Экономические пираты, продающие контрафакт через социальные сети, «заработали» свыше 23 миллиардов

Только за нынешний год и только через социальные сети в России было продано поддельной одежды и обуви класса «люкс» на сумму более 23 млрд рублей. К такому выводу пришли аналитики компании по борьбе с контрафактом и защите брендов BrandMonitor.
Деньги / 26 августа 2020, 15:42

Как указывается в исследовании, основными каналами сбыта фальсифицированных товаров были Instagram, ВКонтакте, а также Telegram. Впрочем, это так называемые «лидеры», но в целом по стране насчитывается 192 тысячи аккаунтов, торгующих репликами известных марок.

«Средний оборот с одного такого аккаунта с десятью тысячами подписчиков составляет до 450 тысяч рублей в месяц, а прибыль ‒ 115 тысяч», ‒ указывают аналитики.

Только за период с июня 2019 года по июнь 2020-го в сети было размещено не менее 625 тысяч постов с прямой продажей подделок. При этом в нынешнем году процесс активизировался ‒ каждый месяц появляется почти девять тысяч новых аккаунтов фейковых товаров, а это почти вдвое больше, чем годом ранее.

Из истории вопроса


Само слово «контрафакт» произошло от английского counterfeit, что переводится как «подделка».

В частности, контрафактом является новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Частенько используется чужой логотип или же настолько схожий с оригиналом, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» ‒ «Guchi». Ведь рядовой покупатель порой, опирается на смутно знакомую картинку, а как выглядит «настоящий» логотип, даже не знает.

Часто подделываются внешний вид товара, его дизайнерские решения. Это особо актуально для мебели, предметов декора, одежды, наручных часов и иных «приятных мелочей».


Как поясняет основатель и генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов, именно социальные сети являются одними из основных каналов продаж контрафактного люкса. При этом около 80% таких аккаунтов специализируются на одном бренде и работают не дольше года, а остальные 20% приходятся на страницы, живущие от полутора до двух лет и продающие подделки разных люксовых брендов.

«Сегмент продаж контрафакта в социальных сетях растет. Ведь социальные сети ‒ самый доступный канал для потребителей, здесь легко красивыми фотографиями создать антураж эксклюзивности», ‒ говорит господин Вопилов.

Он отмечает, что продавцами фейка в соцсетях чаще всего являются не физические лица, а организованные преступные группы.

Так, у каждого третьего онлайн-поставщика люксового контрафакта есть шоурум в Москве, а у каждого десятого ‒ офлайн-магазины в Санкт-Петербурге и Краснодаре.

«Российская экономика столкнулась с понятием контрафакта в 90-е годы прошлого века. Однако желающих заработать на добром имени добросовестных производителей своей оригинальной продукции находилось очень много во все времена. Вспомните знаменитые “абибасы”, копирующие известный бренд спортивной одежды. Конечно, с тех пор культура производства контрафактной продукции выросла. Даже в процессе эксплуатации не всегда удается распознать надувательство. Но подделка, пусть даже с приемлемым качеством, тем не менее остается подделкой», ‒ сообщил «Финансовой газете» экономист, кандидат юридических наук Владимир Нечитайло.

Эксперт обращает внимание на то, что рост рынка контрафакта приводит к многомиллионным потерям правообладателей, а потому иностранные инвесторы теряют интерес к российскому рынку.

«Так как фейковая продукция не имеет ни сертификатов, ни лицензии, значит, нельзя быть уверенными в ее качестве. Более того, нередко экономические пираты используют некачественные, а зачастую и токсичные материалы», ‒ отмечает он.

Тем не менее, по данным BrandMonitor, рынок контрафактного люкса растет и прогноз вряд ли кого-то утешет: к июню 2021 года аналитики предсказывают рост продаж в сравнении с нынешним годом на 15%, а в сопоставлении с данными за 2019-й показатель увеличится и вовсе на 20%.




Также в рубрике

  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00
  • Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен отработать не менее полугода, что установлено трудовым законодательством. И если он не отгулял его в полном объеме, работодателю в случае его увольнения придется рассчитаться за все года, когда сотрудник не отдыхал хотя бы один день из положенных.
    Российская экономика19 сентября 2020, 15:00
  • С 1 января следующего года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). В нем не содержится положений о порядке определения стоимости запасов, внесенных в уставный капитал. В этой ситуации для компаний возрастает значимость оценки активов, в том числе и независимой.
    Деньги19 сентября 2020, 11:00
  • Государственный праздник День финансиста отмечается в России в 10-й раз. Рассказать об этапах становления отечественной финансовой системы, об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются профессионалы отрасли, «Финансовая газета» попросила президента Финансового университета при Правительстве РФ Аллу Грязнову.
    Интервью18 сентября 2020, 16:00