Четыре принципа, по которому следует выбирать образовательный лагерь

Четыре принципа, по которому следует выбирать образовательный лагерь

ТОП-10 11 Июн 2016, 14:00
Четыре принципа, по которому следует выбирать образовательный лагерь

Таким образом, уже в самом начале лета остро встает вопрос, как не потерять школьные знания за каникулярное время? Все большей популярностью пользуются лагеря с образовательным уклоном. Чаще всего с языковым, но бывает и с математическим или естественно-научном компонентом. Разумеется, возможность отправить ребенка отдохнуть и параллельно дать ему еще и знания, выглядит весьма привлекательно. Однако цены на пребывание в подобных лагерях немаленькие — порядка 40 тыс. за две недели. Не окажется ли это пустой тратой? Насколько реально подтянуть знания в летнем лагере? Не вредно ли для здоровья ребенка перегружать его учебой в каникулы? И как правильно выбрать лагерь, если вы все-таки решили, что ваше чадо должно с пользой проводить каникулярное время?

На эти вопросы специально для «Финансовой газеты» отвечает исполнительный директор общественного объединения «Содействие детскому отдыху» Галина Суховейко.

С одной стороны, нет ничего плохого в лагерях с дополнительным образовательным наполнением. Но это при том условии, что выбранный родителями лагерь, действительно, озабочен качеством своей работы. Скажем, в том случае, если лагерь предлагает языковую программу, то администрация приглашает для работы носителей языка. С другой стороны — и это лично мое мнение — сейчас излишне сильно продвигается направление, что дети, дескать, должны получать образование в лагере. При этом родители даже не интересуются, если ли на то желание у самих ребят. И вот если его нет, я думаю, что сильно нажимать на них не надо.

Галина Станиславовна, но ведь, скажем, в Европе школьники отдыхают летом лишь порядка двух месяцев, быть может, все-таки есть смысл поднять вопрос о том, что наши летние каникулы слишком длинные?

У них другая история, мы отдыхаем больше, чем они, но у них все довольно индивидуально. У нас сейчас, кстати, как и в Европе, стала появляться такая практика, что в разных школах разные каникулы. И что касается летних лагерей, дополнительное образование — да. Это всегда было в лагерях: существовали кружки, какие-то интересные секции, дополнительные занятия, все там было. Но сейчас даже четыре больших федеральных центра: «Океан», «Смена», «Орлёнок» и «Артек» отнесены к такому типа лагерей, которые являются образовательными учреждениями. Мне все это напоминает фильм «Москва слезам не верит», когда герой говорит: «Ничего не будет: кино не будет, театра не будет, будет только телевидение». Вот и у нас сейчас слишком нагнетается необходимость летнего образования.

То есть вы считаете, что дети не успевают отдохнуть за летнее время, если часть его будет потрачена все на то же обучение?

Мне кажется, это моя личная точка зрения — не слишком ли мы увлекаемся? Речь все-таки идет о детях, им надо отдохнуть, как бы мы не замахивались на большее. У них огромная нагрузка, в школе шесть, семь уроков плюс дополнительное удаленное образование, а оно существует во многих школах. Нужна же разрядка, а не постоянное нагнетание.

Какая в данном вопросе существует официальная точка зрения?

Знаете, меня порадовало, когда на недавнем заседании по этому вопросу, которое проводил Дмитрий Медведев, он все-таки пользовался обычной терминологией, говорил именно об отдыхе, об оздоровлении. Разумеется, шла там речь и о дополнительном образовании, но он не нагнетал этот вопрос.

Все-таки многие родители уверены, что лагерь надо выбирать не только, так скажем, с функцией отдыха, а многофункциональный, что можно посоветовать им в случае такого выбора?

Если родители точно решили, что ребенок должен получить в лагере образование, я знаю, есть очень хорошие такого рода учреждения, но их надо правильно выбрать. Там должно быть в идеале несколько программ на выбор. Скажем, есть лагерь в Калужской области, там три программы, каждая имеет свою базу. Если дети выбирают вождение, значит, лагерь предоставляет им квадроциклы, мотоциклы, велосипеды, они изучают воздушный шар и катаются на нем. Другие ребята профессионально занимаются плаванием, лагерь стоит у воды на небольшом озере, и в распоряжении тренеров имеются лодки, байдарки. Девочки получают свои практические навыки. И там есть английский с носителем языка. Туда приезжает преподаватель из США, мы давно ее знаем, она сама педагог. Это тоже крайне важно, чтобы носитель языка имел педагогическое образование, мог именно обучить, а не просто сам говорил на своем родном языке.

С точки зрения пользы: стоит ли родителям рассчитывать на то, что ребенок сможет выучить за время пребывания в лагере язык или хотя бы заметно продвинуться в своих знаниях?

В обычных лагерях дети находятся 21 день, в санаторных лагерях — 24 дня, а вот все эти языковые и всякие другие образовательные лагеря, как правило, длятся две недели. Ну конечно, выучить за это время язык вряд ли удастся, но если создать правильную атмосферу и если будет носитель языка, то при помощи различных технологий, в игровой манере, конечно, можно подвинуть ребенка или хотя бы разбудить в нем интерес к языку. А потом ведь много наших детей уезжают за рубеж, попадают в языковую среду, такие лагеря тоже очень популярны.

С точки зрения получения знаний, зарубежные лагеря более полезны? Ведь следует учитывать, что пребывание там порой на порядок дороже, чем на территории России.

Знаете, никто за такой короткий срок выучить язык не может, только продвинуть, даже если человек находится в языковой среде. У нас есть лагеря и в Америке, и в Хорватии, и в Греции, но здесь очень важен такой аспект: дети не должны селиться вместе. Ведь русские, когда приезжают, они стремятся общаться между собой, им лень разговаривать на чужом языке, проще и комфортнее держаться друг друга. Поэтому, если родители хотят, чтобы дети ежедневно практиковались в языке в зарубежном лагере, им следует узнавать, кто реализует эти программы, и как именно он это делает, чтобы обеспечить детям настоящую языковую практику.

Существуют ли конкретные основные принципы, которым надо следовать при выборе лагеря с образовательным наполнением?

Да, конечно. Надо смотреть с разных точек зрения на этот лагерь. Во-первых, проверить его материальную базу, понять, что ожидает ребенка. Во-вторых, посмотреть, кто осуществляет программу, что за инструкторы будут там работать, какие вожатые, какую они имеют подготовку. Потом, конечно, очень важно собрать мнение детей, которые уже там отдыхали. Ведь сейчас очень много можно найти отзывов в сетях, дети пишут свои впечатления, обязательно надо это просматривать. И еще один вариант — поговорить с родителями, кто отправляет туда своих детей, контактировать с ними. Это те технологии, которые помогут понять, какой именно лагерь стоит выбрать для вашего ребенка.

Алексей Баранов

leto

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться