В ноябре 2013 года исследовательский холдинг «Ромир» в ходе очередного опроса городского населения задал россиянам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью — и лично у них, и в компаниях, в которых они работают. Сравнение полученных результатов с данными аналогичных опросов, проводившихся в предыдущие годы, показало, что на рынке труда ситуация существенно ухудшилась.
Как пишет «Ромир», в этом году существенно снизилась доля тех, кто смог быстро найти новую работу. Доля компаний, расширявших штаты осенью 2013 года, оказалась в два раза ниже доли компаний, проводивших сокращения персонала. Зато доля компаний, сокращавших оплату труда, оказалась в два раза меньше доли компаний, в которых заработная плата выросла.
В целом результаты данного исследования продемонстрировали, что для работников ситуация в сфере занятости осенью 2013 года существенно ухудшилась по сравнению с осенью прошлого года. Отчасти этим объясняется общее повышение уровня нервозности и неуверенности потребителей, уже сказавшееся негативно на потребительской активности населения.
В первую очередь у респондентов спрашивали, произошли ли лично у них нынешней осенью
Год назад такой ответ давали 4%, два года назад — 10%, а пять лет назад те же 6% участников исследования. Можно сказать, что данный показатель довольно стабилен и его колебания почти не выходят за рамки допустимой статистической погрешности.
Еще 16% людей, покинувших место работы, действовали по собственной инициативе. Это самый высокий показатель за последние пять лет, в два раза превышающий уровни, зафиксированные в предыдущие годы. Интересно, что среди мужчин доля «уволенных» и «уволившихся» почти в два раза выше, чем среди женщин — 7 и 20% против 4 и 11% соответственно.
Вопрос «Как быстро вы смогли найти новую работу после увольнения?» задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе. 26% потерявших работу смогли трудоустроиться в течение первой же недели после увольнения. В прошлом и позапрошлом году этот показатель был чуть выше — на уровне 29–30%. В 2008 году такое удалось 37% потерявшим работу. Очевидно, увольнение с прежнего места работы для этих граждан не стало «неприятной неожиданностью», и смена места работы была ими заранее запланирована, отмечает «Ромир».
Среди самых молодых (18–24 года) за первую же неделю смогли трудоустроиться только 34% (этот показатель вырос за год в 2,5 раза). А вот среди «старших товарищей» (45–59 лет) новую работу за неделю нашли только 13%. Ранее этот показатель был на уровне 25%. Двадцати процентам людей, потерявших работу, понадобилось для трудоустройства от полутора недель до одного месяца. В 2008 году за такой срок нашли новую работу только 15%, в 2011 году — 24%, а в прошлом году почти 40%. Среди самых молодых работников в такой срок уложились только 13%, а среди самых опытных — 22%.
Таким образом, не более чем за месяц нашли новую работу менее половины (46%) потерявших ее осенью 2013 года. В прошлом году этот показатель превышал две трети (68%), а в предыдущие годы аналогичный показатель был на уровне 52–54%.
Один из восьми опрошенных (12%), потерявших работу осенью 2012 года, нашел новую более чем за месяц. Этот показатель стабилен на протяжении всех лет измерений, и его колебания не выходят за пределы допустимой статистической погрешности.
Каждый третий (35%), потерявший работу осенью 2013 года, до сих пор все еще находится в поиске. В прошлом году этот показатель был на уровне 20%, а в предыдущие годы не смогли найти новую работу за осень 29–32% участников исследования.
А вот в каждой одиннадцатой компании (9%) осенью 2013 года имело место расширение штатов. Причем в половине случаев количество сотрудников было увеличено более чем на 10%. Эти показатели чуть меньше, чем в прошлом году, но чуть выше аналогичных данных за 2008 год. В 23,5% компаний (почти в каждой четвертой) осенью 2013 года имело место увеличение заработной платы.
«Ромир» делает выводы, что все эти показатели (кроме роста заработной платы) свидетельствуют в пользу того, что ситуация в сфере занятости осенью 2013 года существенно ухудшилась для работников по сравнению с осенью 2012 года.
Алексей Земцов