Азимуты очередной налоговой реформы

Азимуты очередной налоговой реформы

Налоги 25 Фев 2017, 09:11
Азимуты очередной налоговой реформы

Размер зарплатных отчислений на НДС

Последнее время министр финансов РФ Антон Силуанов практически в каждом своем выступлении и интервью проводит мысль о необходимости снижения зарплатных отчислений. «Мы считаем, что нужно снижать нагрузку на труд и где-то одновременно увеличивать налогообложение по другим налогам, которые не являются столь обременительными, например налоги на потребление», — заявил министр в интервью телеканалу «Россия 24». Свою позицию он объяснил так: «Есть проблема в том, что большие очень уровни налогообложения фонда оплаты труда. Это страховые взносы — 30% только идет на отчисления во внебюджетные фонды. Считаем, что это является одной из причин того, что многие до сих пор платят зарплату в конвертах, поскольку 30% с каждого рубля выплаченной заработной платы нужно отдать на страховые платежи». Что характерно, той же самой позиции — необходимости снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда — придерживается и министр экономического развития Максим Орешкин, о чем он заявил в первом же интервью, которое он дал «Коммерсанту», вступив в новую должность.

Выпадающие доходы планируется компенсировать увеличением косвенных налогов, в том числе повысить налог на добавленную стоимость. По информации газеты «Ведомости», Минэкономразвития и Минфин России уже достигли консенсуса в этом вопросе. Пока размер повышения НДС еще обсуждается. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов подтвердил, что идет обсуждение возможных вариантов модернизации налоговой системы. «Обсуждается в совокупности налоговая конструкция вместе со страховыми взносами, которая должны быть включена как новое предложение на среднесрочную перспективу», — сказал Шувалов.

Снизив налоги на зарплату, возможно, удастся решить не только проблему «серых» зарплат, которая остается еще актуальной, но не такой острой как десять, а тем более пятнадцать лет назад. По экспертным оценкам, в настоящее время до трети трудоспособного населения не платят зарплатных налогов, т. е. являются либо фактически безработными, либо работают «в черную». Примерно треть из работающих получают часть вознаграждения «в конвертах».

Окончание на стр. 13 èСнижение зарплатных выплат также приведет к росту занятости, увеличению доходов населения и, как следствие, росту потребления и оживлению экономики. Пока же, по оценкам Института социальной политики Высшей школы экономики, реальные доходы населения падают уже два года и переход к восстановительному росту не просматривается.

Что же касается НДС, то это одна из несущих конструкций федерального бюджета, он является одним из самых собираемых налогов, причем и в хорошие для экономики времена, и в кризис, и уйти от него законным способом или «оптимизировать» достаточно трудно, хотя умельцы возврата НДС, конечно, не перевелись. Поэтому увеличение НДС при снижении зарплатных налогов может положительно отразиться на бюджете, несмотря на то что выпадающие доходы внебюджетных фондов придется компенсировать.

Важно, чтобы размер фискальной разгрузки фонда оплаты труда на НДС не имел перекосов в пользу роста ставки НДС. Здесь нужны тщательные расчеты с привлечением не зависимых от правительства экспертов. Очевидным негативным моментом увеличения НДС станет рост инфляции, т. е. стоимости товаров и услуг — любой производитель переложит увеличение налогов на плечи потребителя. Но такое подорожание будет разовым и в пределах нескольких процентов, а этим наших граждан удивить и испугать сложно.

Важно отметить, что при этом совокупную налоговую нагрузку на бизнес менять не планируется, по крайней мере, так говорит Антон Силуанов. Министр финансов выступает и против введения прогрессивной ставки подоходного налога. «Повышенные ставки для высоких доходов, применявшиеся до 2001 г., не дали адекватных доходов бюджетам, тогда как при переходе на единую ставку доходы существенно увеличились», — заявил Силуанов в интервью изданию «Газета.ru». При этом глава Минфина обмолвился, что можно было бы поднять налоги на дорогостоящее имущество граждан, увеличив так называемый налог на роскошь.

Фискально-социальная справедливость

Всегда, как только всплывает тема налоговых новаций, в центре обсуждения появляется прогрессивная шкала подоходного налога. Сегодня не исключение. Правда, похоже, приговор вынесен, его огласил

Антон Силуанов. Смысл в том, что, во всяком случае в ближайшее время, менять шкалу нецелесообразно. Что-то подсказывает, что весомым аргументом стали трудности администрирования прогрессивного налога. Но есть замена — это ужесточение налогов на роскошь.

Налог на роскошь — это не изобретение нашей страны. Одним из первых подобный налог был введен в средневековой Анг­лии. Тогда налогом облагались поместья и дворцы, а средства шли на содержание монаршего двора. У нас налог на дорогостоящее имущество является одним из самых молодых, он вступил в силу с 1 января 2014 г., и, пожалуй, самым противоречивым. Сейчас под обложение этим налогом попадают машины стоимостью свыше 3 млн руб., большие яхты и катера, а также недвижимость стоимостью 300 млн руб.

За дорогую недвижимость придется заплатить 2% от кадастровой стоимости, за катера и яхты с длиной корпуса более 6 метров, а также частные самолеты и вертолеты — 10% от прожиточного минимума.

А вот налог на роскошь в части дорогих автомобилей кажется не совсем логичным. Закон предусматривает, что владельцы автомобилей стоимостью выше 3 млн руб. должны уплачивать транспортный налог с повышающим коэффициентом, размер которого зависит от цены машины и года ее выпуска. Чтобы ушлые автолюбители не пытались уйти от уплаты нового налога, например попросив автодилера продать саму машину за 2,9 млн руб., а коврики к ней за 1,6 млн руб., закон предусматривает, что Минпромторг ежегодно определяет перечень марок, которые относятся к «роскошным» и за владение которыми нужно платить больше. В 2014 г. в такой перечень вошло 187 марок, в следующем году список вырос до 279 единиц, а в прошлом он составил 708 марок.

Конечно, список вырос не потому, что люксовых моделей стало в четыре раза больше. Просто финансовый кризис и двукратная девальвация рубля привели к росту цен на машины как минимум в полтора раза. Теперь в этот список попадают автомобили, которые доступны не только богачам, но и пользовавшиеся традиционной любовью у среднего класса, которого, к слову, становится все меньше и меньше.

Транспортный налог и так не очень логичный — ведь это налог на имущество, но ставка рассчитывается почему-то исходя из мощности машины. Теперь к мощности машины прибавляется коэффициент, зависящий еще и от стоимости. Может стоит унифицировать налог и сделать его единым и зависящим только от стоимости? Не очень укладывается в принцип социальной справедливости, который лег в основу закона, и то, что автомобиль стоимостью в 3 млн руб. относится к роскоши, а квартира или замок, стоящий 250 млн руб., нет.

Возникает и еще один вопрос: а стоит ли овчинка выделки, т. е. сколько государство получает в виде налогов с владельцев роскоши? Точных данных по этому вопросу нет. Однако, по данным автоэкспертов, доля люксовых брендов на российском авторынке составляет чуть менее 10%. Но далеко не все автомобили премиум марок попадают под повышенное налогообложение, поскольку ряд машин не проходит по возрасту, а часть моделей стоит дешевле 3 млн руб., хотя сама марка машины относится к престижному классу. Вряд ли более двух процентов машин от общероссийского автопарка попадет под налог на роскошь. Скорее всего, владельцев супердорогой недвижимости намного меньше процента, а владельцев самолетов и вертолетов и вовсе можно поименно перечислить в данной статье. Поэтому рискнем предположить, что доля налогов от дорогостоящего имущества в общем налоговом кошельке вообще незаметна.

Но анонсировано ужесточение обложения «дорогого имущества». Пока в такой обтекаемой формуле. Осталось дождаться конкретики.

Борис Соловьев

Поступление налогов в бюджет.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться