НДС зашатался?

Налоги 30 Дек 2012, 12:00
НДС зашатался?

 Но и среди самих налогов есть фронт-лайнеры, и в этом качестве постоянного раздражителя НДС — вне конкуренции. Для Минфина он самый надежный, для массового плательщика — самый неотвратимый. Для привилегированного плательщика — возвратный, для судьи, сталкивающегося со схемами возврата, — самый головоломный. Постоянное раздражение утомляет, периодически возникает идея, а не прекратить ли раздражаться? Тема возможного отказа от НДС и замена его налогом с продаж активно обсуждалась в середине нулевых, с тех пор многим казалось, что дискуссии иссякли, НДС — быть.

И тут как гром среди ясного неба — 4 декабря сначала первый вице-премьер Игорь Шувалов из Нью-Йорка, где на фондовой бирже проходил «День России», сделал сенсационное заявление: правительство «скоро» соберется на налоговое совещание и, в частности, обсудит возможность замены НДС налогом с продаж. Потом в тот же день на встрече с РСПП премьер Дмитрий Медведев подтвердил, что все всерьез — правительственное обсуждение состоится. Уже названа дата — 26 декабря. Она, конечно, лукаво предновогодняя, но все равно в правительстве ожидаются жаркие баталии, исход которых затронет каждого налогоплательщика.

«Участь налогоплательщика»

К теме НДС Шувалов обратился не сразу. Он начал с достаточно громкого обнадеживающего заявления: «Все, что мы будем принимать, должно облегчать участь налогоплательщика в ближайшее время».

Его бы устами… Пока ситуация в федеральном бюджете лучше, чем ждали — вместо дефицита он, скорее всего, будет сведен с профицитом. Вот только для предпринимателей этот фискальный праздник оказывается со слезами на глазах.

«Финансовая газета» уже писала о том, что экономика за 10 месяцев 2012 года росла со средним (и, стоит добавить, постоянно затухающим) темпом в 3,2%, а темп сбора налогов в консолидированный бюджет вырос за те же месяцы на 15%. Это значит, что фискальные цели оказываются приоритетнее цели поддержки роста экономики.

«Финансовая газета» также писала, что федеральный бюджет и бюджеты российских регионов — две большие разницы. На федеральном уровне все замечательно, на региональном — рост числа субъектов РФ, которые даже с учетом растущих вливаний из центра не могут свести концы с концами. Это сегодня. А в ближайшем будущем, к 2018 году, с учетом того, что на региональный уровень были в подавляющей мере переложены расходы, связанные с выполнением предвыборных обещаний Путина, суммарный дефицит российских регионов, по подсчетам замминистра экономического развития Андрея Клепача, вырастет в 36 (!) раз.

Подобный разрыв по линии центр-регионы чреват еще большими переливами из центра на места. Стоит напомнить подсчеты экономистов Standart & Poor’s: на предвыборные обещания Владимира Путина, зафиксированные в майских указах, придется израсходовать 8,4% ВВП, и только 15% этой суммы берется потратить федеральный бюджет, остальное перекладывается на региональный уровень.

Пока это возможно, увы, не при снижении, а, наоборот, при росте налогов, как федеральных, так и региональных. Как подчеркивал министр финансов Антон Силуанов при обсуждении предлагавшегося в рамках «Стратегии-2020» бюджетного маневра, когда госрасходы по приоритетным направлениям и прежде всего по вложениям в человеческий капитал должны были вырасти на 4% ВВП при одновременном снижении госрасходов по направлениям, признанным малоэффективными на 2% ВВП, в январе 2012 года: если есть итоговый рост госрасходов, необходимо повышение налогов.

Альтернатива — или повышение налогов, или жесткий анализ того, как собираются налоги и сколько их администрирование, включая потери бюджета, стоит. Другими словами, перенастройка всей налоговой системы.

Судьба НДС

И вот на этом фоне правительство активирует тему замены НДС налогом с продаж. Это действительный шаг к тому, что налоги на несырьевой бизнес повышаться не будут.

Любопытно, что практически аналогичное заявление Шувалов (тогда помощник президента) сделал в 2007 году, ровно 5 лет назад и — для полной аналогии — тоже в США. Тогда на заседании российско-американского делового совета он сказал, что унификация ставки НДС и значительное ее снижение произойдет, если не удастся заменить НДС налогом с продаж. Его прогноз пока не оправдался, но Шувалов демонстрирует упорство. Сам факт обсуждения в правительстве возможной замены НДС налогом с продаж будет значительной победой не только Шувалова, но и вице-премьера Аркадия Дворковича, который также является давним сторонником такой замены, и, конечно, премьера Дмитрия Медведева.

Категорически против налоговой рокировки выступает Минфин, который видит в НДС одну из главных опор российской финансовой системы. Эту позицию уже после выступлений Медведева и Шувалова в очередной раз подтвердил замминистра финансов Сергей Шаталов.

«Если сейчас НДС просто-напросто изъять из федерального бюджета или в том или ином виде передать регионам, поделить между регионами этот налог по каким-то понятным правилам, то в этом случае у федерального бюджета явно получается дефицит. Надо пересматривать всю бюджетную конструкцию», — сказал Шаталов. Он напомнил, что налог с продаж показал свою крайнюю неэффективность: объемы поступлений от него при ставке 5% были примерно в 15 раз ниже, чем от НДС. «Больше 0,5% ВВП налог с продаж не давал никогда. НДС давал в то время (2004 год) порядка 6,5–7% ВВП», — сказал Шаталов.

«Если предположить, что база НДС не меняется и мы хотим заменить его на налог с продаж в полном объеме, не увеличивая других налогов, и получить точно такой же источник поступлений, получалось, что ставку надо увеличить примерно в 15 раз. Это означало, что налог с продаж шел бы по ставке 75%. Я бы с удовольствием посмотрел на то правительство, или на того лидера политического, который бы вышел с такими предложениями», — с вызовом заявил замминистра.

Почему же замену НДС на налог с продаж поднимают на щит Шувалов с Дворковичем? Потому что, во-первых, такая замена в интересах обновления экономики. Во-вторых, отмеченный угрожающий экономической и социальной стабильности дисбаланс в бюджетных отношениях Федерации и регионов требует решительного вмешательства. Налог с продаж в идеале региональный налог, конечно, на практике он, скорее всего, станет, если до этого дойдет, делиться между центром и регионом, но он точно должен облегчить положение регионов.

Как и у любой экономической меры, здесь есть и оборотная сторона. Под угрозой действительно оказывается федеральный бюджет, в проигрыше могут оказаться и рядовые граждане, так как введение налога с продаж, чтобы нам ни обещали при такой замене, — это приглашение к росту цен.

Но это в общем. Дискуссия нужна не для того, чтобы повторить общие положения, а чтобы детально разобраться со всеми поворотами и препятствиями на маршруте возможного размена налогов. Начнем с того, чем же НДС так досадил предпринимателям и каким именно предпринимателям.

НДС одновременно с его возвратом экспортерам вводился в развитых странах Европы, чтобы поддержать промышленный экспорт и конкурентоспособность экономики в целом. Россия, переняв эту систему, со своей моделью сырьевого экспорта в результате стимулирует консервацию этой модели, что препятствует как ослаблению сырьевой зависимости, так и диверсификации производства, как ее не называй — реиндустриализацией или модернизацией.

Сохранение НДС в интересах тех предпринимателей, кто получает его назад, а это прежде всего сырьевики-экспортеры. У них мощнейшее лобби. Доля собственно промышленного экспорта в России мизерна. Современные отрасли промышленности нуждаются в поддержке, и замена НДС на налог с продаж была бы такой поддержкой. Характерно, что во всех нефтедобывающих странах (помимо Норвегии) НДС нет. Потому что эти страны стремятся развивать не только нефтяную отрасль.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться