Маневр на нефтяном пятне

Маневр на нефтяном пятне

Налоги 24 Июн 2014, 10:22
Маневр на нефтяном пятне

С весны в правительстве готовится налоговая реформа — резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана — 80 долларов за тонну, сейчас в России — 385 долларов за тонну) и компенсаторно резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но на очередном совещании вице-премьер Аркадий Дворкович поручил министерствам скорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.

По предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому — на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.

Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 году снизятся пошлины на нефтепродукты — это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 году) до 26%, а по новой версии, т. е. за три года, — до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 годах до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка 65%), а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 годах до 86, 65 и 50%, а теперь будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.

По прежней версии правительства по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с 55 долларов за тонну до 22 долларов, по новой — до 30 долларов, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до 20–15 долларов, отметил он.

Бюджету за такую уступку придется заплатить. Первая проблема — дополнительные доходы, которые должны были бы поступить от 100%-ной пошлины на мазут, снизятся: в бюджет придет не 250 млрд рублей, а, возможно, на 100 млрд меньше, оценивает один из чиновников. По новому сценарию Минфин планирует повышать пошлины на темные нефтепродукты постепенно (до 100% к 2017 году), но появятся выпадающие доходы от резкого снижения акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты.

Вторая проблема — кассовый разрыв в бюджете, сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема будет только в 2015 году, но кассовые потери будут значительны — сумма может достичь 200 млрд рублей, утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться