Парус над зимней Олимпиадой

Парус над зимней Олимпиадой

ТОП-10 29 Июл 2013, 09:08
Парус над зимней Олимпиадой

Сочинскую Олимпиаду можно готовить по-разному. Можно строить в субтропическом городе стадион для керлинга, ломая себе голову, как его потом использовать в городе лета и моря. А можно пропагандировать сам Сочи. Именно так поступили организаторы международного яхтенного фестиваля «Черное море», стартовавшего 27 июня в Севастополе и завершившегося спустя полторы недели в столице XX зимних Олимпийских игр.

Ночью 7 июля в Имеретинский порт Сочи зашла яхта «Скорпиус». Именно она считалась фаворитом международного яхтенного фестиваля «Черное море» в Сочи. Прежде чем примкнуть к фестивалю, эта яхта под руководством Сергея Низовцева успела обогнуть Арктику менее чем за два месяца, побив при этом все мировые рекорды. «Скорпиус» зарекомендовал себя как самое быстроходное судно. Однако Черное море оказалось коварнее Арктики.

«Скорпиус» должен был возглавить фестиваль еще в Севастополе 27 июня. Но спустившаяся в Черное море из вод Северного Ледовитого океана яхта не выдержала резкого перепада температур. Догнать регату она смогла только около Анапы. По решению организаторов флагманской яхтой фестиваля становится «Валеана».

За ее штурвалом капитан Владимир Нестеренко. В яхтенном спорте он с 1984 года. Первый раз поднял парус в 16 лет. За его спиной две международные черноморские регаты «Кайра-2000» и «Кайра-2004». Поэтому ему, как лучше всех знающему побережье, а главное мели, было поручено повести за собой 12 девятиметровых яхт — участниц фестиваля, из них 7 украинских и 5 российских.

«Еще весной мы получили много предложений от турецких, греческих и других яхтсменов, которые хотели присоединиться к фестивалю, — говорит председатель оргкомитета Глеб Плетнев. — Но решили на первый случай разведать обстановку, чтобы в будущем избежать возможных ошибок».

Маршрут регаты перед финишем в Сочи предполагал остановки для дозаправки и пополнения запасов пресной воды в Балаклаве, Ялте, Феодосии, Новороссийске и Геленджике. Везде яхтенный фестиваль встречал праздничный прием.

«До Феодосии все время шли практически на моторе. Больше 8 узлов не разгонялись. Ветра практически не было. Под парусами шли только всего несколько часов перед заходом в феодосийский порт», — рассказывает Сергей Гончаров, капитан яхты «Вега-2», шедшей второй после «Валеаны».

Черное море вмешалось в планы организаторов регаты на самом длинном переходе из Феодосии в Новороссийск. Пытаясь сократить несколько часов отставания от заданного времени, образовавшегося от затянувшейся таможенной процедуры, яхтсмены решили отдалиться от берега, чтобы сократить маршрут. Спустя три часа после выхода из Феодосии, регата попала в 5-балльный шторм.

Виктор Кальмус, капитан украинской яхты «Взгляд в океан»: «Первый раз вошел в воды Российской Федерации, и такой сюрприз. Всю регату разбросало, шли буквально в одиночку, одним словом, были очень сложные погодные условия. Многим участникам регаты пришлось пережидать дождь и шквалистый ветер на открытых палубах, так как находиться в каютах было невозможно».

В результате в Новороссийск регата пришла в сокращенном составе. Яхту «Елена» унесло в открытое море так далеко, что догнать остальных она смогла только в районе Геленджика. Время необходимо было

наверстать, так как сочинский олимпийский порт «Имеретинский» специально для встречи яхтенного фестиваля прекратил на один день свою работу. Два дня простаивать в ожидании регаты он бы не смог — сроки подготовки к Олимпиаде очень жесткие.

Но все яхты успели вовремя. Первыми в Сочи финишировал «Стрелец», самый молодой экипаж из Краснодара. «Наше судно крейсерского класса, и при правильном командовании оно очень просто в управлении и развивает высокую скорость. Прийти первыми всегда приятно. Но в этой гонке нам важна другая победа, так сказать, победа над властями, которые упростили нам таможенные процедуры при пересечении границы. Надеемся, теперь иностранных яхт на российском побережье будет больше», — рассказал Илья Артеменко, баковый «Стрельца».

Международный яхтенный фестиваль встретили в Сочи хлебом и солью, ансамблем казачьей песни «Любо», а также пожеланиями и обещаниями. Одно из ключевых, прозвучавшее от сотрудников администрации порта «Имеретинский», — гавань обязательно станет одной из лучших на Черном море.

Незадолго до швартовки фестивальных яхт в Сочи владелец холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска раздумал отдавать «Олимпстрою» построенный в Имеретинской долине грузовой порт стоимостью 9,3 млрд руб. Предприниматель решил перепрофилировать порт в яхтенную марину. По словам заместителя генерального

директора «Базового элемента» Андрея Елинсона, окончательный размер инвестиций в парковку для яхт на 600–700 мест будет определен после завершения разработки проекта. «Она станет знаковым элементом другого нашего олимпийского проекта — всесезонного курортного комплекса „Сочное“, который будет использоваться во время Олимпиады в качестве Олимпийской деревни», — добавил Елинсон. Комплекс «Сочное» общей площадью 334 тыс. кв. м будет включать более 2,7 тыс. апартаментов бизнес-класса. Объем инвестиций в проект оценивается в 23 млрд руб. Стройка начнется уже после окончания Олимпийских игр: во время соревнований в порту будут стоять морские лайнеры, в которых разместятся волонтеры.

На пресс-конференции, посвященной строительству олимпийских объектов, Дмитрий Чернышенко, президент оргкомитета Игр-2014, заявил, что после Олимпиады Сочи должен превратиться в курорт, способный конкурировать с Сан-Тропе. Международный яхтенный фестиваль, по мнению Глеба Плетнева, как раз и делает первый шаг в реализации таких амбициозных планов. Плетнев убежден, что упрощения таможенных процедур для иностранных яхт дадут толчок к развитию береговой инфраструктуры для яхтенного туризма на нашем черноморском побережье.

После того, как 7 июня президент Владимир Путин подписал закон об упрощении входа яхт под иностранными флагами в прибрежные воды России, ожидается поток яхт в нашу страну в ближайшие несколько лет прежде всего из стран безвизового режима: Турции, Болгарии, Румынии, Украины.

На закрытии фестиваля его организаторы, представители Краснодарского края и таможенные чиновники приняли резолюцию, на основании которой в законодательные органы РФ будут направлены конкретные предложения, касающиеся совершенствования российского законодательства в сфере яхтинга.

Сам же фестиваль, являясь ежегодным, вновь состоится в следующем году и, есть надежда, привлечет новых участников из стран Черноморского бассейна.

Андрей Раскин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться