Догнать и перегнать Зимбабве

Догнать и перегнать Зимбабве

ТОП-10 28 Ноя 2015, 10:26
Догнать и перегнать Зимбабве


По подсчетам социологов, дела с финансовой грамотностью в мире в целом обстоят не очень хорошо. Лишь треть жителей Земли могут считать себя достаточно осведомленными в денежных вопросах. К такому выводу пришли эксперты Глобального центра исследования финансовой грамотности совместно со специалистами международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, социологической службы Gallup и Всемирного банка. Исследователи предлагали людям ответить на несколько вопросов из области личных финансов, и если большая часть ответов оказывалась верной, такого респондента относили к категории финансово грамотных. Опрос проводился в 148 странах мира, всего в исследовании приняли участие около 150 тыс. респондентов.

«Вы взяли в кредит 100 долларов. В каком случае вам придется заплатить меньшую сумму: если вам понадобится вернуть 105 долларов или 100 долларов плюс 3%?«; «Вы положили в банк 100 долларов под 10% годовых. Какая сумма будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать деньги?» — вопросы такого типа задавали исследователи гражданам разных стран. И число правильных ответов распространилось по миру крайне неравномерно.

Самыми грамотными оказались жители Норвегии, Дании и Швеции. Там на большую часть вопросов правильно ответили 71% опрошенных. В первую десятку также вошли Израиль и Канада (по 68%), Великобритания (67%), Нидерланды (66%), Германия (66%), Австралия (64%) и Финляндия (63%). Аутсайдерами оказались Афганистан (14%), Албания (14%) и Йемен (13%).

Россия заняла в общем рейтинге 55-е место. Правильные ответы на финансовые вопросы смогли дать лишь 38% россиян. В целом в общей картине мире такой показатель не выглядит удручающим. Действительно, наша страна не может похвастать вековыми банковскими традициями, а серьезные кризисы, через которые ей пришлось пройти на протяжении последних 20 лет, существенно подорвали доверие населения к финансовой отрасли и отбили у людей всякое желание экспериментировать с накоплениями.

Однако тот факт, что в сводном перечне исследуемых стран нас обогнали Монголия и Зимбабве, набравшие по 41%, заставил многих экспертов задуматься. Причем не столько о том, почему мы так подкачали, сколько о том, почему монголы и зимбабвийцы оказались настолько подкованными в финансовых вопросах. Россияне по уровню финансовой грамотности уступили также жителям Туркменистана (41%), Казахстана, Замбии и Сенегала (по 40%). В Бутане доля компетентных респондентов составила 54%, в Ботсване и Мьянме — 52%, в Тунисе и Уругвае — 45%.

Еще одной неожиданностью оказались весьма скромные результаты Китая — страны, чей финансовый сектор можно назвать одним из самых динамичных в мире. Лишь 28% китайцев смогли правильно ответить на вопросы исследователей. В США финансово грамотные люди составляют более половины населения страны (57%). В Японии этот показатель равен 43%, а в Греции 45%.

Всем за парты!

Российские эксперты спешат успокоить сограждан. Как ожидается, уже с 2016 г. урок финансовой грамотности появится в числе обязательных предметов для российских школьников. О том, что Министерство образования утвердило проведение новых уроков в рамках курса «Обществознание», сообщил в СМИ Илья Кочетков, руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ. По его словам, соответствующий учебник уже написан, «осталось только подготовить учителей».

Вопрос повышения финансовой грамотности в России вышел на федеральный уровень, и об этом красноречиво свидетельствует недавняя инициатива Минфина — организация и проведение Всероссийской недели сбережений. Мероприятие прошло в последнюю неделю октября и затронуло 30 российских регионов. Всем желающим было предложено ответить в Интернете на ряд финансовых вопросов и также получить онлайн-консультации специалистов по финансовым вопросам. В офлайн-пространстве специально к данной акции были выпущены информационные материалы, в которых рассказывалось об основных финансовых продуктах и услугах, существующих в настоящее время на российском рынке. Различные эксперты также озвучили намерения об открытии курсов по повышению финансовой грамотности в различных вузах и в первую очередь в тех учебных заведениях, которые готовят журналистов.

За последний год тема необходимости повышения финансовой грамотности все чаще возникала в числе других маркетинговых инициатив, предлагаемых российскими банками. Однако все это носило единичный характер, и сами банкиры не спешили объединяться друг с другом на благо общего дела. Как правило, большая часть предложений касалась работы с пенсионерами и открытии для них бесплатных финансовых консультаций, или же затрагивала студентов, для которых банки проводили отдельные семинары по использованию различных банковских продуктов. При этом мало кто говорил о том, что финансовая грамотность — это не только совокупность знаний, позволяющих заработать на накоплениях, но и реальная возможность защититься от чужих мошеннических действий или от своих собственных неразумных финансовых поступков.

