ТОП-10 07 Окт 2013, 09:45
Кто хозяин?

Законопроект рассматривается заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым и согласовывается в министерстве, рассказывает чиновник Минфина: «Постараемся закончить работу до конца сентября».

Многие эксперты посчитали инициативу Минфина серьезной угрозой для схем владения российскими активами. По их словам, сейчас многие акционеры получают доходы в транзитной низконалоговой стране, где прячутся за компаниями-пустышками. Налог на дивиденды, таким образом, удается снизить с 15 до 5%, а при получении доходов от облигаций — до 0% вместо 20%.

Согласно плану деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2013–2018 годы, опубликованному на сайте ведомства, в качестве цели № 4 указано «противодействие уклонению от налогов с использованием офшоров» (абзац 5 п.п «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7.05. 12 г. № 596). Ответственным как раз и назначен статс-секретарь — заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Предполагается, что к 30 декабря текущего года должен быть разработан законопроект, предусматривающий создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и определение налогового резидентства организаций. Панируется, что данный закон вступит в силу 1 января 2015 года.

Поручение по деофшоризации российской экономики озвучил Президент РФ Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием. Представители Минэкономразвития отмечали, что вывод российской экономики из офшоров может осуществляться путем создания дополнительных налоговых стимулов и совершенствования гражданского законодательства, снимающего юридические риски при заключении сделок компаниями.

Еще в прошлом году президент поручил правительству создать систему по выводу российских активов из офшоров и внести соответствующие комплексные предложения по вопросу деофшоризации отечественной экономики. Тогда президент привел в пример оценки некоторых экспертов, согласно которым девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами.

«Для нас это проблема. У нас это избыточное использование офшорных зон. Часто даже по крупным объектам мы не знаем конечных хозяев, не можем их найти. Юридическое лицо „икс“ зарегистрировано на Кипре, а потом оказывается, что это только дочка того, что зарегистрировано на Каймановых островах. А то, что зарегистрировано на Каймановых островах, в итоге ведет в Люксембург. Это такая „русская матрешка“. Большая, длинная. Пока доковыряешься, непонятно, что там в конце», — сказал Путин, выступая на встрече с представителями молодежной «двадцатки».

Проблема, по его словам, имеет несколько составляющих. Прежде всего необходимо раскрытие конечного бенефициара. «Второе — унифицированные правила работы этих зон. И самое главное — чтобы не было скрытых, непонятных инструментов ухода от налогов, которые тоже применяются в офшорных зонах. На первом этапе нужно решить вот эти вопросы, а потом постепенно двигаться к деофшоризации», — заявил Путин в одном из выступлений.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин ранее заявлял, что российские компании уходят в офшоры по причине того, что им удобнее проводить сделки с иностранными партнерами в английском праве. Что сейчас классифицируется как отток капитала, во многом является эффектом офшоризации.

В свою очередь, многие бизнесмены отмечают, что деофшоризация российской экономики возможна только при четком регулировании российского законодательства, которое на данный момент имеет «столько дыр, что можно всегда к тебе привязаться и отнять все».

Подход к офшорам в России отличается от практики других стран большой двадцатки. Например, в США или ЕС главная цель использования офшоров — это сокрытие налогов. У нас все же налоги в данном случае имеют второстепенное значение. Для многих российских бизнесменов офшор — это прежде всего возможность скрыть собственность и защитить ее от захвата.

В законодательстве многих стран предусмотрены определенные ограничения на операции с офшором. В 2009 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были сформированы новые критерии в отношении информационной открытости офшорных зон. Они требуют от правительств стран быть готовыми к обмену налоговой информацией при получении запроса страны-партнера.

С 2009 года ОЭСР публикует три списка офшорных зон — «черный», «серый» и «белый». В «белый» список попадают юрисдикции, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, в «серый» — юрисдикции, которые приняли на себя обязательства по принятию налоговых стандартов, но используют их пока еще не в полной мере.

В мае 2010 года в США был принят Закон о налоговой дисциплине, касающийся использования зарубежных счетов. Была установлена презумпция виновности компаний, согласно которой они должны доказывать отсутствие скрытых доходов через офшоры от налоговых органов.

13 мая 2013 года на встрече президента США Барака Обамы и британского премьера Дэвида Кэмерона политики заявили о необходимости создания нового механизма выявления недобросовестных транснациональных групп, уклоняющихся от налогообложения.

Единственной из крупнейших экономик, которые не борются с офшорами, является Китай. Компании Китая широко используют офшорные зоны. Данная деятельность ведется в рамках государственных программ иностранных инвестиций, зато в стране сохраняется валютный контроль движения капиталов.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться