Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми

Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми

Сценарии и прогнозы 10 Дек 2012, 12:00
Как сделать цели долгосрочной стратегии выполнимыми

«Финансовая газета» завершает публикацию документа, подготовленного Владимиром Андриановым, д.э.н., профессором, руководителем департамента стратегического анализа и разработок ВЭБ, начатую в предыдущем номере. Отличительная черта этой «Стратегии 2020» — не просто набор нулей, но и совершенно четкий алгоритм их достижения. Здесь есть ответы не только на вопрос «Что делать?», но и как «Как это сделать?»

В прошлом номере были показаны цели и задачи стратегии устойчивого развития, показатели эффективности устойчивого развития.

Теперь основная тема — механизм управления выполнения долгосрочной стратегии.

Стратегическая карта

Важным элементом в системе стратегического управление является стратегическая карта.

Стратегическая карта служит для визуализации стратегии путем декомпозиции стратегических целей и задач по основным аспектам деятельности, объединенным причинно-следственными связями. Каждой цели на карте соответствует один или несколько ключевых показателей эффективности, обеспечивающих измерение степени достижения цели стратегии. Цель разработки ССП и стратегической карты — выделение наиболее важных для реализации стратегии целей и соответствующих КПЭ, достижение которых должно быть заложено в систему планирования и контроля.

Система стратегического управления деятельностью органов государственной исполнительной власти

Мировой опыт свидетельствует, что механизм ССП может применяться для организации системы стратегического управления на различных уровнях:

корпоративном;ведомственном;муниципальном;региональном;страновом.

При наличие стратегии развития страны, с помощью ССП руководство страны получает возможность контролировать достижение стратегических целей развития национальной экономики.

Система сбалансированных показателей устойчивого развития должна использоваться как основной инструмент системы стратегического управления социально-экономического развития России на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Только при этом условии ССП станет эффективным инструментом долгосрочного и текущего планирования развития экономики России. Система сбалансированных показателей устойчивого развития позволит обеспечить контроль за достижением установленных индикаторов, увязать бюджетный процесс с планами и результатами развития отраслей и регионов России, оценить реальную эффективность экономической политики государства.

Система стратегического управления государством должна стать тем стержнем, вокруг которого формируется и развивается деятельность органов государственной и исполнительной власти.

Стратегической целью деятельности органов государственной и исполнительной власти должно стать достижение целевых значений ключевых показателей эффективности устойчивого развития.

Задача органов государственной власти — разработать и утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию, разработать или скорректировать отраслевые стратегии, государственные и федеральные целевые программы.

В рамках долгосрочной стратегии развития страны могут быть разработаны пятилетние планы экономического развития. В них могут найти отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

Достижение целевых значений КПЭ устойчивого развития зависит от эффективности реализации Государственных программ и Федеральных целевых программ и соответственно результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти

Государственные программы и Федеральные целевые программы должны стать важным инструментом стратегического управления на государственном уровне, обеспечивающим достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

В целях предупреждения кризисных ситуаций целесообразно в системе стратегического управления в дополнение к ССП использовать опережающие индикаторы развития.

Это прежде всего показатели, которые могут сигнализировать об ухудшении макроэкономической ситуации или о перегреве экономики, о неблагоприятной ситуации на отдельных товарных или финансовых рынках, перекапитализации фондовых рынков и др.

В частности, для обеспечения устойчивости финансовой системы могут использоваться следующие опережающие индикаторы (табл. 3).

Для создания системы стратегического управления в России необходимо внести существенные изменения в проект федерального закона «О стратегическом планировании», который в соответствии с Указом Президента должен быть подготовлен и внесен до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики.

Прежде всего представляется целесо­образным изменить название Закона, переименовав его в Федеральный закон «О государственном стратегическом управлении».

Соответственно это повлечет за собой изменения в элементах и состав документов системы государственного стратегического планирования, по которым ведется единый реестр. В данный реестр необходимо включить Стратегию экономического развития России и Порядок ее разработки.

Соответственно должна быть скорректирована роль ситуационных центров, которые призваны осуществлять функции мониторинга реализации стратегии.

В проект закона необходимо ввести понятия «Система сбалансированных показателей», «Стратегическая карта» и «Ключевые показатели эффективности».

Механизмы саморегуляции экономической системы

Устойчивость экономической системы, по законам системного анализа, определяется наличием в ней механизмов саморегуляции.

Под саморегуляцией экономических процессов мы подразумеваем способность системы сохранять устойчивое, равновесное и динамичное состояние.

В экономических системах такими механизмами, по нашему мнению, призваны стать:

на микроэкономическом уровне — саморегулируемые организации (СРО);на макроэкономическом уровне — функциональные экономические системы (ФЭС);на глобальном уровне — международные специализированные организации, международные фонды, мегарегуляторы и др.

Саморегулирование на микроэкономическом уровне — это наложение хозяйствующим субъектом на себя определенных ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому.

Под саморегулируемыми организациями понимаются экономические агенты, которые осуществляют регулирование определенных рынков и сфер бизнеса без вмешательства государства.

Под функциональными экономическими системами следует понимать совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, обеспечивающие поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторов развития.

Таким образом, автор предлагает выделить следующие основные функциональные экономические системы:

система, регулирующая уровень инфляции;система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;система, обеспечивающая поддержание устойчивости национальной валюты;система, обеспечивающая формирование и использование золотовалютных резервов;система, обеспечивающая формирование и поддержание конкурентной среды;система защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции; система, обеспечивающая приток и движение капитала;система социальной защиты населения;система защиты окружающей cреды.

Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определении оптимальных значений указанных показателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих равновесие экономической системы.

В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

Восстановление заданных ключевых показателей эффективности может осуществляться:

либо добровольно на базе соответствующих нормативно-правовых актов, общепризнанных норм поведения, достигнутых соглашений;либо путем принуждения, в том числе через внутренние ограничения деятельности, через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм, через общественные санкции или государственное насилие.

Организация функциональных экономических систем имеет сложную архитектонику, объединяющую различные компоненты, такие как:

афферентный синтез;принятие решения;предвидение конечного результата (акцептор результата действия);многокомпонентное действие.

Важной характерной особенностью ФЭС является постоянная оценка текущих показателей и индикаторов, с помощью обратной связи (афферентации) путем сравнения с заранее заданными параметрами.

Для реализации этой задачи необходимо создание системы экспертного наблюдения в форме ситуационного центра, которая предполагает:

организацию мониторинга ключевых показателей эффективности и социально-экономических индикаторов в режиме реального времени;представление данных мониторинга, фиксирующих степень отклонения реальных показателей от заданных параметров; создание базы данных контролируемых параметров.

В качестве внешнего наблюдателя может выступать эксперт-специалист или программа наблюдения, частично или полностью имитирующая его деятельность. Соответственно используется интерактивный и автоматический контур экспертного наблюдения. Возможно их совместное использование. На основании данных экспертных систем автоматически должны включаться механизмы саморегуляции, восстанавливающие первоначально заданные параметры.

В саморегулирующейся экономической системе постепенно могут изменяться и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом проектного и сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления.

Таким образом, в условиях возрастания роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики теория саморегуляции может быть положена в основу разработки долгосрочной, научно обоснованной экономической концепции и стратегии российского государства.

Новая модель саморегуляции рыночной экономики, основанная на системе сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития, может быть достаточно универсальной и использоваться как на страновом, так и на региональном и муниципальном уровнях. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, политическая стабильность в России, преемственность социально-экономического курса, наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов в очередной раз дает стране шанс провести реальные экономические преобразования, заложить фундамент возрождения и модернизации России на инновационной основе, сократить масштабы бедности и коррупции.

Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения — относительно быстрый и более естественный процесс.

Однако любые экономические преобразования не могут быть абстрактными и должны проводиться исключительно в интересах своего народа. Реформы не ради реформ, а во благо человека, это в полной мере относится к борьбе с коррупцией, ликвидации бедности, сокращению дифференциации доходов и др.

В этой связи хотел бы привести слова выдающегося русского ученого, к сожалению, малоизвестного, Юрия Крижанича (1617–1683), сказанные более 300 лет назад, которые не утратили свою актуальность и вполне могут быть обращены к нынешним руководителям страны: «Править так, чтобы это было во благо тем, кем правят; осуществлять всякие преобразования так, чтобы жизнь становилась „непременно счастливее“, а народ богаче; искать свой путь и верить в счастливую звезду России, которую Господь не оставит без своих милостей»*.

Крижанич Ю. Политика.- М.: Новый свет, 1997.

Стратегическая карта экономики России до 2020 г.

Таблица 4. Государственные программы

Таблица 3. Опережающие индикаторы устойчивости кредитно-банковской системы и фондового рынка

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться