Страховые полисы выпишут в Сети

Страховые полисы выпишут в Сети

ТОП-10 24 Сен 2012, 16:32
Страховые полисы выпишут в Сети

После внедрения единой базы диагностических карт, которые приходят на смену бумажным Талонам технического осмотра автотранспорта, ведущие страховые компании страны выступили с вполне адекватным предложением к Министерству финансов по переводу бумажных полисов ОСАГО в электронный формат. Кроме серьезного снижения затрат страховщиков на изготовление, транспортировку, хранение и проверку бумажных бланков страховых полисов (не говоря уж о долгих запросах между компаниями по поводу действительности того или иного бланка) это сделает рынок страхования прозрачным и совершенно предсказуемым.

До конца 2012 года в Гражданский кодекс РФ планируется внести поправки, разрешающие покупку страховок на недвижимость и страхования людей, выезжающих за рубеж, в электронном виде по сети Интернет или в офисах страховщиков, но то же с регистрацией в единой базе данных без выдачи бланка страховки, который нужно будет подписывать для его хранения в архиве страховой компании. По сути, бумажная копия такой страховки будет не особенно нужна пользователю — все данные будут учитываться в единой БД страховых компаний, куда будут иметь доступ все заинтересованные контрольные органы. То есть продать страховку, а потом отказаться это признавать во время наступления страхового случая не получится. Здесь, как и с электронными билетами на самолет/поезд, необходимо волевое решение регулирующих органов, чтобы это заработало.

Уже сейчас крупные страховые компании продают полисы через Сеть в виртуальных торговых точках — обычно, на своих сайтах и через специальные отделы дистанционных продаж. Такие полисы реализуются по цене ниже тех, которые можно найти у агентов (примерно на 5-10%): сказывается отсутствие затрат на продвижение такого товара на рынке (к слову, реклама в Сети дешевле оф-лайновой). Однако сейчас для окончательного оформления такого полиса владельцу автомобиля требуется поставить свою подпись на бумажной копии договора. Скорее всего, эта процедура будет упрощена – при покупке через Интернет подписывать документ можно будет с помощью электронно-цифровой подписи полученной, например, в рамках подключения к порталу Госуслуги, а оплатить — банковской картой, что сразу нивелирует возражения из серии о том, что "максимальный платеж, который сегодня не требует идентификации, составляет 15 тыс. руб.".

Понятное дело, что не все продукты можно продавать дистанционно,  например при продаже КАСКО автомобиль надо осмотреть. Аналогично – при реализации договоров страхования недвижимости. Но это не помеха «электронным страховкам» — ведь вместо заполнения бумажного бланка страховой агент вполне может заполнить анкету с помощью интернет-планшета, смартфона или нетбука, оперативно передать данные в БД страховой компании, а заплатить пользователь сможет тоже пластиковой карточкой, о чем получит уведомление от своего интернет-банка и от единой системы страховых компаний. Копию страховки с индивидуальным номером он получит на электронную почту и немедленно сможет ее проверить на едином сайте страховых компаний.

Без сомнения, введение "электронного ОСАГО" будет выгодно потребителям. Об экономии на расходах по страховой премии мы уже упомянули. Кроме того, внедрение единой базы дает возможность сохранять страховку при продаже машины с сохранением номеров (сейчас ее надо переделывать), а посредники больше не смогут намеренно терять бланки, не возвращая страховщикам деньги страховой премии. Не получится и у страховых мошенников обманывать страховые компании, оформляя КАСКО или ОСАГО на заведомо поврежденные автомобили, которые якобы участвовали в мифических авариях.

Разумеется, чтобы заработало электронное ОСАГО, также необходимо наладить информационное взаимодействие между страховщиками и ГИБДД. Для этого все без исключения патрульные экипажи необходимо будет оснастить современным оборудованием для оперативной "пробивки" автомобиля по его номерному знаку (достаточно будет нетбука с мобильным модемом). Это, в принципе, можно будет сделать даже без остановки водителя "для проверки документов" — для этого вполне возможно доработать систему "Поток", а также те мобильные камеры, которые и сейчас размещены в мобильных передвижных контрольных пунктах ГИБДД (обычно смонтированы на базе "Газелей"). После насыщения рынка электронными ОСАГО водителей можно будет штрафовать не только за превышение скорости, но и за отсутствие "на номере" действующей страховки. Сейчас это можно определить только остановив водителя конкретного транспортного средства на посту ГИБДД.

Максим Букин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться