Мир хижинам, война офшорам

Мир хижинам, война офшорам

Налоги 09 Июн 2013, 11:54
Мир хижинам, война офшорам

Что заплатим?

Начнем с обычных граждан. На заседании правительства РФ министр финансов Антон Силуанов сообщил, что для дальнейшего развития финансового рынка в стране предлагается обеспечить равные условия налогообложения доходов от различных объектов долгосрочного инвестирования физических лиц. Планируется отменить налогообложение финансового результата от реализации обращающихся ценных бумаг в случае владения ими в течение трёх лет и более. При этом предельную величину такого освобождения предлагается установить на уровне 3 млн рублей в год.

Сегодня вложение в недвижимость с точки зрения налогообложения более привлекательно, чем вложение в ценные бумаги, и Минфин считает необходимым этот дисбаланс исправить. «Предлагается создать в России такой инструмент привлечения денежных средств физическими лицами на фондовый рынок, как индивидуальные инвестиционные счета. Речь идёт о возможности открытия гражданами брокерских счетов на длительные сроки — от 5 лет и более, и для этих счетов будут введены налоговые льготы», — поясняет Антон Силуанов.

Предусматриваются и другие меры по изменению правил налогообложения при совершении операций на финансовом рынке, и эти предложения должны стимулировать привлечение как прямых, так и портфельных инвестиций на российский финансовый рынок и приблизить российские правила налогообложения к международным.

Следующая позиция — это налог на недвижимое имущество физлиц. В основных направлениях для граждан предусматривается отмена налога на имущество и земельного налога — и переход на один налог.

«Основная задача — обеспечить внедрение этого налога, поскольку потенциал налога на недвижимое имущество физических лиц для доходов местных бюджетов существен. При этом мы видим ряд проблем, связанных прежде всего с предоставлением налоговым органам базы данных в отношении всего зарегистрированного имущества у налогооблагаемых объектов недвижимости и собственников», — говорит Антон Силуанов. Поэтому предлагается законодательное решение по действию нового налога принять сейчас, а налог вводить постепенно, прежде всего в тех регионах, которые готовы к этому.

Выступая на заседании кабинета министров, член экспертного совета при Правительстве Александр Починок высказался в поддержку этого законопроекта и напомнил, что первый подобный эксперимент проводился еще 16 лет назад, под его собственным руководством. Именно поэтому он призвал нынешнего главу Минфина действовать как можно осторожнее: «Я бы ещё осторожнее подошёл. Да, вводить в регионах, которые готовы, но вводить по муниципалитетам и с очень тщательной проработкой. Гуся надо ощипывать так, чтобы было больше перьев и меньше писка. Одна бабушка в деревне Барвиха с домом, оценённым в 1 млн, которая не сможет его продать, — и крика будет полно…. Есть возможность сделать так, чтобы никто не пострадал из защищаемой категории граждан. Я боюсь, что, как в прошлые годы, все примут стандартные формы процедуры, а даже в пределах одной Московской области налог должен звучать совершенно по-разному: по бюджетному обеспечению, по уровню доходов людей и так далее».

Похожую позицию высказал и руководитель налоговой службы Михаил Мишустин. По его мнению, в этом налоге существует три самых важных проблемы. «Первая — это качество оценки, которое, без сомнения, должно удовлетворять большинство тех, кто на себе ощутит взимание этого налога. Вторая — это соединение субъекта права с объектом качественной недвижимости и предоставление данных без ошибок, для того чтобы налоговая служба качественно и вовремя доставила налоговое уведомление до соответствующего адресата. И третий момент — создание всех условий, включая возможности льгот для тех, кто не платит эти вещи на муниципальном уровне, — именно там будет приниматься соответствующее решение».

Мишустин отметил, что с точки зрения администрирования его служба готова к тому, чтобы такой налог вводить.

Особый вопрос — это налогообложение престижного потребления. Для решения этой задачи правительством внесён в Государственную Думу законопроект, который предусматривает повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств. Он уже принят в первом чтении и предусматривает дифференциацию транспортного налога в зависимости от стоимости транспортного средства.

Продолжается работа по повышенному налогообложению значительных имущественных комплексов, стоимость которых превышает 300 млн рублей.

Следующая позиция, которую Минфин включил в основные направления, — это вопрос о самоинформировании, о самоначислении налогов. Об этом на заседании правительства рассказал Антон Силуанов. В настоящее время налогоплательщики — физические лица уплачивают имущественные налоги (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц) на основании налогового уведомления налогового органа. Как показывает практика, в ряде случаев сведения об объектах налогообложения могут отсутствовать в базе данных налоговых органов или же содержать ошибки, что влечёт изменения и искажения исчисления налогов. Поэтому, по словам Силуанова, «целесообразно рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов о находящихся у них на праве собственности объектах обложения имущественными налогами. Возможно и рассмотрение так называемого принципа самоначисления, который также применяется в международной практике». Однако, по словам министра, это не означает, что налоговые органы не должны направлять налоговое уведомление налогоплательщику, напоминая ему, что пришло время платить налоги.

«Дело табак»

Еще одна налоговая тенденция, которая косвенным образом может повлиять на значительную часть населения страны, это акцизы на табак. Акцизы на табачную продукцию в последние годы повышались достаточно высокими темпами — до 40% в год. Как заявил Антон Силуанов, его ведомство предлагает продолжить повышать акцизы на табачную продукцию, сохраняя динамику высоких темпов, и в 2016 году повысить их на 28%. «Единственное, нам нужно провести переговоры с нашими партнёрами — коллегами из Белоруссии и Казахстана — о синхронизации темпов повышения акцизов, с тем чтобы подакцизная продукция этих государств не проникала в связи с конкурентными преимуществами и с более низким уровнем налогообложения на наши рынки. Повышая акцизы на табак, мы преследуем и фискальный эффект, и оздоровительный: с точки зрения ограничения потребления табака», — пояснил министр.

Про наше все

Что касается корпоративного налогообложения, то тут изменения коснутся топливно-энергетического комплекса и предприятий, работающих на Дальнем Востоке.

Для них Минфин предлагает создать новую налоговую систему для добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе (в этой части предложение ведомства предусматривает взимание НДПИ в зависимости от категории сложности шельфового проекта); освободить деятельность по добыче на шельфе таких налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на имущество, а также снять с ввозимых углеводородов экспортную пошлину.

Далее — это предоставление налоговых льгот по НДПИ для трудно извлекаемых нефтяных залежей. Эта нефть сегодня не добывается из-за высоких затрат, поэтому с помощью налоговой политики Минфин намеревается сделать выгодными инвестиционные вложения для предприятий, которые разрабатывают эти месторождения.

Следующее — это завершение разработки новой формулы НДПИ на газ, в соответствии с которой налоговая ставка будет определяться в том числе и в зависимости от цены на газ на внутреннем и внешних рынках. «По всем этим предложениям мы нашли согласие, и в ходе совещания у Аркадия Дворковича практически выработали подходы по налогообложению нефтегазового сектора», — заверил министр.

Еще одним направлением совершенствования налоговой системы, по его словам, является создание благоприятных налоговых условий для инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке, в Забайкальском крае, Иркутской области. В Государственную Думу внесён законопроект, предусматривающий обнуление ставки налога на прибыль организаций в части, идущей в региональный бюджет. Для инвестиционных проектов стоимостью от 150 млн рублей в течение первых пяти лет работы здесь будет действовать нулевая ставка, а в последующие пять лет — на уровне 10%.

Также федеральный бюджет предусматривает полное освобождение по ставке налога на прибыль в течение всего десятилетнего срока. Налоговый режим в таком случае будет сравним с тем, что применяется сегодня в «Сколково», при условии, что регионы предоставят льготы по налогу на имущество, а муниципалитеты предоставят льготы по налогу на землю.

Налоговое администрирование

По словам члена экспертного совета при правительстве Александра Починка, сейчас 900 тыс. человек в стране заняты только работами, связанными с налоговым учётом и предоставлением документов. «Если мы приняли стратегическое решение переходить на МСФО, то мы можем за два года реально сблизить налоговый, бухгалтерский и управленческий учёт, абсолютно унифицировать документы там, где можно, перейти к самообложению и сэкономить огромное количество времени. Расчёты чётко показывают, что налоговые ставки у нас нормальные, позиция России по странам ОЭСР очень приличная, а вот трудоёмкость и затраты времени, правовая неопределённость положения для налогоплательщика — это серьёзная проблема. На это жалуются, и тут мы можем очень много сэкономить, не тратя денег в бюджете», — пояснил Починок.

Бухгалтерский учёт в основном служит для акционеров, а налоговый — для уплаты налогов в бюджет. Оба этих вида финансовой отчетности присутствуют в большинстве зарубежных стран. И задача теперь лишь в том, чтобы предусмотренные законодательные различия между правилами налогового и бухгалтерского учёта не приводили к необходимости ведения налогоплательщиками двух параллельных учётных систем.

«Правила исчисления налогов должны основываться на регистрах бухгалтерского учёта, отклоняясь от них лишь в случае необходимости. Это позволит снизить административные издержки налогоплательщиков», — заявил Антон Силуанов.

Министерство финансов совместно с АСИ подготовило дорожную карту по совершенствованию налогового администрирования, где отражена необходимость сближения налогового и бухгалтерского учёта. Предварительная работа над соответствующими законопроектами уже ведется, а первые шаги в этом направлении будут сделаны уже в этом году.

Касаясь вопросов налогового администрирования, председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что «при заработной плате налоговых инспекторов ниже средней по регионам, в которых они работают, очень важно в проекте бюджета, который нам предстоит готовить и рассматривать в будущем году, предусмотреть возможность решения вопросов, связанных с материальным стимулированием налоговой службы». По его словам, в ряде регионов зарплата налоговиков не превышает 10–13 тыс. рублей.

Конец офшорам

Еще одно интересное направление изменения налоговой политики — это противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров.

В целях расширения практики обмена налоговой информацией и противодействия схемам уклонения от налогообложения Россия планирует заключить соглашения с офшорными юрисдикциями. И одним из их положений станет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, а также раскрытие информации о российских налоговых резидентах, имеющих активы и счета в офшорных юрисдикциях.

Антон Силуанов подтвердил, что Россия поддерживает инициативу стран ЕС по заключению соглашений с офшорами об обеспечении автоматического раскрытия информации по банковским счетам российских юридических, физических лиц, а также российских бенефициаров различного рода трастов, фондов и иных офшорных компаний.

По его словам, Минфин считает необходимым поддержать усилия ОЭСР по разработке многостороннего международного стандарта автоматического обмена налоговой информацией с применением санкций к юрисдикциям, нарушающим правила прозрачности.

Помимо этого сейчас разрабатывается проект закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Аналоги этого закона существуют во многих странах мира и имеют прежде всего антиофшорную направленность. В соответствии с его нормами, если российская компания или физическое лицо контролирует офшорную компанию, получающую так называемые пассивные доходы (проценты, дивиденды, роялти) и не распределяет их в пользу российского собственника, то такие доходы должны подлежать налогообложению в России.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться