Минстрой вынашивал реформу ценообразования 9 месяцев

Минстрой вынашивал реформу ценообразования 9 месяцев

ТОП-10 24 Ноя 2015, 15:59
Минстрой вынашивал реформу ценообразования 9 месяцев
На базе подведомственной организации ФАУ «ФЦЦС» (федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве») Минстрой намерен не только обновить устаревшие сметно-нормативные базы и методические документы, но и запустить программу информационной и технической модернизации ценообразования в строительстве на основе разрабатываемой сейчас Государственной информационной системы (ГИС) «Ценообразование».

Смысл этих преобразований — предоставить государственным органам, строительным подрядчикам единый механизм как детализированного, так и укрупненного ценообразования в строительной области, основанный на мониторинге и актуализации текущих цен на ресурсы, оборудование, материалы и труд с помощью современных, единых для отрасли методик расчета.

Сегодняшняя система ценообразования в строительстве представляет собой набор методик, созданных в прошлом веке и тем или иным способом адаптированных под современную реальность. Эти методики не имеют четкой иерархии, часто противоречивы как по методологии, так и по содержанию, и не вызывают доверия ни у государственных органов, ни у профессиональных сообществ, ни у крупных отраслевых корпораций.

Раньше использование устаревших методик и строительно-сметных нормативов слишком часто становилось поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта. Фактический перерасход государственных средств по сравнению с расчетными цифрами в процессе строительного и рабочего проектирования вызвал ряд серьезных замечаний к самим принципам ценообразования в строительстве со стороны ФАС и Счетной палаты.

В строительстве используются десятки тысяч наименований различных материалов, конструкций и оборудования. На этапе проектирования необходима высокая точность и актуальность методик не только детализированной, но и укрупненной оценки стоимости типовых капитальных объектов и конструкций — дорог, мостов, тоннелей, теплоцентралей, теплотрасс и других объектов — особенно тех, в которых применяются современные материалы и технологии.

Потребность отрасли исключить из расчетов стоимости строительства любую неточность и непрозрачность стала особенно острой во время экономического кризиса, обнажившего ряд проблем, которые до сих пор маскировал стабильный рост рыночных цен на недвижимость. То есть глобальная реформа ценообразования в строительстве обусловлена целым рядом факторов, но роль триггера здесь сыграла необходимость ужесточения контроля над государственными расходами. Соответственно появление новых методик и баз данных дает отрасли инструмент для принятия обоснованных инвестиционных решений в области государственного капитального строительства.

По мнению авторов концепции реформы Минстроя, комплекс разработанных экспертами и профессиональным сообществом мер уже в скором времени позволит значительно экономить бюджетные средства, выделяемые на капстроительство. Создающийся на базе ФАУ «ФЦЦС» центр компетенции Минстроя в области ценообразования становится экспертной, организационной, методической и технической площадкой реформы, на базе которой Минстрой сможет реализовать заявленный план в течение трех лет. На эти цели государство выделило центру 700 млн руб. в рамках госзадания.

По словам руководителя ФАУ «ФЦЦС» Сергея Фокина, конкретика многоступенчатой реформы, начатой Минстроем, такова: в ценообразовании параллельно запускаются правовые процессы (внесение изменений в Градостроительный и Бюджетный кодексы РФ), методические (разработка и утверждение сметных нормативов, информационных ресурсов, финансово-экономическое обоснование планируемых затрат), технологические (актуализация и техническая инвентаризация сметных нормативов) и информационные (разработка и запуск ГИС).

К концу 2017 г. Минстрой как идеолог концепции реформы ценообразования и ФАУ «ФЦЦС» как ее исполнитель намерены обеспечить участников строительно-инвестиционного рынка единой государственной сметно-нормативной базой и действующей государственной информационной системой «Ценообразование».

По оценке одного из участников разработки реформы, заместителя руководителя ФАУ «ФЦЦС» Екатерины Голоулиной, в результате последовательных преобразований к 2018 году в строительной отрасли должна появиться и заработать «современная и умная система ценообразования, гибко адаптирующаяся к изменениям и соблюдающая баланс интересов всех заинтересованных участников государственного инвестиционно-строительного процесса».

Фактически реформа ценообразования в строительной отрасли может стать иллюстрацией редкого совпадения интересов законодателей, исполнителей и участников отрасли — «и верхи могут, и низы хотят». Директор ИЭУИС МГСУ Дмитрий Семернин считает, что «ожидания отрасли и результат реформы во многом зависят от создания эффективной информационной инфраструктуры реформы, в которой заложены новые организационные принципы формирования и применения сметных нормативов».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться