Минэкономразвития сказало Чубайсу «Нет!»

Минэкономразвития сказало Чубайсу «Нет!»

Минэкономразвития исключило введение углеродного налога, который предложил Анатолий Чубайс, из законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов.
Налоги / 28 Окт 2019, 18:00
Минэкономразвития сказало Чубайсу «Нет!»

Как говорится в письме заместителя главы ведомства Михаила Расстригина в правительство, к такому шагу подтолкнули замечания, представленные Минэнерго, Минпромторгом и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Из истории вопроса

Еще в декабре 2015 года было заключено Парижское соглашение по климату. Спустя почти четыре года оно было ратифицировано Москвой, и тем самым Россия взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. По данным Минприроды, к 2030 году наша страна должна снизить их на 25–30% от уровня 1990 года.

В июне текущего года на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести так называемый углеродный налог. По его словам, таким образом можно будет стимулировать промышленников сокращать вредные выбросы.

В Минэкономразвития Чубайса поддержали и разработали соответствующий проект закона. Введение налога было прописано в законопроекте о государственном регулировании парниковых газов.

Однако в ходе общественного обсуждения в РСПП были высказаны опасения, что новый налог спровоцирует рост коммунальных тарифов для населения и вновь разгонит инфляцию.

«Данный налог разумно вводить тогда, когда экономика страны находится в хорошем состоянии, а не сейчас. Сегодня россияне тратят на ЖКХ порядка 10% зарплаты, в то время как в 2014-м, то есть до роста инфляции и падения доходов, отдавали 8,9%. В ближайшее время лучше отказаться от “зеленых” инициатив и заняться насущными проблемами», – отмечал ранее эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Согласно Парижскому соглашению Россия обязалась снизить выбросы до уровня не более 75% по сравнению с 1991 годом к 2020 году и до 70–75% – к 2030-му. Вместе с тем, по данным международного агентства Moodyʼs уже в 2017–2018 годах наша страна находилась на уровне ниже 70% по сравнению с 1991 годом, а с учетом абсорбирующей функции лесов – на уровне 50%.

Более того, введение налога могло бы нанести серьезный удар экономике государства. Так, по оценке Российской академии наук (РАН), введение углеродного налога создает финансовые угрозы для корпораций российского топливно-энергетического комплекса, потери одного лишь «Газпрома» составили бы 8 млрд долл. в год при ставке 80 долл. за тонну эквивалента СО2.

Тем более что, помимо прямых убытков, введение налога несет риски потери Россией значительной части экспорта из-за существенного удорожания энергоносителей и снижения их привлекательности для европейских и азиатских потребителей, указывают в РАН.

Вернуться к рассмотрению вопроса об углеродном налоге Минэкономразвития планирует лишь после запуска системы отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов.

Руководитель Информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев считает данное решение ведомства вполне оправданным.

«Сегодня в России очень слабая динамика экономического роста, и новый налог вряд ли нужен. Стоит вспомнить, какая негативная реакция была на повышение НДС в начале 2019 года. Однако не факт, что данный налог не появится в будущем. Дело в том, что в Евросоюзе уже приняты решения, по которым импортируемые товары облагаются дополнительным налогом, если не удовлетворяют по предельным выбросам углекислого газа при производстве. А Европа остается основным торговым партнером России», – высказал свое мнение эксперт.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться