инвестфонды наших партнеров, то в них можно не просто хранить деньги, но и получить прибыль. Они должны быть окупаемыми».

По словам Путина, необходимо иметь такую управляющую компанию, которая может работать с привлекаемыми ресурсами и обязательно обеспечить прибыль, иначе эти проекты не будут привлекательными для тех самых частных фондов.

На находящиеся в управлении Внешэкономбанка пенсионные сбережения россиян теперь претендует и «Газпром». Компания уже предложила инвестировать часть этих средств в строительство проходящей по территории России газотранспортной системы (ГТС) «Южный коридор», по которой газ будет подаваться в проходящий по дну Черного моря экспортный газопровод «Южный поток», а также в газификацию восьми регионов РФ. Для финансирования этих проектов «Газпром» хочет выпустить инфраструктурные облигации на 100 млрд руб., сообщает газета «Коммерсантъ».

Источник в правительстве пояснил в интервью газете, что в конечном счете ВЭБ сам будет решать, покупать или нет облигации Газпрома. Источник, близкий к компании, утверждает, что это она собирается сделать одолжение государству, а не наоборот: «Дело не в нашей потребности в деньгах и уж тем более не в доступности этих ресурсов. Напротив, это задача ВЭБа — инвестировать длинные деньги в инфраструктурные проекты, поэтому „Газпром“ к нему и обращается».

Стоит отметить, что система газопроводов «Южный коридор» (2,5 тыс. км) должна пройти от Нижегородской области до Анапы, и ее строительство оценивается в 509 млрд руб. Завершить работы планируется к 2017 году — «Южный коридор» должен обеспечить, в частности, загрузку газом газопровода «Южный поток» из России в Европу по дну Черного моря (проектная мощность — 63 млрд куб. м газа в год). Многие эксперты считают, что это один из самых дорогих и рискованных инвестпроектов «Газпрома».

Возникает вопрос: насколько государственные инвестиции эффективны с экономической точки зрения. С транспортной инфраструктурой вопрос проще. Здесь надежды на окупаемость обоснованны и, возможно, даже достоверно просчитаны. С мегапроектами, запущенными не столько из экономической, сколько политической целесообразности, гораздо сложнее. Ситуация в Сочи это показывает наиболее ярко. Не факт, что после окончания Олимпиады в Сочи все построенные объекты будут прибыльными, особенно с учетом того, что на берегу Черного моря будет проходить зимняя Олимпиада. Без сомнения, это огромные сооружения с хорошей инфраструктурой, но чтобы они окупились, нужно привлекать инвесторов.

После того как все эти замечательные конструкции будут возведены и пущены в эксплуатацию, их нельзя бросать на произвол судьбы и оставлять на балансе бюджетов, которые не смогут их дальше обслуживать. Нужно сделать все, чтобы туда пришел частный бизнес и смог там наладить свою работу. Но это зависит только от инвестиционного климата в стране. Иначе деньги, потраченные на стройки века, не принесут ощутимого результата.

А если долгосрочный эффект проблематичен, необходимо, чтобы инвестиционные проекты сыграли роль реаниматора экономики сейчас. А это произойдет тогда, когда инвестиционные проекты загрузят заказами российские отрасли экономики.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться