Обращение Путина к Медведеву

12 декабря президент Владимир Путин выступит с Обращением к Федеральному Собранию. Этот номер сдан в печать до выступления президента, но мимо этой темы мы не можем пройти.
Сценарии и прогнозы / 12 декабря 2012, 11:50
Обращение Путина к Медведеву

Президент обращается ко всем гражданам РФ. Но его конкретные слушатели, собравшиеся в Кремле, это представители всех ветвей власти. Поэтому помимо других важных тем в Обращении обязательна оценка работы органов власти. Перед выступлением президента в СМИ просочились сведения, что Путин в первую очередь сосредоточится на борьбе с коррупцией, это действительно одна из самых актуальных тем.

Коррупционеров, не взирая на должности и чины, необходимо выявлять и предавать суду. С общей постановкой все ясно, в отличие от многочисленных сплетений интересов и юридических поворотов в каждом конкретном случае. Но есть и другие, не менее важные вопросы, которые, наверняка, есть у президента к наделенным властью чиновникам независимо от того, отражены ли они в Обращении.

Это вопросы к правительству. Пока создается впечатление, что правительство предпочитает обсуждать вопросы, а не принимать по ним решения. Обсуждать, бесспорно, надо, и даже наверняка шире, чем это делается сейчас, но надо и принимать решения, и, главное, — нести ответственность за свои решения.

Что происходит сейчас? Приведу только три примера.

Первый. Правительство приняло трехлетний бюджет. Президент раскритиковал его, а значит, и ответственное за этот основной документ, определяющий его работу, правительство. Федеральный бюджет по существу остался прежним. Практически все, что президент хотел в нем увидеть дополнительно (речь идет о выполнении его предвыборных обещаний), было спущено регионам. Результат — их финансовое положение неуклонно ухудшается в последние годы, а перспектива многих откровенно предбанкротна. Замминистра экономического развития Андрей Клепач предупреждает: к 2018 году суммарный дефицит бюджетов российских регионов вырастет в 36 раз. Впереди долги и прочие прелести, знакомые нам по событиям в Европе.   

Второй. Правительство долго мудрило с пенсионной реформой. Велись кулуарные дискуссии. При всей важности экспертного сообщества пенсионная тема затрагивает всех (кроме членов правительства и депутатов Думы, которые для себя ее давно на законодательном уровне решили), это как раз та тема, которую давно надо было выносить на всенародное обсуждение. Своевременно этого не было сделано, правительство этого или вовсе не предлагало, или не проявило настойчивости. В результате теперь, когда накопительная часть пенсий признана негодной, начинаются несерьезные обвинения прежних правительств в том, что во всем виноваты они. Президент опять был вынужден вмешаться, в результате правительственная пенсионная реформа вступит в силу на год позже.

Значит, время было для того, чтобы обсудить с будущими пенсионерами их нищенские  на сегодня перспективы. Значит, можно было не торопиться с простым решением сложной проблемы. Ликвидация накопительной пенсии в условиях старения населения не решает никаких проблем — ни проблем Пенсионного фонда, которые неминуемо после некоторого смягчения обострятся вновь, ни социальных — на старости лет нам фактически обещают равенство в нищете, ни макроэкономических — ликвидация накопительных денег — это удар по длинным деньгам, которых России катастрофически не хватает.   

Третий. Сейчас правительство готово начать налоговую дискуссию. При всей актуальности проблемы возможной замены НДС налогом с продаж, есть большая вероятность, что дискуссия, во-первых, расколет правительство; во-вторых, затянется, то есть так и не даст решения. Его опять будет принимать президент.

Да, наша система власти так устроена, что решения принимает именно президент. Да, замена НДС налогом с продаж может стать помощью регионам. Да, проблемы бюджета связаны с требованиями президента.

Но правительство — это не клуб. Это не просто наделенный властью, но и ответственный институт. Если оно в чем-то не согласно с президентом, надо уметь отстоять свои позиции, если этого не удалось, надо решение выполнять, а не перекладывать его на других. Если же решение невозможно или сопряжено с неприемлемыми рисками, надо предлагать новые решения.

К разделению финансовых полномочий между центром и регионами наверняка придется вернуться, к пенсионной реформе тоже.   

Правительство не застраховано от ошибок. Но над своими ошибками надо работать. Без такой работы эффективного правительства не бывает.

Николай Вардуль




Также в рубрике

  • Его соперник Лионель Месси занял в списке 11-место.
    Рейтинги29 сентября 2020, 16:57
  • 29 сентября 2020 года IT-гиганты Рунета – Rambler Group, Яндекс, Mail.ru – а также Общественная палата РФ и «Институт развития интернета» (АНО «ИРИ») подписали Меморандум о социальной рекламе в сети. Документ призван помочь всем некоммерческим организациям России в продвижении общественно-полезных инициатив в интернете.
    Пресс-релизы29 сентября 2020, 15:55
  • Из-за кризиса, вызванного распространением коронавируса, в более трети – 35% ‒ российских компаний снизили сотрудникам заработную плату, а еще почти в 25% из них были проведены сокращения персонала. Такую оценку в своем исследовании дали аналитики банка «Открытие».
    Сценарии и прогнозы29 сентября 2020, 15:25
  • В современных условиях распространение получил термин «умный» применительно к различным понятиям, таким как «дом», «телефон», «телевизор», «город» и т. д. Не избежал этой участи и менеджмент.
    Мероприятия29 сентября 2020, 15:00
  • Специалист проработал в московском клубе почти год. Как и с кем будет двигаться команда дальше?
    Звезды29 сентября 2020, 14:53