От теории к практике

Западные компании, имеющие большой опыт подобной образовательной деятельности, подходят к этому процессу более креативно. Финансовая грамотность является залогом финансового здоровья, а оно в свою очередь способствует повышению производительности труда, — так считает Ричард Кордрей, директор американского агентства CFPB. Это ведомство осуществляет контроль над работой банков, кредитных союзов и других финансовых компаний и защищает клиентов от нечестного обращения, обмана и злоупотреблений.

Одним из самых актуальных способов стимулирования молодежи к изучению основных финансовых вопросов становится внедрение криптовалют в повседневную жизнь. Уже не раз из разных частей света приходили новости о том, что крупные мировые университеты устанавливают на своих территориях банкоматы по приему биткоинов. К примеру, в Канаде студенты ванкуверского Simon Fraser University с помощью виртуальных денег могут приобретать учебную литературу. Марк Маклафлин, исполнительный директор университета, считает, что это помогает его учебному заведению становиться «лучшей площадкой для обсуждения направлений развития финансовой системы». «Мы пытаемся научить студентов рассуждать об инновациях, а единственный способ получить достоверную информацию о цифровых валютах и сформировать свое мнение — это попробовать ими пользоваться», — считает Маклафлин.

Проверьте свою финансовую грамотность

Всегда ли инфляция сопровождается девальвацией?

Что такое кредитное плечо?

ОТВЕТЫ:

Не всегда. Термин «инфляция» чаще относят к стоимости денег в национальном регионе, а девальвация характеризует положение дел на международных рынках. Например, в «тучные годы» в России постоянно отмечалась инфляция, но рубль при этом укреплялся.
Кредитное плечо — это заемные средства, которые выделяет брокер для торговли. Плечо 1:5 означает, что брокер виртуально выделяет своему клиенту сумму, в 5 раз превышающую размер средств клиента, и тот может открывать сделки увеличенным в 5 раз объемом.

Многие эксперты считают, что обучать людей финансовой грамотности нужно даже не со студенческого, а с детского возраста. Правда, для этого, как правило, требуется прикладывать немало усилий. Специалисты австралийского ASB Bank придумали необычный гаджет, совмещающий в себе традиционную копилку, электронный кошелек и устройство, помогающее приучать детей к правильному обращению с деньгами. Гаджет, сделанный в виде игрушечного слоненка с большим экраном на животе, называется Clever Kash. Его принципиальное отличие от обычной копилки заключается в том, что он не хранит наличные деньги, а отображает баланс счета ребенка, взаимодействуя с мобильным приложением банка. Ребенок может самостоятельно класть «деньги» в эту копилку. Кроме того, на экран можно выводить информацию о том, как менялось состояние счета с течением времени. Это позволяет детям в игровой форме отслеживать свои карманные расходы. Специалисты банка считают, что такой способ сбережения позволит лучше объяснить детям мир безналичных денег.

Некоторые компании идут еще дальше и строят на продвижении финансовой грамотности целый бизнес. К примеру, канадская компания Currency Marketing решила заняться продажей контента, посвященного финансовому образованию. «Сегодня проблема заключается в том, что многие финансовые организации практически не пишут своих собственных материалов, — говорит Тим Макалпин, креативный директор Currency Marketing. — Вместо этого они публикуют в социальных сетях ссылки на статьи и видео, созданные другими и размещенные на сторонних сайтах. Отсутствие базовых финансовых знаний среди молодежи — это очень важная проблема, которая не сулит ничего хорошего в будущем. Мы хотим помочь финансовым организациям ее решить».

Для этого компания разработала специальные информационные пакеты: набор материалов по финансовому образованию, который предоставляется ежемесячно и адаптирован под конкретную компанию. Каждый такой пакет посвящен одной теме и включает в себя видео, инфографику, статьи, презентации и раздаточные материалы, сопровождаемые размещением фирменного логотипа заказчика. Все это может использоваться как для размещения в социальных сетях и СМИ, так и для проведения различных семинаров. Ежемесячную стоимость такого пакета канадская компания оценила в 500 долларов.

Один из менеджеров кредитного союза Fox Communities рассказывает, что в качестве эксперимента сотрудники его компании разослали такую инфографику по электронной почте 31 тыс. своих участников. Результат оказался положительным: по информационным ссылкам, которые сопровождали инфографику, перешли 26% получателей писем.

Все это доказывает, что развитие финансовой грамотности на самом деле выгодно не только с точки зрения просвещения граждан, но в качестве самостоятельного направления развития компаний. Именно те проекты, которым удается гармонично сочетать приятное с полезным, в итоге показывают наилучшие результаты.

Юлия Земцова

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться