ТОП-10 21 Фев 2015, 12:22
Приехали…

«Горькое похмелье»

В январе 2015 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 24,4%, или на 37 272 шт., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении Комитета автопроизводителей АЕБ. Всего в нынешнем январе было продано 115 390 автомобилей.

По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, если в декабре у многих производителей «была веселая вечеринка», то в январе «наступило горькое похмелье». «Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 г. по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно. Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно», — поясняет эксперт.

В феврале компания PwC опубликовала отчет, посвященный итогам 2014 г. на мировом и российском автомобильных рынках. В документе говорится о том, что в минувшем году произошло много событий, которые оказали существенное влияние на экономику России, в том числе на автомобильную индустрию. Падение продаж, наблюдавшееся большую часть года, сменилось ажиотажным спросом в ноябре и декабре. Всего за несколько недель цены на автомобили и многие другие товары резко выросли.

Общие продажи новых легковых автомобилей в России в 2014 г. составили 2,3 млн шт. (-10,1% по сравнению с 2013 г.). Как и в прошлом году, падение продаж показали и другие страны БРИК, за исключением Китая. На этом фоне американский, европейский и японский рынки продемонстрировали положительную динамику.

Цены растут

Эксперты PwC отмечают, что рост цен на автомобили, зафиксированный в конце 2014 г., продолжится и в 2015 г., что будет негативно сказываться на динамике рынка. По отдельным производителям этот показатель уже сейчас составил десятки процентов. В этих условиях владельцы автомобилей и будущие покупатели начинают обращать все большее внимание не столько на бренд и характеристику автомобиля, сколько на стоимость владения им. При этом некоторые потребители даже задумываются о том, могут ли они позволить себе содержать автомобиль и не стал ли он для них непозволительной роскошью.

Эксперты PwC выделили три основных события, которые отразились на динамике авторынка в России в 2014 г. Первое — это замедление рынка в первом квартале в связи с окончанием программы льготного автокредитования. Второе — падение продаж в середине года вследствие неопределенности, связанной с введением санкций и ухудшением политических отношений с рядом стран. И, наконец, третье — ажиотажный спрос на новые автомобили в четвертом квартале 2014 г. на фоне обесценения рубля и ожидаемого повышения цен. В конце года поддержку российскому рынку оказала государственная программа обновления автопарка, а также экспорт в Казахстан и Белоруссию. Покупатели из этих стран приобрели в России около 90 тыс. автомобилей, из которых более половины были новыми.

К слову сказать, казахи, воспользовавшиеся резким ослаблением курса рубля к тенге, приобрели в конце 2014 г. в России 50 тыс. автомашин, что привело к резкому снижению продаж автомобилей внутри республики в январе текущего года, сообщил министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев, слова которого приводят РИА Новости. В конце 2014 г. из-за девальвации рубля жителям этой страны стало выгодно покупать автомобили и другие товары в соседних областях России.

«Шоковые явления в прошлом году наиболее сильно повлияли на автопром. За два месяца было завезено 50 тыс. автомобилей — это почти годовой объем производства. Продажи за январь упали в два раза», — заявил Исекешев. По его данным, правительством совместно с Ассоциацией автомобильного бизнеса и предприятиями автопрома был принят комплекс мер по поддержке отрасли. Но, несмотря на это, в этом году в данном сегмента рынка все равно прогнозируется снижение. Теперь, как добавляет министр, главное — сохранить саму отрасль и работающих в ней специалистов. По словам Исекешева, в отрасли машиностроения в Казахстане задействованы около 20 тыс. человек. Получается, что события, происходящие в экономике России, самым серьезным образом отразились и на соседних государствах.

В зоне риска

По мнению экспертов PwC, ожидаемое в 2015 г. снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов. В зоне риска находятся в первую очередь автопроизводители со сравнительно небольшим объемом продаж в России. В более выгодном положении в сложившейся ситуации оказались автопроизводители, имеющие высокий уровень локализации производства, а также российские производители.

Damian Ortega

Даже когда предложения машин нет, спрос на их образ остается. flickr.com

Учитывая ослабление курса рубля, автопроизводители получили дополнительный стимул к локализации, однако их решение об инвестициях в местное производство будет в значительной степени зависеть от объема рынка. При этом в 2015 г. может произойти существенное перераспределение рынка в пользу российских брендов, а также производителей, имеющих последовательную стратегию развития бизнеса в России.

Как считает Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России, в нынешних условиях особое значение приобретает поддержка рынка со стороны государства: «Продление успешной программы обновления автопарка на 2015 год окажет поддержку рынку, однако выделенных средств хватит, вероятно, на несколько месяцев. Для того чтобы смягчить падение продаж, целесообразно рассмотреть возможность возобновления программы льготного автокредитования или содействия банков, работающих с автокредитами. Другими возможными мерами помощи авторынку могут быть инициативы, направленные на снижение транспортного налога, возможность использования материнского капитала для приобретения автомобилей, увеличение госзакупок производимых в России автомобилей. По нашим прогнозам, в случае если поддержка рынку будет оказана в достаточном объеме, снижение продаж по итогам года может составить 20–25%, в противном случае этот показательно может вырасти до 35%».

Автокредитование

Падению отечественного автомобильного рынка способствует и то, что российские банки сокращают поддержку продаж новых автомобилей. Об этом свидетельствует сопоставление данных о продажах автомобилей и выданных автокредитах. Как сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2014 г. доля автомобилей, проданных в кредит, составила 40,5%. При этом в четвертом квартале 2014 г. был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель продаж кредитных автомобилей — 35,5%. Напомним, что по итогам 2013 г. данный показатель был на уровне 48%.

«В 2014 году автокредитование демонстрирует один из самых высоких показателей снижения темпов, — говорит Александр Викулин, генеральный директор НБКИ. — Это связано с более строгим отбором новых заемщиков со стороны банков. Существенный вклад в динамику внесла и волатильность на финансовом рынке, особенно в четвертом квартале 2014 г. Улучшению ситуации в области автокредитования, по нашему мнению, могут способствовать стабилизация внешней ситуации и действия государства по стимулированию отрасли, например программы субсидирования ставок, а также передача НБКИ функций регистрации залоговых автомобилей для снижения риска в автокредитовании».

Динамика выдач автокредитов в 2013–2014

«Притормозить глубокое падение рынка помогла госпрограмма обновления парка транспортных средств и скачок курса валют, вызвавший повышенный спрос на автомобили в конце года, — говорит Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства „Автостат“. — Автокредитование является важным инструментом поддержки автомобильной отрасли. На фоне ожиданий по снижению продаж новых легковых автомобилей в 2015 г. отрасль нуждается в эффективной государственной поддержке, в том числе и через механизмы кредитования. Положительный опыт предыдущих государственных программ мог бы стать основой для введения новых инструментов, направленных на восстановление отрасли в целях улучшения всей российской экономики».

Как пишет РИА Новости, Минпромторг России не видит смысла запускать в 2015 г. механизм льготного автокредитования, считая прямые скидки более эффективным решением. Об этом заявил журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров. «Меры господдержки в лице льготного автокредитования не сработают. Отработали эту программу в 2013 г. Она дала существенный результат, но я не вижу экономического эффекта в этой мере для производителя», — пояснил министр. — «Прямая скидка работает лучше, чем инструмент льготного автокредитования».

По словам Мантурова, меры господдержки российского автопрома сейчас обсуждаются по поручению правительства: «Отработаем до марта, должны увидеть тенденции в I квартале, чтобы принять решение, по какому сценарию идти». Он считает, что при нынешних кредитных ставках (более 20%) и возможной компенсации в 8% льготная ставка по автокредитам на уровне 12–13% не побудит россиян приобретать автомобили, если есть прямая скидка.

По итогам совещания по поддержке российского рынка автомобильной техники, проходившего еще 2 декабря, Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину было поручено рассмотреть вопрос о целесообразности запуска программы субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым физическими и юридическими лицами на приобретение новых транспортных средств. Ведомствам также было поручено рассмотреть возможность использования средств материнского капитала на покупку машин. Но до сих пор никакого решения по этому вопросу нет.

Долгосрочные планы

Несмотря на неблагоприятную статистику, минимум семь производителей подтвердили планы по запуску новых моделей на российском рынке в 2015 году. Об этом сообщило агентство РИА Новости. «В 2015 г. мы запустим новый Outlander и новый L200, в 2016 — новый Pajero Sport, а в 2017 — новый Pajero и ASX. Таким образом, несмотря на сложную ситуацию на российском рынке, в этом году мы выводим на российский рынок две новые модели», — рассказал президент и главный исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи. По его словам, новинки должны быть представлены весной, а новый Mitsubishi Outlander будет сразу выпускаться на заводе «ПСМА» в Калуге.

Китайский автопроизводитель Lifan в этом году представит на российском рынке две новые модели — компактный городской кроссовер X50 и седан бизнес-класса Lifan 820. Такие планы озвучил глава представительства китайской марки в России Сунь Цзэцзюнь. «Кроссовер уже выпускается в Китае, Lifan 820 проходит сертификационные испытания. X50 сразу встанет на конвейер в России, а 820-й, скорее всего, будем сначала завозить», — пояснил топ-менеджер. В 2016 г. компания планирует открыть в России продажи большого городского кроссовера Lifan X70 c двухлитровым турбированным двигателем с шестиступенчатой автоматической коробкой передач и полным приводом.

Порадовать российских потребителей новинками собирается и компания Suzuki. «В этом году мы планируем представить одну из наших ведущих моделей, которая может стать новым флагманом марки на российском рынке, — это Suzuki Vitara», — рассказал генеральный директор «Сузуки Мотор Рус» Коичи Такакура. По его словам, модель будет кардинально отличаться от существующей Suzuki Grand Vitara. На рынке новинка появится во второй половине года и будет иметь конкурентоспособную цену, пообещал Такакура.

В 2015 г. три новинки выпустит Ford Sollers Холдинг. В I квартале появится новый Mondeo, а во II — новый Focus и Fiesta, уточнил представитель компании.

Модельный ряд Volkswagen в январе обновила Jetta, а в середине 2015 г. должен появиться новый Passat. На I квартал также намечен старт продаж нескольких новинок Audi — A1, Q3, RSQ3, TTS, а осенью должна появиться новая Skoda Superb, напомнил представитель Volkswagen Group.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться