Заграница нам поможет

ТОП-10 30 Янв 2016, 16:15
Заграница нам поможет

«Хороший эффект»

Прежде чем начать встречу с министрами, глава правительства Дмитрий Медведев посетил «АвтоВАЗ» и протестировал новый автомобиль Lada XRAY. Старт продаж этой модели намечен на 14 февраля 2016 г., и этот запуск должен стать важным шагом по глобальному изменению имиджа российского бренда. «Я прокатился, мне нравится. Очень комфортный современный автомобиль, ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у него хорошее будущее», — поделился впечатлениями от тест-драйва Медведев.

О российском автопроме глава правительства высказался не так определенно. Будущее отрасли хорошим он не назвал, а какие факторы способны изменить ситуацию, в правительстве, похоже, не знают. «Наступил новый год, и ситуация, скажем прямо, не улучшилась», — констатировал Медведев, открывая заседание. Оказалось, что время не лечит, и, значит, надо пробовать что-то изменить самим.

По словам премьер-министра, до кризиса автомобильная отрасль развивалась весьма динамично: в рамках так называемого механизма промсборки, утвержденного законодательно в 2005 г., автопроизводители инвестировали в Россию порядка 180 млрд руб. и создали 25 тыс. новых рабочих мест. Еще около 45 млрд руб. вложили производители отдельных узлов и агрегатов. Благодаря этому российский автомобильный рынок к 2014 г. поднялся на пятое место в Европе после Германии, Британии, Италии и Франции, причем большую долю продаж на нем (около 80%) составили автомобили, которые были произведены в Российской Федерации.

Все это, однако, уже в прошлом. По итогам 2015 г. автомобильный рынок показал падение почти на 36%, несмотря на то что объем господдержки этому сектору составил 43 млрд руб. Но, правда, «больной перед смертью потел»: принятые правительством меры Медведев посчитал эффективными: «Хороший эффект дали программы стимулирования спроса — обновления парка, льготного лизинга и автокредитования. Из 1,6 млн новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий, стало быть, 600 тыс. семей смогли сэкономить при покупке машины».

По мнению главы правительства, итоги года могли бы быть и хуже, но самые пессимистичные прогнозы, к счастью, не оправдались: не произошло остановки предприятий и массовых сокращений людей. «Во многом это результат совместной работы и тех мер, которые приняло правительство», — уверен он.

Как рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров, к 2018 г. российский авторынок должен был составить 3,5–4 млн машин в год, «но сложившаяся ситуация изменила планы предприятий». В результате их производственные мощности в России загружены на сегодняшний день лишь на 40%. Есть и хорошие новости. Если в 2009 г. процент проданных автомобилей, произведенных в России, составлял всего 41%, то в прошлом году этот показатель составил уже 82%.

Правда, процент локализации производств иномарок, выпускающихся в России, компании, как правило, предпочитают не раскрывать. И, судя по зависимости цен на новые машины от текущего курса рубля по отношению к евро и доллару, можно предположить, что доля иностранных комплектующих в структуре производства до сих пор весьма велика.

Импортозамещение и экспорт

Для борьбы с кризисом Медведев предлагает использовать популярное ныне средство — импортозамещение: «Нужно оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов. Здесь наши производители находятся в достаточно серьезной зависимости, а нам требуется выстраивать собственные технологические цепочки — от сырья до готовой продукции, определить номенклатуру компонентов для локализации их производства дополнительного на территории нашей страны, создать базу для разработки перспективных материалов и комплектующих — это одна из ключевых задач».

Кроме того, чиновники предлагают подумать о наращивании экспорта автомобильной продукции. Если не удается наладить продажи российских автомобилей внутри страны, то, значит, надо активизировать спрос на них за рубежом. «Нужно более внимательно анализировать наши экспортные возможности, подумать, как нам продвигать наши компании, наши бренды на внешние рынки. Мировой опыт показывает, что именно присутствие на глобальном рынке дает национальной автоиндустрии возможность устойчивого развития не только в текущий период, но и в длительной перспективе», — считает премьер-министр.

По словам Дениса Мантурова, в среднесрочной перспективе (три-пять лет) правительство должно будет обеспечить поддержку этого «экспортного» вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, и это, по расчетам Минпрома, позволит к 2020 г. увеличить объемы поставок на внешний рынок более чем в два раза. К 2025 г. чиновники намереваются достичь еще более внушительной цели: увеличить долю экспорта в объеме производства автомобилей с сегодняшних 7,7 до 25%.

Наиболее перспективными рынками для отечественных авто на данный момент являются Египет и Вьетнам. «В Египте уже есть сборочное производство АвтоВАЗа. С вьетнамскими партнерами ведутся переговоры о создании совместных предприятий по выпуску разных моделей марок „ГАЗ“, „КамАЗ“ и „УАЗ“. Конечно, для освоения новых рынков сбыта необходимо существенно повысить конкурентоспособность российской продукции. В связи с этим необходимо сконцентрироваться на расширении производства качественных автокомпонентов, а также сырья и материалов, используемых при их производстве», — пояснил Мантуров.

Бюджеты для роста

Для решения поставленных задач правительство выделяет автопроизводителям в 2016 г. 50 млрд руб. Это соответствует объему поддержки прошлого года в реальном выражении. Соответствующее постановление уже подписал Дмитрий Медведев. По его словам, автомобильная отрасль получит в текущем году наибольший объем субсидий среди всех гражданских отраслей. Цель — заложить основу для возобновления роста производства российских автомобилей.

В текущем году на программу обновления парка через trade-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд руб., на льготный лизинг — 5 млрд, на льготное автокредитование — 2,3 млрд руб. Плюс к этому 9,9 млрд руб. будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013 и 2015 гг. Субсидия на компенсацию затрат по инвестиционным кредитам с учетом всех корректировок составит 6,3 млрд руб. «Мы сохраним основные меры, которые применялись в 2015 г. Главная из них — программа обновления парка колесных транспортных средств. Кроме того, будут продолжены программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирования процентов по инвестиционным кредитам наших компаний, содействия регионам в закупке муниципальной техники на газомоторном топливе, а также закупке троллейбусов, трамваев. Продолжится масштабная поддержка перехода на производство автомобилей повышенного экологического класса и сохранения эффективных рабочих мест», — пояснил Медведев.

В числе новых проектов — поддержка экспорта российских автомобилей и автокомплектов путем компенсации части транспортных затрат и расходов на приведение техники в соответствие со стандартами покупателей, а также обновления парка машин скорой и неотложной помощи. Для обеспечения закупки муниципального транспорта на газомоторном топливе и городского электрического транспорта будет выделено 3 млрд и 1 млрд руб. соответственно. На поддержку экспорта за счет компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также на адаптацию и омологацию автомобилей под требования экспортных рынков планируется потратить еще 3,3 млрд. «Очевидно, что это поддержка нашего автопрома и, что еще более важно, поддержка качественных медицинских услуг, которые оказываются нашим людям», — считает глава правительства.

Модели, которые мы потеряли

Сами автокомпании для оптимизации своей деятельности в условиях кризиса зачастую используют довольно радикальные способы. Представители «АвтоВАЗа» еще в конце прошлого года заявляли о плановых сокращениях персонала на 2 тыс. человек. Западные автопроизводители выводят с российского рынка отдельные модели, в результате чего ассортимент предлагаемых покупателям машин существенно сокращается.

Так, по данным Национальной ассоциации сетевой торговли, к началу 2016 г. из России «ушли» более 60 моделей производимых за рубежом автомобилей. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил исполнительный директор Ассоциации Валентин Воскресенский: «С начала января 62 модели автомобилей, производимых за рубежом, ушли с российского рынка. В частности, с продаж сняты такие марки автомобилей, как Nissan Teana, SsangYong Actyon, Honda Civic и др. Мы не увидим в этом году новинок от Mazda, в частности не будет продаваться Mazda СX-3».

По его словам, это связано с тем, что продавцы вынуждены получать и продлевать сертификат транспортного средства, который стоит «немалых денег», и если автомобиль конкретной марки продается слабо, то затевать всю эту процедуру автокомпаниям невыгодно.

Кроме того, недавно стало известно о том, что компания Mitsubishi решила приостановить российскую сборку внедорожника Mitsubishi Pajero Sport, который выпускался в Калуге. Как отметили в компании, эта модель не уходит с российского рынка и будет в дальнейшем поставляться в нашу страну из Таиланда.

Летом прошлого года потребительский рынок потрясла новость об уходе из нашей страны популярной модели Mitsubishi Lancer. Поставщики прекратили принимать заказы на эту модель, распродавая складские запасы, и никакой информации о перспективах возобновления поставок не поступало. Также нынешний кризис не пережили модели Suzuki Swift и Suzuki Splash, выпускавшийся в России Ford S-Max, а также Skoda Fabia, Subaru Tribeca и Renault Scenic. Все славные модели окончательно покинули российский автомобильный рынок.

По словам Воскресенского, сейчас российский автопром сосредоточил свое внимание на более продаваемых моделях, крупноузловая сборка которых производится в России. Это прежде всего BMW и Ford. Также эксперт прогнозирует рост спроса на модели российского автопрома и активную продажу линейки автомобилей Lada.

Впрочем, будущее моделей «АвтоВАЗа» тоже вовсе не так однозначно. Главным конкурентным преимуществом тольяттинских автомобилей всегда была их невысокая стоимость. Однако теперь российский автопроизводитель, похоже, решил пойти по другому пути и выйти в новые ценовые сегменты. Так, новая модель Lada Vesta, продажи которой стартовали 25 ноября 2015 г., продается сейчас по цене от 514 тыс. до 677 тыс. руб. В этом же ценовом сегменте представлены корейские бренды, традиционно пользующиеся большой популярностью у покупателей, и, возможно, именно поэтому продажи Vesta идут хуже, чем ожидалось. Шансы на то, что «лада» сможет вытянуть в этом году весь российский автопром, улучшив статистику продаж, в таких условиях будут довольно невелики. Тогда действительно придется надеяться только на то, что «заграница нам поможет» и уповать на непритязательность египетских и вьетнамских автолюбителей.

Юлия Земцова

рынок автомобилей

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться