Системные риски российской банковской системы. Часть 2

Системные риски российской банковской системы. Часть 2

Сценарии и прогнозы 05 Янв 2013, 13:12
Системные риски российской банковской системы. Часть 2

Долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики

В отсутствие четких ориентиров государственной экономической политики банковский сектор не имеет достаточных стимулов кредитования реального сектора экономики, в том числе промышленного производства.

За последние годы при общем росте объема кредитования наиболее высокие темпы прироста традиционно показывает портфель розничного кредитования, увеличившись на 18,4%.

Дорогое фондирование за счет частных депозитов вынуждает банки отдавать предпочтение высокодоходным кредитам физическим лицам во избежание потерь в марже.

Отраслевые показатели кредитования свидетельствуют о том, что приоритетным сектором является торговля, которая получает кредитов больше, чем вся российская обрабатывающая промышленность.

С начала года прирост кредитов в торговле превысил 10%, в то время как в обрабатывающей промышленности только 6%.

Если учесть, что большая часть кредитов населению является потребительскими, то именно торговля получает наиболее благоприятные условия для развития.

Вложения банков в долгосрочные кредиты хотя и увеличиваются, но не становятся важным источником финансирования инвестиций, необходимых для стимулирования роста экономики. Так, за четыре года, с начала 2008 г. по начало 2012 г., общий объем долгосрочных кредитов российских банков (сроком более 1 года) вырос с 4,5 трлн до 12,3 трлн руб.

Из общего объема чистого прироста долгосрочных кредитов нефинансовые предприятия получили 7,8 трлн руб.

На финансирование инвестиций в основной капитал приходилось только 1,7 трлн руб., или около 22% долгосрочных кредитов российских банков.

Окончание на стр. 13 èКроме того, некоторые крупнейшие банки направляют существенные средства на финансирование сделок слияния и поглощения, в том числе и в финансовом секторе.

В прошлом году общий объем сделок такого рода с участием российских компаний достиг 2,2 трлн руб.

Эта сумма больше, чем все российские инвестиции в основной капитал и составляет около 20% объема долгосрочных кредитов, выданных российскими банками в 2011 г.

Значительная часть сделок по слиянию и поглощению финансируется крупнейшими российскими банками (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк ВТБ» и др.).

Расширение ресурсной базы долгосрочных инвестиций

Развитие экономики, ее модернизация на инновационной основе требуют значительного объема долгосрочных инвестиций.

Основными источниками долгосрочных инвестиций, так называемых длинных денег, как правило, являются:

накопления граждан;пенсионные накопления;страховые фонды;паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

По данным Минфина России, в 2012 г. в России доля указанных источников долгосрочных инвестиций в ВВП составляла 8%. Для сравнения, в целом в промышленно развитых странах аналогичный показатель достигал 120% ВВП, а в США превышает 200% ВВП.

Удельный вес паевых инвестиционных фондов в ВВП России составлял в 2012 г. всего 2,5%. Следует отметить, что указанный показатель у российских партнеров по БРИКС был значительно выше. В частности, у Бразилии доля паевых инвестиционных фондов составляла 50% ВВП, у Индии — 10%, у Китая — 8% ВВП.

В России пенсионные накопления являются фактически единственным источником долгосрочных финансовых ресурсов для экономики.

Вовлеченные в активный экономический оборот пенсионные деньги смогут стать мощным якорем для высоковолатильного российского фондового рынка.

Кроме того, пенсионные накопления граждан развивают рациональное инвестиционное поведение, повышают их ответственность и финансовую грамотность.

В этой связи представляется необходимым создание в России собственного рынка «длинных» денег, развивая такие институты, как негосударственные пенсионные фонды, рынок облигационных займов, и вводя новые финансовые инструменты — безотзывные депозитные вклады, депозитные сертификаты как разновидность срочных вкладов и др.

Рост экономики России сдерживается инфраструктурными ограничениями. По оценкам Минэкономразвития России, в ближайшие три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн руб. Именно для их финансирования необходимы «длинные» деньги.

В этих условиях отказ от накопительного компонента пенсионной системы лишит экономику важнейшего финансового ресурса для развития и модернизации экономики.

В настоящее время активно обсуждаются меры по стимулированию рынка долгосрочных вложений, в том числе за счет отказа от требований по ежегодной оценке доходности вложений негосударственных пенсионных фондов.

Предлагается заменить эти требования на более современные риск-ориентированные методы надзора и контроля за качеством инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть до их ликвидации.

В случае принятия таких мер, аналогичные нормы регулирования должны применяться к инвестированию средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Государственной управляющей компании Внешэкономбанка (ГУК).

Для ГУК актуальны вопросы, касающиеся ограничений на одного эмитента и возможности использования производных финансовых инструментов для хеджирования.

Еще одним источником «длинных» денег может стать Инвестиционный фонд Российской Федерации, бюджетные ассигнования которого на 2012 г. составляют 37,9 млрд руб. Внешэкономбанк предлагает использовать его для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

Предлагается задействовать схему финансирования инвестиционных проектов за счет будущих налоговых доходов, что позволит сократить прямые расходы бюджета.

Необходимо решить вопрос о повышении роли в инвестиционном процессе такого стимулирующего механизма, как государственные гарантии.

В текущем году в федеральном бюджете они установлены в размере 511 млрд руб. До 2014 г. согласно стратегии долговой политики они увеличиваются еще на 1,3 трлн руб.

Внешэкономбанк вполне мог бы стать своего рода оператором суверенных гарантий для инвестиционных проектов. Для этого банк может контролировать и оптимизировать исполнение проектов, аккумулировать и использовать опыт унификации применения этого инструмента.

Высокий уровень проблемных и безнадежных кредитов

Сохраняется достаточно высокий уровень просроченной задолженности по общему объему кредитов, депозитов и прочих размещенных средств банков, который в сентябре 2012 г. составлял около 4%.

Просроченная задолженность по средствам, предоставленным нефинансовым

организациям и физическим лицам, составляла 4,9 и 4,6% соответственно. Данные показатели все еще высоки по сравнению с докризисным уровнем.

Доля проблемных и безнадежных кредитов в совокупном кредитном портфеле российских банков, хотя и имеет тенденцию к снижению, тем не менее значительно превышает докризисные показатели, особенно в таких секторах экономики, как торговля, сельское хозяйство, строительство.

Доля проблемных и безнадежных кредитов в совокупном кредитном портфеле российских банков,%

Низкая производительность труда в банковской сфере

Стратегия развития банковского сектора России на период до 2015 г. нацеливает банковское сообщество на интенсификацию банковской деятельности.

Речь идет о совершенствовании банками операционной деятельности, повышению ее эффективности, рационализации, включая повышение производительности труда и экономию затрат.

По результатам исследования, проведенного в 2009 г. компанией «Маккинзи», производительность труда в банковском секторе России составляла всего 11% от уровня США.

Основными факторами, определившими отставание по этому показателю, эксперты считали неэффективность бизнес-процессов российских банков и низкую долю платежей по электронным каналам.


Кроме того, уровень производительности труда в российских банках оценивался существенно ниже, чем в ведущих европейских странах.

По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, производительность труда в российских банках в 2009 г. была примерно в 10 раз ниже, чем в Италии, в 17 раз ниже, чем в Швейцарии, в 35 раз ниже, чем в Ирландии.

При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями экономики России и превышает средний отраслевой уровень примерно в 2,4 раза.

Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и низкими ставками по депозитам и переносятся на плечи населения и предприятий.

Поэтому работа над повышением эффективности деятельности в среднесрочной перспективе должна стать первоочередной задачей деятельности банков.

Согласно исследованиям экспертов «World Economic Forum», по уровню развития финансового сектора Россия находится на 127-м месте в мире.

Производительность труда в банках (активы банковской системы/число сотрудников), млн евро

Средняя зарплата по отраслям (в тыс. руб. в месяц)


Кредитование малого и среднего предпринимательства (МСП)

По данным на конец первого полугодия 2012 г., общий объем кредитов, предоставленных российскими коммерческими банками субъектам МСП, составляет 3,1 трлн руб., или чуть более четверти всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Внешэкономбанк активно участвует в развитии финансирования малых и средних предприятий. Программы финансовой поддержки МСП осуществляются через дочерний МСП-Банк.

На 1 сентября 2012 г. общий объем поддержки по этим программам достиг почти 196 млрд руб.

В рамках программы налажены партнерские взаимоотношения с 214 банками и 143 организациями инфраструктуры в 83 регионах Российской Федерации.

В то же время, по данным обследований, ограниченный доступ к финансированию в России за последние два года испытывали около 38% малых и средних предприятий, что на 17% превышает среднеевропейский показатель.

По данным исследования, проведенного компанией Ernst&Young по заказу Внеш­экономбанка, потребность только производственных предприятий МСП в инвестиционных кредитах составляет порядка 950 млрд руб. ежегодно.

Расширение кредитования МСП требует увеличения капитала профильных финансовых организаций, расширения их возможностей заимствования через гарантийные механизмы, а также создания благоприятных условий финансового регулирования в данной сфере.

В рамках расширения круга механизмов поддержки Внешэкономбанк совместно с германским государственным банком развития KfW создал российско-немецкий фонд для поддержки малого и среднего бизнеса.

Предполагается, что ключевыми инвесторами фонда станут международные институты развития, агентства развития, международные банки и частные фонды, что позволит довести общий объем средств фонда до 900 млн евро.

Фонд будет финансировать российские предприятия как напрямую, так и посредством целевого финансирования через российские финансовые институты — банки, лизинговые компании с активным региональным присутствием, которые будут далее предоставлять ресурсы малому и среднему бизнесу.

Акцент в работе Фонда будет сделан на поддержку проектов развития динамично растущих средних предприятий. В настоящее время данный диапазон не покрывается действующими программами Внешэкономбанка.

Для среднего бизнеса (с годовой выручкой в пределах 400 млн руб. — 2 млрд руб.) не существует механизма привлечения долгосрочных ресурсов. В силу ограниченности капитализации региональные фонды не способны обеспечить платежеспособные гарантии для среднего бизнеса.

В целях решения данной проблемы Внеш­экономбанк вышел с инициативой создания федерального гарантийного фонда, имеющего высокий уровень кредитного рейтинга и обладающего возможностью предоставления гарантий по кредитам среднему бизнесу на сумму от 100 млн руб. до 1,5 млрд руб.).

Эта инициатива позволит обеспечить выполнение положений Указа Президента РФ от 7.05.12 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания механизмов предоставления гарантий для среднего бизнеса, работающего в сфере производства и инноваций.

Сейчас в банковском сообществе обсуждается проект изменений в Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Этот проект содержит требования, которые создают сложные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Требования проекта не позволят банкам развивать программы кредитования начинающих предпринимателей и вновь создаваемых предприятий.

При отсутствии иных источников финансирования это не позволит реализовывать Федеральную целевую программу развития малого предпринимательства в России.

Принятие документа в предложенной редакции приведет к дополнительной нагрузке на банки и отвлечению средств под резервирование с возможным сокращением объемов финансирования малого и среднего бизнеса.

Требуются детальное обсуждение банковским сообществом предложений Банка России и их корректировка.

Разработка банковских стандартов ответственного финансирования для снижения экологических и социальных рисков

Задача снизить экологические и социальные риски при реализации инвестиционных проектов, финансируемых банками, приобретает все большую актуальность.

За рубежом группа ведущих банков разработала и внедрила набор правил, известный как «Принципы Экватора», которые позволяют улучшить качество подготовки и экспертизы проектов с позиций экологических и социальных рисков, учесть мнения заинтересованных сторон, доработать и сделать более безопасными финансируемые проекты еще на предынвестиционной стадии.

Аналогичные стандарты принимаются и в развивающихся странах. Так, например, в Китае правила, аналогичные «Принципам Экватора», приняты на государственном уровне.

Из 74 банков, применяющих «Принципы Экватора», уже 16 банков представляют страны с развивающейся экономикой.

Разработка и внедрение практики ответственного финансирования потребует от банков значительных усилий по совершенствованию бизнес-процессов и проведению активной работы со своими заемщиками. Эта деятельность будет более успешной, если банки подойдут к решению этой задачи совместно.

Представляется целесообразным создание коллективного консультативного органа или рабочей группы по вопросам стандартов и совершенствования практики ответственного финансирования в России.

Влияние внедрения международных стандартов достаточности капитала на долгосрочные инвестиции

Разработанные новые стандарты Базель III включают дополнительные требования к достаточности капитала и новые нормативы ликвидности банков. Обсуждается перспектива их применения в России.

Эти требования направлены на повышение устойчивости банков, но при этом также ограничивают возможности роста кредитования, особенно долгосрочного.

Эта позиция заявлена ведущими мировыми долгосрочными инвесторами. Они отмечают жесткость требований стандартов Базель III в. отношении институтов развития, специализирующихся на долгосрочных инвестициях.

Влияние стандартов Базель III на долгосрочные инвестиции необходимо учитывать при разработке планов их применения в России.

Создание механизма противодействия системным рискам на финансовом рынке

Российский финансовый рынок как один из формирующихся рынков, является одним из самых волатильных в мире.

Своевременное противодействие системным рискам на финансовом рынке и реализация антикризисных мер государства являются одной из ключевых задач государственной политики. Однако это возможно только в случае раннего отслеживания сигналов финансовой нестабильности.

Однако к настоящему времени ни в российской, ни в зарубежной практике не было создано эффективных систем предупреждения и урегулирования финансовых кризисов.

Важнейшее значение приобретают учет уроков реализации рисков на российском финансовом рынке, оценка уровня системного риска и анализ его источников:

определение сценариев реализации системных рисков в России;оценка их потенциального воздействия на устойчивость российской экономики; реализация комплекса мер, направленных на снижение системных рисков кредитно-банковской системы и финансовых рынков.

В этой связи необходимы разработка и создание эффективной национальной системы мониторинга, оценки и предупреждение рисков финансовых кризисов.

В частности, для обеспечения устойчивости финансового сектора и кредитно-банковской системы могут использоваться следующие опережающие индикаторы (см. таблицу).

Опережающие индикаторы устойчивости кредитно-банковской системы и фондового рынка России

В настоящее время российская банковская система еще не вышла на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг.

В связи с этим особое значение в перспективе приобретает формирование более эффективной системы банковского регулирования и надзора, способной предупреждать и противостоять кризисам.

Денежно-кредитная политика

В проекте «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» в разделе «Приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики» отмечается, что основными задачами денежно-кредитной политики в 2013—2018 гг. являются задачи снижения уровня инфляции и обеспечения экономики необходимой ликвидностью.

Согласно прогнозу, уровень инфляции должен снизиться к 2015 г. — до 4–5% и к 2018 г. — до 3–3,5%.

Будет осуществлен переход к таргетированию инфляции. Предполагается снизить до минимума влияние тарифной составляющей на уровень цен в стране.

Использование режима таргетирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения уровня развития экономики и ее институциональной структуры.

В частности, при переходе к такому режиму необходимо и желательно соблюдение следующих условий:

Центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции;ценообразование должно быть свободным; экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;прогнозируемый уровень колебаний обменного курса; минимальный уровень долларизации финансовой сферы;устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков; Центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.

Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались данные условия, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты.

Очевидно, что в настоящее время не все условия могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России.

В частности, законодательно Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти по вопросам денежно-кредитной политики.

Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, прежде всего на энергоносители.

Долларизация экономики России хотя и резко снижается, но остается достаточно высокой.

По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда, когда руководители Центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей Центрального банка.

Учитывая эти особенности российской экономики, а также последствия финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг., Банк России вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции.

Вместе с тем постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции в ближайшей перспективе будет совершенно оправданно.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться