Реформы космического масштаба

Реформы космического масштаба

ТОП-10 21 Окт 2013, 09:32
Реформы космического масштаба

Черная дыра в космосе

Этим событиям предшествовала череда неудач. Одной из самых резонансных стала авария ракеты-носителя «Протон-М» в июле нынешнего года. Ракета должна была вывести на орбиту три спутника «ГЛОНАСС», но это ей так и не удалось. Ее взрыв и падение в прямом эфире транслировало государственное телевидение.

К аварии «Протон-М» 2 июля привела совокупность причин, связанных с человеческим фактором, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, одна из причин связана с наземным комплексом, две другие — с системой управления ракетой.

Работа наземного комплекса была нарушена из-за устройства «сборка 03». Технологически оно рассчитано на 12 запусков, но его ресурс был увеличен до 32 раз. Запуск 2 июля стал для устройства 29-м.

Вторая причина заключалась в системном сбое в программе увода ракеты. А третья была связана с неполадкой в датчиках угловой скорости.

В августе вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании комиссии по расследованию аварии ракеты «Протон-М» подверг резкой критике структуру и работу российской ракетно-космической отрасли. «Получается, правы создатели фильма „Армагеддон“, где наш космонавт Андропов в ушанке летает по космической станции и кувалдой устраняет недочеты», — посетовал вице-премьер.

Рогозин считает, что «Роскосмос» самоустранился от стимулирования спроса на внутреннем рынке на космические услуги: «Как будто отвечаем только за пуски. Ну, запустили спутник, а дальше что? Кто инициирует хотя бы организацию взаимодействия конкретных и федеральных органов исполнительной власти, и конкретных структур на рынке, для того чтобы в полной мере воспользоваться этими услугами, — и дистанционное зондирование Земли, и навигация, и связь?».

По словам Рогозина, «Роскосмос» должен выходить с инициативами по стимулированию частного космического бизнеса в России, «поэтому предложения со стороны руководства Правительства РФ в адрес „Рос-космоса“ совершенно правильные»: «Вы знаете, сколько в США научно-технических работ, посвященных развитию ракетно-космической техники? С 2007 по 2011 год — 716 работ, в Европейском союзе — 658, у нас — 132, — заявил Рогозин. — Это мы — глобальная космическая держава, мы и первый спутник запустили, и первого космонавта. У нас задел скоро будет исчерпан».

Чтобы ускорить строительство космодрома «Восточный», Дмитрию Рогозину не хватает еще двух богатырей. ИТАР-ТАССЧтобы ускорить строительство космодрома «Восточный», Дмитрию Рогозину не хватает еще двух богатырей. ИТАР-ТАСС

Роскосмос и Объединенная ракетно-космическая корпорация

Старт реформированию космической отрасли, по сути, был дан 9 октября на рабочей встрече Дмитрия Рогозина с президентом России Владимиром Путиным.

По словам Рогозина, созданная по распоряжению президента комиссия по структурированию системы управления ракетно-космической отраслью уже подготовила все необходимые проекты.

«Мы рассмотрели системный проект, который был внесен „Роскосмосом“, и пришли к следующим выводам: мы предлагаем сохранить Федеральное космическое агентство „Роскосмос“ как федеральный орган исполнительной власти, который будет отвечать за функции системного интегратора и государственного заказчика тех программ, которые должны быть реализованы промышленностью. Безусловно, потребуется уточнение целей его деятельности, полномочий, функционала и, конечно, усиление его кадрового потенциала», — заявил Дмитрий Рогозин.

Что касается самой промышленности, то, по словам вице-премьера, предложение сводится к тому, чтобы консолидировать разработчиков и производителей основных видов ракетно-космической техники в рамках единой корпорации — объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), которая может быть создана как открытое акционерное общество.

«Мы уверены в том, что именно такая схема позволит нам проводить в рамках будущей корпорации единую техническую политику, загрузить должным образом предприятия, — добавил Рогозин. — Они сегодня примерно на 40% загружены, поэтому и проблемы с заработными платами, с заказами. Консолидация самой промышленности, мобилизация промышленного ресурса в сочетании с развитием соревновательности и конструкторской мысли может дать нам необходимый эффект».

Этот вариант предполагает по сути дела перекрестное финансирование проектов, которые связаны и с исполнением государственного оборонного заказа, и с реализацией гражданской космической программы.

Чтобы ускорить процесс, предполагается сформировать единую ракетно-космическую корпорацию на базе НИИ космического приборостроения, у которого есть необходимые фонды для того, чтобы именно туда перевести акции предприятий ракетно-космической промышленности.

Самая главная техническая проблема — это элементно-компонентная база, которая составляет 95% любого спутника. «Мы понимаем, что в этом деле конкуренция чрезвычайно жесткая, и в рамках экспортного контроля отдельные государства нам, по сути, не позволяют завозить все необходимое. Конечно, такая система позволит нам сконцентрировать средства и научный потенциал для создания собственного производства элементной базы таких категорий, как „спейс“, „милитари“, то есть то, что используется как радиостойкая аппаратура», — добавил Рогозин.

Сейчас очень много из того, что создается в европейской и американской ракетно-космической отрасли, имеет двойное значение. Не секрет, что и некоторые наши аппараты, приборы тоже могут действовать в самых разных сферах и в разном значении. Взять хотя бы систему ГЛОНАСС, которая заявляет о перспективах на гражданском рынке и при этом имеет серьезное оборонное значение.

Кризис-менеджеры

На следующий день после этой встречи председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении главой «Роскосмоса» бывшего замминистра обороны Олега Остапенко. До этого «Роскосмос» возглавлял Владимир Поповкин.

«Работа проведена колоссальная, но, бесспорно, предстоит сделать еще больше. Я уверен, что все задачи, которые определил нам верховный главнокомандующий — президент РФ, мы решим», — сказал Остапенко после церемонии его представления сотрудникам «Роскосмоса». Остапенко также выразил благодарность Владимиру Поповкину за то, что тот пригласил его для совместного прохождения службы еще в космических войсках.

Бывший глава «Роскосмоса» пожелал Остапенко меньше неудач, чем пришлось на время его руководства отраслью: «Я на собственной шкуре испытал, как неудачи в космической сфере задевают весь народ».

По словам Дмитрия Рогозина, последнее место работы Остапенко было связано с передовыми разработками, может быть, это поможет ему реализовать проект реформы будущего Ракетно-космического агентства и ОРКК.

Другой ключевой пост — это руководство еще пока создаваемой Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Как пишет «Коммерсантъ», на эту должность в целом одобрена кандидатура действующего президента АвтоВАЗа Игоря Комарова.

В итоге ожидается примерно следующая схема отрасли. Отраслевые институты и организации наземной космической инфраструктуры будут находиться в непосредственном ведении «Роскосмоса». «То есть в ракетно-космическую корпорацию переводится все, кроме науки и инфраструктуры. А наука и инфраструктура остаются в ведении Федерального космического агентства. Такая схема разделения полномочий», — пояснил Дмитрий Рогозин на встрече с президентом.

Основными направлениями деятельности НИИ космического приборостроения, по сути производственного объединения, на базе которого будет создана ОРКК, сегодня являются реализация различных элементов Федеральной космической программы, Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», создание управляющих вычислительных комплексов, приборов и программного обеспечения для космических аппаратов.

Отвечая на вопрос президента, как такая огромная отрасль будет управляться и будет ли она достаточно мобильной, вице-премьер Дмитрий Рогозин ответил, что для этого прежде всего необходимо избавить ее от «параллелизма»: «Сегодня, к сожалению, у нас разные предприятия ракетно-космической промышленности сосредоточены в десяти (интегрированных) структурах, и есть масса организаций, которые действуют вне их как самостоятельные. Каждый работает по собственному плану, каждый использует свою собственную элементную базу. То есть универсальных технических и технологических решений практически не просматривается».

По его мнению, за счет универсализации самой структуры ракетно-космической промышленности можно будет проводить единую техническую политику, то есть не заказывать для всех предприятий разные номиналы всего необходимого, а через «одно окно» обеспечить государственный заказ, централизуя его и тем самым экономя большие средства.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в правительстве, кандидатуру Комарова активно лоббировал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Именно «Ростех» — собственник АвтоВАЗа, так что Чемезов действовал со знанием дела.

На Тольяттинский автозавод Комаров пришел именно в качестве кризис-менеджера, а президентом завода был назначен в августе 2009 года. На тот момент предприятие находилось в тяжелом состоянии, но за четыре года работы положение улучшилось, автогигант стал развивающейся компанией. В последние годы АвтоВАЗ

выпустил ряд новинок, стал мультибрендовым производителем и пообещал, что в ближайшие 6 лет появятся 30 новых автомобилей трех брендов.

В сентябре 2013 года во Франкфурте-на-Майне состоялось очередное чествование победителей престижной автомобильной премии «Automotive News Europe EUROSTARS», ее получил президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. Он стал первым россиянином, завоевавшим высший титул, за всю историю этого награждения. Комаров победил в номинации «лучший руководитель в автомобильной отрасли, сумевший добиться отличных результатов для своего предприятия в жестких условиях развивающегося рынка».

Как отмечают редакторы Automotive News Europe, он стал лучшим потому, что АвтоВАЗ, в 2009 году стоявший у края пропасти, сегодня — полноправный партнер Альянса Renault-Nissan.

В ноябре этого года истекает трехлетний контракт Игоря Комарова с АвтоВАЗом, и автозавод, и «Ростех» уже ведут переговоры с Renault-Nissan о смене руководителя завода. На данный момент большинство аналитиков рассматривают две возможные кандидатуры на пост президента АвтоВАЗа, двух вице-президентов предприятия: Юга Демаршелье и Олега Лобанова.

Госпрограммный подход

Без сомнения, ОРКК — это гораздо более масштабное предприятие, чем АвтоВАЗ. Да и в целом космическая отрасль как ни странно гораздо более консервативная, чем автопром. Уже, например, существует план реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы». Этот документ был разработан «Роскосмосом» во исполнение поручения правительства. В отличие от автопрома космическую промышленность не поднять, опираясь на стратегических иностранных инвесторов.

Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы», утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2594-р, содержит показатели, необходимые для прогнозирования расходов федерального бюджета в целях развития космической деятельности на очередные плановые периоды, и направлена на обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития страны.

Очередной период реализации программных мероприятий с учетом бюджетных планировок включает 2013–2015 годы. Утвержденным правительством планом определяются сроки реализации и ресурсное обеспечение мероприятий, государственным заказчиком которых является «Роскосмос», в рамках:

— Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы;

— федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы»;

— федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы»;

— подпрограмм «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности» и «Обеспечение реализации государственной программы».

Планом предусматривается выполнение в 2013–2015 годах следующих ключевых мероприятий:

— восполнение и развертывание к 2016 году орбитальной группировки в количестве 66 космических аппаратов гражданского и двойного назначения;

— обеспечение эффективной эксплуатации космодрома Байконур и создание на космодроме «Восточный» необходимой

инфраструктуры для запуска автоматических космических аппаратов с использованием ракет-носителей типа «Союз»;

— поддержание и обновление состава орбитальной группировки системы ГЛОНАСС;

— эксплуатация российского сегмента Международной космической станции.

Одной из самых сложных задач в этом списке является строительство космодрома «Восточный». Первый пуск ракеты-носителя с этого космодрома планируется на конец 2015 года, первый запуск пилотируемого космического корабля — на 2018 год.

Первой командировкой нового руководителя «Роскосмоса» Олега Остапенко станет рабочая поездка на Дальний Восток, в ходе которой он планирует проинспектировать ход строительства нового объекта.

Ранее заместитель директора «Спецстроя» Александр Бусыгин заявил об отставании от графика строительства отдельных объектов космодрома. По его словам, это происходит по двум причинам: поздняя выдача заказчиком («Роскосмосом») рабочей документации и нерешенные вопросы по ценообразованию. Однако, по уверению замглавы «Спецстроя», «Восточный» в любом случае будет сдан заказчику в срок.

За строительством этого космодрома пристально следит Владимир Путин. По словам президента, хотя соответствующий указ был подписан в 2007 году, реально работы начались только в конце 2011 года: «Подготовка шла долго, долго выбирали само место. Первое предложение было — построить на берегу Тихого океана, но потом все-таки специалисты пришли к выводу о том, что нужно ее переносить, после анализа того, как идет работа соответствующего космодрома в США: очень много времени в году непогода».

Путин уверен, что эта площадка будет гораздо более эффективной по целому ряду показателей, и не только потому, что здесь будет применяться новейшая техника: «Здесь есть дорога, есть железная дорога, достаточно много свободного места удобного. И с точки зрения приземления будущих космонавтов здесь тоже достаточно удобно. Правда, специалисты говорят, придется это уже смещать в океан, и наши космонавты будут не приземляться, а приводняться».

Космодром «Восточный» очень важен в стратегическом плане. На нем планируется создавать условия для старта сверхтяжелых ракет вплоть до 75 тонн. А это значит, что ракеты, реализуемые лунные и марсианские программы будут стартовать именно отсюда.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться