Счастье дешевеет
По данным исследования «Ромир», как и в предыдущие годы, наиболее популярными ответами стали «45–60 тысяч рублей» — 27% и «60–90 тысяч рублей» — 28%. Таким образом, более половины россиян (55%) готовы довольствоваться семейным бюджетом в диапазоне от 45 до 90 тысяч рублей.
Каждая пятая семья (20%) готова уложиться в сумму 20–45 тысяч рублей ежемесячно. И почти четверть опрошенных (23%) претендуют на совокупный семейный доход не ниже 90 тысяч рублей, причем 7% дали ответ — «свыше 120 тысяч рублей».
«Таким образом, средние запросы средней российской семьи в 2015 году составили 68 900 рублей в месяц, что на 12% меньше, чем годом ранее (78 500 руб.) и на 10% меньше, чем в 2013 году (76 500 руб.). Запросы для „нормальной“ жизни в 2015 году фактически вернулись к уровню 2011–2012 годов, когда желаемые ежемесячные бюджеты составляли 62–65 тысяч рублей», — говорится в материалах исследовательского холдинга «Ромир».
Желания и реальность
Среднемесячная заработная плата в марте текущего года выросла по сравнению с мартом 2014 года на 6,1% — до 33 205 рублей, при этом реальная заработная плата выросла на 4,7%, заявил недавно министр труда и социальной защиты Максим Топилин со ссылкой на данные Росстата.
Ранее глава Минтруда отмечал, что в первые два месяца 2015 года денежные доходы населения в реальном измерении немного снизились, и выразил надежду на то, что процесс приостановится.
«Согласно оценке Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата в марте текущего года составила 33 205 рублей и по сравнению с мартом 2014 года выросла на 6,1% в номинальном исчислении, — приводит слова Топилина
По словам Топилина, текущий рост реальных доходов населения пока не покрывает их предыдущее падение, но начавшаяся коррекция свидетельствует, что «нам удается справиться со следствием негативных тенденций в экономике».
Что касается перспектив на будущее, то, как ожидается, реальные доходы населения в 2016 году вырастут на 1,1%, а в 2017–2018 годах рост может составить до 3% ежегодно. Об этом сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он добавил, что при этом розничный товарооборот может расти даже быстрее, поскольку у населения будет повышаться степень уверенности в доходах, занятости.
Как отмечают специалисты «Ромир», впервые за весь период проведения исследований материальных запросов россиян желаемый уровень их заработков почти совпал с реальным (если учитывать две средние зарплаты в семье). Желания превосходят реалии всего на 3,7%. В предыдущие годы этот разрыв составлял 20% в 2014 году и 28% — в 2013 году.
В отличие от прошлого года, когда запросы женщин впервые превзошли материальные притязания мужчин, дамы в этом году опять умерили свои аппетиты. Различные исследования «Ромир» в целом показывают, что в трудные времена женщины легче и охотнее встают на путь экономии, чем мужчины. Мужчины в среднем заявили о среднем бюджете на семью в 70 800 рублей, а женщины — 67 300 руб.
Если говорить о материальных запросах в различных возрастных группах, то в этом году полученные показатели оказались более однородными, чем, например, в прошлом, когда представления молодежи о «нормальном» семейном бюджете отличались в меньшую сторону от притязаний россиян старше 45 лет более чем на треть.
Не каждый может так же четко ответить на вопрос: «Сколько вам нужно для счастья?», как Шура Балаганов. Кадр из фильма «Золотой теленок»
«Согласно последнему опросу молодые семьи готовы уложиться в 68 тысяч рублей. Россияне 25–59 лет рассчитывают на „нормальную“ жизнь при наличии 70–73 тысяч рублей в месяц. При этом только в молодежной группе запросы за год выросли, пусть и незначительно. Россияне же старше 60 лет сократили свои запросы более чем на четверть», — сказано в материалах исследования.
Традиционно материальные запросы жителей мегаполисов превышают притязания жителей из менее крупных городов, и результаты этого года не стали исключением. Лидируют в этом вопросе москвичи, которые в среднем запросили для «нормальной» жизни в столице 85 тысяч рублей в месяц на троих. Жители других
Переоценка ценностей
В разрезе федеральных округов можно отметить, что наибольшие изменения произошли в материальных настроениях жителей
Президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин объясняет произошедшие изменения в настроениях наших граждан законами психологии, в частности психологии потребления: «В кризисные времена происходит переоценка ценностей. Меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое. Мечты уходят, запросы становятся приближенными к реальности. Именно поэтому в этом году мы впервые наблюдаем совпадение желаемых и реальных доходов россиян. Вместе с тем трудные экономические времена способствуют и переоценке собственного статуса потребителей. Они начинают объективнее соотносить себя с определенными доходными и социальными группами, понимая, что рывок вверх менее возможен, чем переход на более низкую ступень. В связи с этим они рациональнее выстраивают свое потребление и делают более скромные декларации о материальных ожиданиях».
Алексей Земцов