Эхо патентных войн

ТОП-10 / Максим Букин 29 Фев 2012, 11:30
Эхо патентных войн

Драка за патенты — любимое состязание американских юристов. На таких процессах, которые длятся долго и нудно, буквально годами, вполне есть шанс «выбить» из противника несколько миллиардов долларов или даже запретить ему производить определенную группу товаров (крайний пример — Apple и Samsung). Не чужды подобные процессы и интернет-компаниям. Недавно интернет-гигант прошлого, компания Yahoo, обвинила в нарушении своих патентных прав успешный стартап Facebook.

С теоретической и практической точек зрения при создании новых систем, действительно не обойтись без приобретения прав на патенты, которые уже были защищены ранее, — вопрос только в цене таких активов. Не зря у компаний, которые терпят крах, перво-наперво выкупается библиотека патентных прав, которая может стоить достаточно дорого в будущем (крайний пример такого рода был отмечен с Nortel). Ну, а уж судебные баталии из серии «они нарушили мои права» — это вообще явление рядовое, даже для крупных компаний. Правда, подобные тяжбы никогда не начинаются просто так — они обычно всегда тесно связаны с выходом на рынок новых продуктов, успешными новостями по захвату новых рынков или… грядущему IPO.

Вне зависимости от того, кто виноват, в этой истории есть несколько фактов, которые стоит отметить. Во-первых, не смотря на то что Yahoo живет в перманентном кризисе управления и ее финансовые потоки постоянно уменьшаются, ее патентный портфель один из самых мощных в индустрии. Просто компания вышла на рынок раньше Facebook и даже Google и имела свой «золотой век», когда на исследования финансирования не жалели. Поэтому представить, что Facebook можно будет «запинать» за «незаконное» использование технологии (речь о двадцати патентах), которая затрагивает такие области, как онлайновая реклама, поиск, контроль безопасности личных данных, управление новостными потоками и обмен сообщениями, вполне реально.

Во-вторых, патентные претензии вполне понятны инвесторам — интеллектуальная собственность, скорее всего, украдена впрямую не была. Видимо, спор идет о положениях того или иного лицензионного соглашения. Какие-то модули или службы были защищены и проданы на рынке, но, возможно, с ограничениями по использованию. Никто не запрещает их использовать — вопрос только в величине лицензионных отчислений.

Поэтому появление претензий перед выходом Facebook на IPO кажутся повторением аналогичного трюка, который Yahoo провернули с Google лет восемь назад. Тогда под «незаконное использование» подвели рекламную модель «pay per click» (оплата за клик) — основную схему рекламного бизнеса поисковика. Спор, конечно, закрыли до выхода на биржу,  чтобы в Yahoo успокоились им продали несколько миллионов акций Google, которые после выхода на биржу компании превратились в чистое золото. Видимо, этот вариант заработка в Yahoo решили повторить.

В суд Yahoo еще не подали, ограничившись PR-атакой через ведущие американские СМИ, явно намекая на то, что их намерения серьезны, как никогда. Вообще, тактика в таких процессах незатейлива — помятуя аналогичные процессы Apple, Microsoft и Motorola Mobility, все стороны готовы к урегулированию всех спорных вопросов и без суда. Прибегать к акону они готовы только по единственной причине — когда спор о величине компенсации заходит в тупик. Скорее всего, Facebook заплатит отступного — не так много, как хочет Yahoo, но это случится. Все-таки на NASDAQ и NYSE компания хочет привлечь 10 млрд долл.,  а инвесторов, тем более с расстегнутыми кошельками, нервировать не надо.

Максим Букин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться