Две трети российских предприятий не используют цифровые возможности

Две трети российских предприятий не используют цифровые возможности

Однако в России есть компании, достигшие высоких результатов после принятия стратегических приоритетов цифровой трансформации производства.
Цифровые финансы / Сергей Сильченко 16 Окт 2018, 11:35
Две трети российских предприятий не используют цифровые возможности

Всемирный банк подготовил доклад о развитии цифровой экономики в России «Конкуренция в цифровую эпоху», согласно которому около 65% компаний производственного сектора в России полагаются на устаревшие системы управления и не используют цифровые возможности.

Количество промышленных роботов на одного рабочего в обрабатывающей промышленности в России в 20 раз меньше, чем в Китае, говорится в докладе Всемирного банка. Также отмечается, что российские промышленные компании еще даже не начали внедрять новые технологии, такие как «интернет вещей» и «облачные» вычисления.

Вместе с тем переход предприятий с аналога на цифру в России происходит постепенно, потому что резко это сделать физически невозможно, отмечает эксперт «Международного финансового центра» (МФЦ) Гайдар Гасанов.

Здесь надо понимать, что на предприятиях трудятся люди разной возрастной категории и уровня знаний в современных технологиях. Руководство компаний при приобретении современных устройств вынуждено отправлять сотрудников на повышение квалификации и специальные курсы по обучению работе на этих новых устройствах. А на все это нужно время, отмечает эксперт.

При этом российские промышленные компании постепенно внедряют интеллектуальные элементы на своих производственных объектах, а государство разрабатывает программы по созданию умных предприятий.

В то же время эксперты Всемирного банка отмечают, что в России есть компании с высокими результатами в этом направлении, потому что сделали цифровую трансформацию производства одним из стратегических приоритетов.

Например, «Газпром» считает цифровые платформы «ключевым активом, который обеспечивает эффективность и гибкость производственного процесса и направлен на достижение полной интеграции производственной и логистической цепочек поставок».

Российский автопроизводитель «КамАЗ» запустил программу цифровизации, которая включает в себя внедрение корпоративной «облачной» платформы и переход к цифровому дизайну и производству.

Всемирный банк подчеркивает, что опыт таких компаний нужно распространять для ускорения темпов развития цифровых технологий в промышленности.

В целом же цифровая эпоха преобразует все: характер рынков и продуктов, способы производства, способы доставки и оплаты, масштаб капитала для работы на глобальном уровне и потребности в человеческом капитале, говорит эксперт «МФЦ».

Это повышает производительность, способствует появлению новых идей и технологий, стимулирует разработку новых моделей управления бизнесом и создает новые каналы доступа на рынки. И все это при относительно низких затратах, говорит эксперт.

Не будет преувеличением предсказать, что фирмы будут все больше полагаться на искусственный интеллект при осуществлении основных процедур, а также для решения более сложных задач.

Тем не менее для цифровых технологий, влияющих на экономическое развитие, должна быть принята соответствующая политика по устранению препятствий, мешающих развивающимся странам полностью задействовать цифровую экономику, а также по оптимизации преимуществ с одновременной минимизации рисков, отмечает эксперт.

Преимущества цифровых технологий для стран с развивающейся экономикой потенциально велики. Это связано с тем, что они могут увеличивать свою конкурентоспособность и повышать производительность.

В частности, доступ к цифровым продуктам и услугам, которые помогают оптимизировать процессы и производство, снижает транзакционные издержки и преобразовывает цепочки поставок, говорит эксперт.

Одновременно снижение цен на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стимулирует инвестиции и их внедрение в странах с развивающейся экономикой за счет предоставления своим компаниям самых передовых продуктов по конкурентоспособным ценам. А это позволяет уже компаниям участвовать в глобальных цепочках создания стоимости и напрямую обращаться к клиентам на внешних рынках способами, которые ранее были доступны только крупным корпорациям из стран с развитой экономикой, заключает эксперт.

Несмотря на существование целого ряда институтов и стратегий, говорится в докладе Всемирного банка, которые влияют на трансформацию промышленности, по-прежнему не хватает согласованности и взаимосвязи.

Это приводит к дублированию усилий в рамках реализации разрозненных инициатив, повышению координационных и операционных издержек, а также вероятности того, что важнейшие инвестиции, стимулирующие развитие во всех отраслях производства, не будут приняты во внимание, подчеркивают эксперты Всемирного банка.

По мнению эксперта «МФЦ», в России необходимо многое сделать для расширения роли цифровых технологий в экономике. Чем больше на предприятиях «цифровизация» будет закрепляться в основополагающих принципах, тем больше будет ее вероятный успех.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться