Российские власти не только не отказываются от транспортного налога, но и увеличивают тарифы

У россиян осталось две недели на оплату транспортного налога за 2019 год. Уведомления Федеральной налоговой службы (ФНС) уже получили миллионы автомобилистов, однако для многих эти оповещения стали не очень приятной неожиданностью — им были выставлены повышенные тарифы.
Налоги / 17 ноября 2020, 12:36

В истории современной России транспортный налог был введен специальным законом в октябре 1991 года. Пошлина эта относится к числу региональных, а потому его величину, порядок и сроки уплаты устанавливают законодательные власти субъектов страны. Вместе с тем начисление суммы с учетом коэффициентов осуществляется на основе специального перечня, ежегодно составляемого Минпромторгом.

Вот и в апреле текущего года министерство обновило свой список автомобилей, владельцам которых необходимо будет выплачивать повышенный налог. Так, в частности, в него оказались включены не только премиальные и люксовые машины, но и более массовые — Honda Pilot, Mazda CX-9, Subaru Outback, Jeep Wrangler, Kia Stinger GT, Nissan Murano. Всего же Минпромторг внес в свой список 1,3 тысячи моделей автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей.

Впрочем, список списком, но на практике многие автовладельцы, которые покупали своих «железных коней» за два — два с половиной миллиона рублей, также получили от ФНС уведомление с требованием заплатить налог по повышенной ставке.

Как пояснили в пресс-службе Федеральной налоговой службы порталу Autonews, для расчета налога используется вовсе не цена сделки при купле-продаже машины, то есть не ее рыночная стоимость, а информация о средней стоимости соответствующей марки. При этом комплектация автомобиля в расчет не идет, хотя именно от нее нередко зависит цена.

«Как правило, налоговики ссылаются на то, что в базе ГИБДД, откуда они берут сведения, не указаны названия комплектаций. К слову, в большинстве случаев наименования комплектаций отсутствуют и в договорах купли-продажи, и в актах приема-передачи, которые подписывают покупатели в момент приобретения автомобиля в салонах. Вместе с тем цена автомобиля одной и той же модели может значительно отличаться в зависимости от комплектации», — пояснил экономист, кандидат юридических наук Владимир Нечитайло. При этом он подчеркнул, что данная проблема носит массовый характер.

Действительно, стоимость внедорожника Toyota Land Cruiser Prado составляет в зависимости от комплектации от 2,6 млн рублей до 4,7 миллиона. Mitsubishi Pajero Sport оценивается на рынке от 2,6 миллиона рублей до 3,5 миллиона. Схожий ценовой разброс можно обнаружить у Kia Sorento, Toyota Fortuner, Mazda CX-9 и целого ряда других авто.

Более того, налоговики рассчитывают пошлину на уже купленные машины по ценам текущего года, как бы «забывая» о нестабильности курса рубля, подчеркивает Владимир Нечитайло.

По мнению экспертов, опрошенных «Финансовой газетой», такой подход позволит собрать больше налогов и ,тем самым, пополнить бюджет, оскудевший в условиях коронакризиса.

«Экономика страны понесла колоссальные убытки за время пандемии, поэтому сейчас всем дана установка активнее пополнять госказну. <…>На таких “ошибках” можно неплохо пополнить бюджет. Одно понятно — это незаконно и необоснованно», — указывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Справка «Фингазеты»


Еще в 2012 году президент России Владимир Путин заявлял, что необходимо уходить от транспортного налога в сторону замены его акцизами. Начиная с 2013 года акциз на бензин ежегодно рос на один рубль за литр топлива.

Планировалось, что с 2016-го транспортный налог будет отменен полностью, однако воз и ныне там.

Более того, летом нынешнего года депутат Госдумы Андрей Барышев внес в нижнюю палату парламента законопроект, который предлагал отмену этой пошлины уже с 2021 года. Однако его инициатива нашла мощное сопротивление в правительстве, и в частности в Минфине.


По мнению ведущего юриста объединенного юридического центра «Парфенон» Павла Уткина, для государственных финансов тема отмены транспортного налога является очень болезненной по причине проблем с разбалансированностью региональных бюджетов и рецессий в экономике.

«Предложение Андрея Барышева вызвало критику со стороны Минфина, который отметил, что реализация приведет к увеличению необходимости трансфертов из центра в регионы на сумму полученных в 2019 году 175,1 миллиарда рублей. Ранее Счетная палата оценила этот показатель за первое полугодие в один триллион 376 миллиардов рублей, что на 57,4% выше аналогичного периода прошлого года, а по итогам [текущего. — «Фингазета»] года он может превысить два триллиона», — полагает он. 

А как обстоят дела «у них»? Во Франции, к примеру, транспортный налог максимально упрощен: водитель выплачивает все необходимые исчисления в казну при покупке машины. Однако в зависимости от вредных выбросов автомобилей, цена пошлины либо увеличивается, либо уменьшается. Чем меньше транспорт вредит окружающей среде, тем больше скидок на оплату налога получит автомобилист.

В Соединенных Штатах цену транспортного сбора закладывают в стоимость топлива, а сам сбор налоговой мзды зависит от штата проживания. При этом средняя сумма, которую американский водитель платит стране, составляет 50 долларов в год.

«Во многих странах транспортный налог постепенно переходит в формат “дорожных” акцизов, сборы которых идут на поддержание и финансирование новых автомобильных дорог. Такое взимание налога выглядит более справедливым, поскольку в качестве основы берется активность использования транспортного средства, а не мощность его двигателя. При этом акцизы проще администрировать», — подчеркивает Павел Уткин.

Эксперт напоминает, что и в России еще в 2009 году появились акцизы, они стали взиматься с каждого проданного автозаправками литра бензина или дизельного топлива, а их величина с каждым годом индексируется, а на данный момент они уже формируют почти 20% конечной цены.

«Текущий поворот в истории с расчетом транспортного налога, когда автолюбителям фактически придется заплатить еще и за ослабление национальной валюты, может стать причиной более четкой сегментации рынка в зависимости от стоимости автомобиля, особенно в условиях сохранения тенденции отсутствия улучшения динамики располагаемых доходов после ажиотажного спроса в этом году. Также можно ожидать давления общественности в пользу раскрытия и пересмотра методики оценки Минпромторга стоимости автомобиля», — резюмирует ведущий юрист объединенного юридического центра «Парфенон».






Также в рубрике

  • Председатель правительства Михаил Мишустин объявил еще об одном направлении административной реформы. В ближайшее время 40 ныне действующих институтов развития (ИР) будут сокращены фактически вдвое. Впрочем, схема их реорганизации будет нелинейной.
    Мероприятия24 ноября 2020, 17:00
  • О перспективах фондового рынка и отдельных отраслей мы беседуем с руководителем направления рыночного анализа инвестиционного департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Владиславом Метневым.
    Интервью24 ноября 2020, 16:30
  • О ситуации на рынке коллективных инвестиций и его перспективах мы беседуем с руководителем отдела продаж УК «Сбер Управление Активами» Андреем Макаровым.
    Интервью24 ноября 2020, 15:00
  • Почти две трети россиян — 64% — зафиксировали в нынешнем году снижение своих доходов, а 37% полагают, что и в следующем году их финансовое положение продолжит ухудшаться. Об этом говорится в исследовании, проведенном сервисом «Работа.ру».
    Деньги24 ноября 2020, 13:45
  • Рассказываем, кто из молодых футбольных гениев может добиться больших успехов в будущем.
    Рейтинги24 ноября 2020, 13:25