Примечательно, что Всемирный банк ухудшил прогнозы по росту глобальной экономики и экономик ряда стран в связи с низкими ценами на сырье, медленным экономическим ростом и слабостью глобальной торговли. По мнению банка, в 2016 году рост глобального ВВП составит 2,4%. При этом прогноз по экономике России был повышен, а прогноз по росту экономики США по итогам этого года был снижен с 2,7% до 1,9%. Во Всемирном банке отмечают, что основными локомотивами глобальной экономики в текущем году будут исключительно развивающиеся страны, такие как: Россия, ЮАР, Китай, Бразилия и Индия.
Что касается уже имеющейся статистики, то она говорит сама за себя в достаточно позитивных тонах. Годовая инфляция в РФ за первые пять месяцев 2016 года составила 7,9% (в январе–мае 2015 года она превышала 14% год к году). С января по май текущего года инфляция потребительских цен выросла на 2,9%, а за май — только на 0,4%. Замедление темпов роста цен, с одной стороны, связано со стабилизацией валютного курса в последние два месяца, с другой — со снижением реальных доходов населения и уменьшением потребительского спроса. С начала года курс рубля к доллару укрепился на 8% на фоне роста нефтяных котировок. Нефть Brent за пять месяцев выросла в цене на 73% и превысила $50 за баррель. По нашим прогнозам, такая динамика сохранится до осени. Из негативных аспектов отметим, что, согласно данным социологических опросов, представители российского среднего класса почти 50% своего ежемесячного дохода начали тратить на еду, что является прямым следствием снижения и номинальных, и реальных доходов.
Однако к данным достижениям пока стоит относиться сдержанно оптимистично, ведь спрос на нефть в мире восстанавливается очень медленно, и еще до конца непонятна ситуация со сланцевой отраслью в США, так как цена выше $50 за баррель в любой момент может дать импульс для расконсервации скважин и возобновления добычи почти в прежних объемах, а доллар ослаблен исключительно
Что касается первых признаков восстановления, то они стали заметны в апрельских данных по промышленному производству РФ, которое показало рост на 0,5% к апрелю 2015 года. При этом стоит отметить, что за первые четыре месяца текущего года промышленное производство в РФ снизилось на 0,1% год к году. Рост в основном произошел за счет увеличения производства тракторов для
Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности PMI пока находится ниже переломной отметки в 50 пунктов, которая отделяет спад от роста, но уже вплотную приближается к ней. По итогам мая показатель составил 49,6 пункта, что выше апрельского значения. В целом это максимум по итогам пяти месяцев. Тем не менее радоваться рано, необходимо, чтобы позитивная динамика сохранилась в течение нескольких месяцев. В сфере услуг России дела обстоят несколько лучше: индекс PMI в мае 2016 года составил 51,8 пункта против 54,2 пункта в апреле. Майское сокращение можно считать рыночной коррекцией, так как объемы новых заказов в сфере услуг продолжают расти, но более медленными темпами.
Уровень безработицы в России сохраняется на приемлемом уровне в районе 5,9%. Относительно благоприятна ситуация и в крупных промышленных регионах страны. Например, Нижегородская область по этому показателю занимает второе место в рейтинге регионов с минимальным уровнем безработицы 4,4% (средний уровень по ПФО составляет 5,2%). Уровень инфляции на потребительском рынке Нижегородской области за январь–май составил 2,5% по отношению к декабрю 2015 года. Напомним, что по итогам 2015 года уровень инфляции в регионе составил 12,2%.
В общей сложности Нижегородская область чувствует себя довольно хорошо в сложившейся ситуации. Серьезным подспорьем выступают государственные заказы в оборонном секторе и атомной промышленности. Кроме того, это промышленно развитый регион с достаточно неплохими условиями для ведения бизнеса, с хорошо развитой инфраструктурой телекоммуникаций, финансов и сильным научным потенциалом. Именно на эти сильные стороны региону стоит опираться как на основные точки роста в будущем. Однако автомобильная промышленность региона (в Нижегородской области находятся предприятия группы «ГАЗ») представляет собой и риски, и возможности. В краткосрочном аспекте мы видим больше возможностей, ожидая роста сегмента коммерческих автомобилей и малотоннажных грузовиков по итогам 2016 года на 5%. В долгосрочном аспекте неизбежно возникнет вопрос повышения конкурентоспособности продукции группы. Не исключаем, что со временем на автомобильном рынке России произойдет консолидация нескольких крупнейших предприятий.
В целом ситуация в экономике России лучше прошлогодней, но, на наш взгляд, на рост, действительно, не стоит рассчитывать до второй половины 2017 года. Основными факторами, которые будут влиять на состояние российской экономики,
Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента Альпари