Потери от эксперимента с НДД в этом году могут достичь 140 млрд рублей

Потери от эксперимента с НДД в этом году могут достичь 140 млрд рублей

От введения в порядке эксперимента в нефтяной отрасли налога на дополнительный доход (НДД) федеральный бюджет в этом году недосчитается 140 млрд рублей.
Налоги / 29 Ноя 2019, 16:10
Потери от эксперимента с НДД в этом году могут достичь 140 млрд рублей

Как сообщил глава департамента Минфина Алексей Сазанов: «Если это будет правда, то результат разочаровывающий». По его словам, сама отрасль оценивала выпадающие доходы в 30–40 млрд руб.

«Если результаты подтвердятся, надо будет думать, что с этим делать дальше», – отметил господин Сазанов.

Из истории вопроса

Режим налога на дополнительный доход (НДД) заработал с 2019 года в пилотном режиме для четырех групп участков с суммарной добычей не более 15 млн тонн.

НДД, в отличие от НДПИ, взимается не с объема добычи, а с дохода от продаж нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку сырья по ставке 50%.

Новый налог был введен прежде всего для того, чтобы повысить рентабельность зрелых активов. Первая и вторая группы в основном включают месторождения в Восточной Сибири и на Каспии, третья – зрелые месторождения Западной Сибири, четвертая – новые месторождения этого же региона.

Ранее, в октябре, Минфин оценивал выпадающие доходы от НДД в 100 млрд руб. Сазанов пояснил, что цифра 140 миллиардов является уточненным расчетом по отдельным месторождениям на основе информации за девять месяцев.

Вместе с тем, по мнению заместителя главы Минэнерго Павла Сорокина, для полной оценки необходимо дождаться завершения года.

«Сейчас актуализированная цифра по этим группам близка к верхней границе диапазона, но заключительный расчет требует завершения года. Вторая группа, на которую приходится большая часть добычи в НДД, прежде имела льготы по экспортной пошлине, и оценка реальных выпадающих доходов по ней также требует дополнительного анализа, который мы с Минфином вместе проведем в 2020 году, также учитывая дополнительную добычу по всем группам, что сейчас сделать затруднительно», – подчеркнул Сорокин.

Вводя пилотный проект, Минфин и Минэнерго говорили о трех-пяти годах эксперимента, однако сами нефтяные компании уже сейчас выступают за расширение режима НДД на новые участки. Впрочем, столь солидный размер выпадающих доходов может поставить крест на этих идеях.

Как указывает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭКа Vygon Consulting Дарья Козлова, когда вводился НДД, предполагалось, что снижение налоговой нагрузки будет компенсировано дополнительной добычей на этих месторождениях. Однако сейчас Россия находится в условиях сделки ОПЕК+ и не может наращивать добычу, что однозначно влияет на решение компаний по развитию активов в рамках НДД.

«Особенностью пилотного режима НДД является сохранение валовых налогов – НДПИ и пошлины в структуре фискальных изъятий. Для третьей группы НДД уровень изъятий составляет около 60% от действующей налоговой системы, для первой-второй – предполагается пониженная ставка в течение семи лет, а для четвертой – два года», – указывает эксперт.

По ее мнению, оценка Минфина является прямым расчетом разницы между тем, сколько бы компании заплатили в случае сохранения действующей фискальной системы, и тем, сколько платят сейчас, для одинакового фактического объема добычи.

«На мой взгляд, подобный подход не вполне корректен. Пилотный режим НДД для третьей-четвертой групп месторождений должен продемонстрировать степень вовлечения нерентабельных в действующей налоговой системе запасов в разработку, и один год тут непоказателен», – отмечает Козлова.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться