Налог Делающий Судьбу

ТОП-10 10 Сен 2012, 09:50
Налог Делающий Судьбу

«Финансовая газета» писала об НДС много. На наших страницах проходила широкая дискуссия о плюсах и минусах этого налога, о возможности (или невозможности) его замены налогом с продаж.

Дискуссия привела к двум результатам. Во-первых, мы разослали письма в 13 (!) ведомств с целью выяснить не на словах, а на цифрах эффективность НДС, то есть мы хотели сравнить его сборы с возвратами, издержками, возникающими при судебных разбирательствах, оценками криминальных потерь бюджета и т. д. Выяснилось, что ни одно из запрашиваемых ведомств под таким углом зрения на проблему не смотрит или, во всяком случае, не стремится поделиться своими соображениями или оценками. Отсюда следует, что НДС — еще более непрозрачная тема по сравнению с нашими первоначальными ожиданиями. Во-вторых, мы обратили внимание, что вокруг НДС все-таки начались определенные, как говорят чиновники, подвижки. Несвязанные, конечно, непосредственно с нашей дискуссией, но все равно заслуживающие внимания. Мы решили совместить эти результаты, и вот что получилось.

Вода камень точит

Времена, когда Сергей Шаталов упорно и до поры до времени победоносно боролся против введения каких-либо адресных налоговых льгот, не без основания видя в них воронки, которые затягивают в себя «льготы», которыми пользуются совсем не те, для кого задумывались, прошли. Дело дошло до того, что неприкосновенность, как проштрафившийся депутат, потерял самый любимый в Минфине налог — НДС. Мелкими кусочками от бюджета начали отрезать его поступления.

С 1 января 2013 года вступят в силу изменения в Налоговом кодексе, согласно которым участники финансового рынка перестают платить НДС. Повезло управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, регистраторам, депозитариям, дилерам, брокерам, клиринговым организациям, организаторам торгов.

Возможно, в результате произойдет некоторое укрепление структуры российского рынка ценных бумаг, что, как надеется власть, приблизит ее мечту о превращении Москвы в международный финансовый центр. Хотя к этой цели ведет совсем другой маршрут: отрыв от нефтяной иглы и укрощение инфляции (что невозможно без ограничения аппетита к постоянному росту госрасходов).

Но сейчас важен сам факт: в крепостной стене НДС пробита брешь. И она уже расширяется.

В правительстве с подачи Минэкономразвития обсуждается возможность ликвидации НДС на внутрироссийских авиационных перевозках.

Здесь как раз сугубо социальный приоритет: снизить цены на билеты, чтобы укрепить единство необъятной страны. Но опять же сейчас не так важно, что из этого может получиться, важна тенденция: НДС больше не неприкосновенен.

РЖД рассматривает возможность обнуления НДС при продаже билетов на пригородные электрички. Есть и другие примеры.

Раз тенденция налицо, то почему бы, воспользовавшись дедуктивным методом, не подумать о том, как от частных, никак не связанных между собой действий разных групп давления на правительство перейти к решению важнейшей общеэкономической задачи.

Карусельный налог

НДС — налог со странностями. Для Минфина он дорог тем, что является крупнейшим источником поступлений в бюджет, причем, как любят подчеркивать хранители бюджета, эти поступления относительно стабильны даже в острой фазе экономического кризиса, что, естественно, повышает привлекательность НДС. Другими словами, НДС демонстрирует фискалоцентризм российской налоговой системы. Когда ФНС рапортует о двузначном росте сборов с экономики, которая еще не оправилась от кризиса и демонстрирует рост, кратно меньший росту сборов налогов, то это жизнь в королевстве кривых зеркал. Если экономическая политика строится на принципе: экономика для бюджета, такой экономике не позавидуешь.

Выдавая с головой истинные цели финансовой политики, НДС одновременно, вот уж красноречивое совпадение, является, по определению Владислава Игнатова, аудитора Счетной палаты в 2001 — 2005 годах, среди остальных налогов «первым по коррупционногенности».

Мало того, что НДС собирается по круговой системе, когда налогоплательщик, по сути, отвечает перед государством не только за себя, но и за своего поставщика, что приводит к дополнительным затратам на службу экономической безопасности, он открывает массу возможностей для коррупции — от занижения таможенной стоимости при импорте, одобренной таможенниками, до возврата уплаченного НДС при фиктивном экспорте при попустительстве налоговиков.

Но это только наиболее известные каналы незаконной недоплаты НДС в бюджет. Валерий Горегляд, замглавы Счетной палаты, рассказывает: «В 2010 году были предоставлены льготы по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 1762,4 млрд рублей. При этом в том же году налоговыми проверками выявлены неправомерно заявленные налогоплательщиками льготы, в результате были доначислены налоги и сборы в сумме 1317,0 млн рублей». Счет таким образом идет на триллионы рублей. Немудрено, что уход от НДС, в том числе и с использованием фирм-однодневок и других серо-черных схем, — это уже широко развитый прибыльный бизнес.

К истокам!

Есть радикальные предложения: ликвидировать НДС, «заменив» его налогом с продаж. Эта тема из нашей дискуссии, не будем повторяться. Ограничимся лишь констатацией: Минфин на такой размен никогда не пойдет. К тому же стоит прислушаться к Горегляду: «Введение налога с продаж потребует создания специальной системы администрирования, что возможно лишь со значительными издержками, ведь придется контролировать уплату налога огромного количества розничных торговых точек, что несравнимо с количеством налогоплательщиков НДС. Потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета возрастают, а документооборот вряд ли уменьшится».

Предлагаем задуматься не о разрушении НДС, а о возвращении к истокам — к выполнению НДС не только фискальной, но и стимулирующей функции.

Связка НДС и освобождение от его уплаты при экспорте в странах, где она появилась (во Франции и Германии), как раз стимулировала повышение конкурентоспособности производств высокой степени переработки первичного сырья, которая подтверждалась экспортом соответствующей продукции. В России, перенявшей эту систему, картина прямо противоположная. Наш экспорт — это в первую очередь вывоз необработанного сырья. Возврат такого экспортного НДС консервирует модель сырьевого экспорта, которая безнадежно устарела.

Как изменить ситуацию? Надо сделать два шага: первый — отмена возврата НДС при экспорте сырья (что подтверждается товарной номенклатурой во внешнеэкономической деятельности). Второй — снижение общей для всех ставки НДС.

Конечно, сопротивление мощного лобби сырьевиков преодолеть крайне сложно. Они всегда утверждают, что перегружены налогами, которые не дают реализовывать инвестиционные программы. Но вот разоблачительный пример.

17 августа стало известно, что крупнейшие российские нефтяные компании сорвали соглашение с правительством, по которому нефтяники должны были перейти на выпуск бензина по экологическому стандарту «Евро-5». В ответ правительство разрешало сохранить оборот бензинов и дизельного топлива класса «Евро-2» до 31 декабря 2012 года, класса «Евро-3» — до 31 декабря 2014 года, класса «Евро-4» — до 31 декабря 2015 года. Нефтяники признали, что бензин класса «Евро-5» в России в ближайшее время не появится. И в самом деле, зачем развивать нефтепереработку, когда они прекрасно себя чувствуют, сидя на трубе, выкачивающую нефть прямо из земли?

Эти приоритеты надо менять. В том числе и с помощью предлагаемых изменений в системе взимания НДС. Правительству пора сделать выбор: или соглашаться по-прежнему произносить спичи в честь модернизации, или включить мощные рычаги стимулирования движения в сторону, которая приведет и к «Евро-5», и к более существенным структурным сдвигам, но через преодоление трубной обломовщины.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться