Главный аналитик Сбербанка: «В России резко вырос серый оборот»

Российские компании вернулись к расчетам наличными, главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников о начавшемся возврате отечественной экономики в 90-е годы
Деньги / 11 августа 2020, 13:00

Сложная ситуация в экономике и пандемия коронавируса привели к тому, что российские компании переходят с безналичных расчетов на платежи налом. Главный мотив — уход от налогов и контроля со стороны государства. Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников, рассказал, в какой момент начался массовый возврат к наличным, к чему это может привести и, как остановить этот процесс. 

– С чем связан резкий рост наличных денег в обращении в последние месяцы? 

– Резкий рост наличных был замечен очень давно, еще в марте. Изначально ЦБ объяснял эту ситуацию тем, что банки запасаются наличными, боясь карантинных мер, и слишком много наличных заказали в ЦБ. На самом деле это оказалось не так: деньги ушли в экономику, а не остались в банках. 

В настоящий момент мы видим, что рублевые вклады растут, причем точно так же, как в прошлом году, несмотря на падение доходов населения. Просто потому, что доходы упали не у всех, а расходы – практически у всех. Если посмотреть по картам – в кризис резко упали объемы как снятия, так и внесения наличных, причем нетто-снятие находится на рекордно низком уровне. Иначе говоря, каналом оттока в наличные не являются физические лица. 

Предприятия тоже не снимают наличные со счетов – это отмывание, могут возникнуть проблемы. Поэтому рост наличных в обращении – результат не роста снятия наличных физлицами, это предприятия, получающие выручку от физических лиц, перестали возвращать ее в банки и резко сократили объемы инкассации. Компании, переставшие инкассировать выручку, этой выручкой частично платят наличными зарплату. Иначе говоря, уходят от налогов, скорее всего, эта выручка не отражается в их отчетности. И мы видим, что это массовая история, резко вырос серый оборот. 

– Желание уйти от налогов в трудные времена – естественная реакция бизнеса. Вам не кажется? 

– Возможно, но парадоксально следующее. Мы на данных Сбербанка по поведенческим особенностям потребителей четко видим, что в период карантина у людей выросла склонность к безналичным платежам, а у предприятий высокое желание получать наличность: увеличилось количество предложений о скидках при наличной оплате, причем речь не только о каких-то условных придорожных заведениях, а у предприятий, имеющих, скажем, свое приложение в App Store. Сплошь и рядом такая ситуация: у торговой точки есть функционал онлайн-оплаты, просто он отключен. То есть действительно пошел тренд на увеличение доли наличных платежей. 

При этом рост расчетов наличными сейчас даже не сопровождается ростом переводов p2p с карты на карту, хотя распространено мнение, что такие переводы частично заменяют эквайринг. Мы же сейчас видим, что и это не заменяет – чистый нал идет, получатели не хотят даже переводами светиться. 

Самое страшное, если юрлица увеличат расчеты наличными между собой. Иными словами, доля нала вырастет не только там, где его позиции и так были сильны. Нал ворвался и в сферы, где традиционно был практически сплошной безнал, как, например, в расчетах между юрлицами. 

– Как можно бороться с уходом в расчеты наличными? 

– Для того чтобы выйти из этой ситуации, вернуться обратно в норму, нам нужно стимулировать потребителя. Когда у юрлиц выросло желание наличных и ухода от налогов, единственное, как это можно победить, – с помощью клиента, который приходит и настаивает на оплате картой. А для того чтобы он настаивал, нужны программы лояльности. В связи с этим особенно актуальной становится дискуссия, которая идет между банковским сообществом, с одной стороны, и депутатами и Центробанком – с другой. Последние полагают, что у нас в стране слишком дорогая инфраструктура безналичного расчета (хотя на самом деле у нас она не дороже, чем в других странах) и предлагают законодательно ограничить стоимость соответствующих банковских услуг. Но чудес не бывает. Если вы стимулируете торговлю, снижая банковские комиссионные, то исчезают программы лояльности, стимулирующие потребителей к безналичным расчетам, которые сейчас банки оплачивают из своих комиссионных. Поэтому я считаю, что, если подобные ограничения в пользу торговли будут введены, наша экономика на выходе из этого кризиса может оказаться более серой, чем на входе в него. И, главное, не будет серьезных рычагов для возврата обратно. 




Также в рубрике

  • В коронакризисные времена погашение долга за счет заложенного имущества – далеко не экзотика. Кредитор может получить предмет залога в собственность или реализовать его на торгах, погасив долг деньгами. Однако на этом история не завершится – отражение подобных операций в налоговом и бухгалтерском учете имеет целый ряд важных, но не всегда учитываемых всеми сторонами особенностей.
    Налоги26 сентября 2020, 15:00
  • Два «высокотехнологичных» фонда УК «Альфа-Капитал» вошли в десятку лидеров рейтинга по доходности за 8 месяцев. О стратегиях управления, принципах отбора бумаг в портфели и перспективах сектора высоких технологий «Финансовая газета» побеседовала с портфельным управляющим УК «Альфа-Капитал» Дмитрием Михайловым.
    Интервью26 сентября 2020, 12:00
  • Биржевой ПИФ «Фридом – Лидеры технологий» стал лучшим по доходности за 8 месяцев. О целях его создания и перспективах рынка высоких технологий «Финансовая газета» поговорила с операционным директором инвесткомпании «Фридом Финанс» Галиной Карякиной.
    Интервью25 сентября 2020, 15:00
  • Минтруд предложил пересмотреть расчет минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно предложению ведомства с 1 января 2021 года показатель должен вырасти на 5,5%, до 12 792 рублей. В настоящее время МРОТ составляет 12 130 рублей.
    Российская экономика25 сентября 2020, 14:17
  • Американский IT-гигант Oracle 14 сентября договорился с китайской компанией ByteDance о сделке, благодаря которой мог бы контролировать заокеанский сегмент соцсети TikTok.
    Политэкономика25 сентября 2020, 13:00