Эх, прокачу!

В первом полугодии 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с первым полугодием 2011 года.
Деньги / 9 августа 2012, 08:27
Эх, прокачу!

–Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка (в 1 полугодии 2011 года — 38%).

Легковой автопром

Такие данные содержатся в исследовании компании PricewaterhouseCoopers (PwC), посвященном результатам первого полугодия 2012 года на рынке легковых автомобилей в России. Их представил Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России.

Приход иностранных автопроизводителей, введение требований по локализации и государственные меры поддержки отечественного автопрома способствовали развитию автомобильной отрасли России. Годовое производство автомобилей увеличилось на 70% –с 2002 по 2011 год (около 1 млн в 2002 году и 1,7 млн в 2011 году). Наряду с производством рос и объем автопарка автомобилей: с 2002  по 2011 годы он увеличился на 58%.

По расчетам PwC, через 10 лет ежегодные продажи легковых автомобилей в России могут превысить 3,5 млн штук в год. «Также мы ожидаем, что в течение следующих 10 лет совокупное количество проданных новых легковых автомобилей в России будет равно текущему количеству легковых автомобилей на дорогах страны», говорится в материалах PwC.

По мере того, как новые автомобили будут обретать своих владельцев, возникнет необходимость в утилизации старых автомобилей, выходящих из эксплуатации. Жизнеспособная и самоокупающаяся утилизационная инфраструктура является неотъемлемым условием устойчивого развития автомобильной отрасли в России.

При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% автопарка, равного 35 млн шт., ежегодно в России необходимо будет утилизировать 2 млн автомобилей, или около 20 млн в течение десяти лет. Кроме того, в течение следующих десяти лет потребуют утилизации и те 10 млн автомобилей, возраст которых будет больше 15 лет.

В краткосрочном периоде государство может простимулировать создание рентабельного бизнеса за счет субсидирования строительства инфраструктуры или дотаций для покрытия операционных расходов утилизационных предприятий. Базой же для организации всей системы утилизации должно стать принятие закона, который бы определял роли автопроизводителей, импортеров, представителей бизнеса и автовладельцев в процессе утилизации автомобилей.

В июле Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об отходах производства и потребления», и после подписи президента РФ закон вступит в силу. Согласно принятым поправкам с 1 сентября 2012 года будет уплачиваться утилизационный сбор за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории.

Нагрузка по утилизации первоначально ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. В итоге все оплатят покупатели.

По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20–45 тысяч рублей, за грузовую — от 150 до 400 тысяч рублей. Для подержанных авто будут применяться повышенные — примерно в 4 раза — коэффициенты. На машины, по которым не уплачен сбор, не будут выдаваться паспорта. Исключения сделаны для авто беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, дипломатов и членов их семей. А также для автомашин, ввозимых с территорий государств — членов Таможенного союза. Освобождены от сбора и раритетные авто, с момента выпуска которых прошло более 30 лет.

Грузовой автотранспорт

Что касается грузовиков, то за первое полугодие в России было зарегистрировано 45,8 тыс новых коммерческих автомобилей полной массой более 16 тонн. Рост по отношению к первому полугодию прошлого года составил 42,5%. Такие данные содержатся в материалах аналитического агентства «Автостат».

Лидером на рынке тяжелых машин продолжает оставаться «КамАЗ», занимая треть рынка. На втором месте МАЗ, который уступает российскому конкуренту в два раза по объемам продаж. Среди иностранных брендов лидирует немецкий MAN с объемом регистраций 3,7 тысяч штук и долей 8% рынка.

По итогам полугодия в группу лидеров ворвался китайский бренд Shaanxi с реализацией 3,4 тыс. машин, совсем немного отстав от немецкой компании, но увеличив объемы продаж в 5,7 раза. Следует также обратить внимание, что Shaanxi ведет наступление на российский рынок коммерческой техники не в одиночку. В рейтинге компаний, продающих тяжелые машины в России, присутствует еще восемь китайских марок. Без учета лидера они реализовали 1,7 тыс. автомобилей и показали четырехкратный рост. В сумме китайские компании за полугодие заняли более 10% рынка новых грузовых автомобилей.

Представители европейской семерки — Volvo, Scania и Mercedes заняли в общем рейтинге регистраций новых машин места с пятого по седьмое. Scania при этом оказалась одной из немногих компаний, имеющей отрицательную динамику, что объясняется высоким уровнем продаж в прошлом году. Scania тогда лидировала среди иностранных брендов. Наилучшую же положительную динамику из европейской семерки показал DAF, увеличивший объемы продаж в три раза и совсем немного уступивший Mercedes.

«Рынок тяжелых грузовых автомобилей в текущем году превысил уровень наиболее успешного 2008 года на 9% и продолжает расти, — отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат». — Рынок растет в основном за счет иностранных, в том числе китайских, компаний. Эта тенденция на рынке сохранится, но на структуру рынка окажет значимое влияние соотношение таможенных пошлин, а также величины и порядка взимания утилизационного сбора, которые пока точно неизвестны».

Алексей Земцов




Также в рубрике

  • В продолжающей набирать обороты технологической войне, развязанной администрацией Трампа против Китая, появилась новая цель – компания Tencent. Популярный мессенджер Tencent WeChat теперь так же, как и TikTok, рискует оказаться в США вне закона.
    Политэкономика7 августа 2020, 15:24
  • Минфин РФ предлагает сократить финансирование программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь идёт о миллиардах рублей.
    Мероприятия7 августа 2020, 14:05
  • Генпрокуратура требует изъять в пользу государства у бывшего министра «открытого правительства» Михаила Абызова более 32 млрд рублей.
    Российская экономика7 августа 2020, 13:00
  • С запуском приложения Reels, являющегося аналогом китайского TikTok, состояние главы Facebook Марка Цукерберга преодолело отметку в 100 млрд долларов.
    Технологии7 августа 2020, 11:41
  • Рынки частного капитала трансформируются, депозиты теряют свою привлекательность, и участники рынка обращают свое внимание к новым альтернативам финансовых инструментов.
    Мероприятия7 августа 2020, 09:12