Фискальный ванька-встанька

Фискальный ванька-встанька

ТОП-10 14 Июл 2014, 10:01
Фискальный ванька-встанька

Сейчас особенно остро ситуация ощущается с наполнением региональных бюджетов, и решить эту проблему не удается уже достаточно долгое время. Однако глава Минфина предложил еще один вариант выхода из сложившейся ситуации.

Правительство может дать регионам право вводить налог с продаж в размере до 3%, заявил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, это даст бюджетам субъектов федерации около 200 миллиардов рублей. Но, несмотря на такие заманчивые перспективы, предложение министра вызвало крайне неоднозначную реакцию экспертного сообщества.

Дискуссия о замене НДС налогом с продаж продолжается уже несколько лет. Последний раз эта тема активно поднималась в конце 2012 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев предложил обсудить возможность замены одного налога другим. Его первый зам Игорь Шувалов тогда не исключал замены одного налога на другой или даже их параллельного введения в ряде регионов. Однако, по его словам, это решение будет приниматься после 2018 года.

Дилемма экономического блока

Нынешнее предложение, озвученное главой Минфина, наглядно продемонстрировало, что в управленческом блоке, отвечающем за российскую экономику и финансы, нет общего подхода к дальнейшему направлению развития страны.

Судите сами. В тот же день, когда Антон Силуанов заговорил о налоге с продаж, глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России сохраняет прогноз по снижению инфляции к концу текущего года до 6%, отметив, что риски превышения инфляцией этого значения сохраняются. «Согласно

прогнозу, темп роста потребительских цен к концу 2014 года снизится до уровня 6%, что выше целевого значения 5%. При этом риски превышений инфляцией 6% оцениваются как высокие», — сказала глава Банка России.

Стоит отметить, что инфляция в России, по данным Росстата, в июне 2014 года составила 0,6%. В мае и апреле этот показатель был на уровне 0,9%, в марте — 1,0%, в феврале — 0,7% и в январе — 0,6%. В годовом выражении инфляция в июне 2014 года увеличилась до 7,8% с майских 7,6%. В апреле она составляла 7,3%, в марте — 6,9%, в феврале — 6,2% и в январе — 6,1%. Налицо поступательный рост. Что бы ни говорили российские финансовые ведомства, введение дополнительного налога, который ляжет на плечи потребителей, однозначно приведет к увеличению инфляции. И это подтверждают в правительстве.

Замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач считает, что введение в регионах налога с продаж может разогнать инфляцию в РФ примерно на 1 процентный пункт. Именно поэтому, по его мнению, не все субъекты федерации решат ввести у себя этот налог. Клепач усомнился также в том, что большинство регионов, решивших взимать новый сбор, установят для него максимальную ставку.

Как рассказал РИА Новости один из участников заседания правительства, Банк России предварительно оценил, что введение налога с продаж дополнительно прибавит к инфляции 1,5 процентных пункта в квартале, с которого начнет действовать этот налог. Это может вынудить ЦБ вновь повысить ключевую ставку, чтобы достичь среднесрочных целей по инфляции: 4,5% в 2015 году и 4% — в 2016 году.

В конечном счете итоговые показатели инфляции будут зависеть от того, сколько регионов воспользуются правом ввести налог с продаж. Если все субъекты РФ введут его с максимальной ставкой, это практически полностью переложится на розничные цены, и тогда 1,5 процентных пункта станут не верхним пределом, полагает главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев.

Аналитик Росбанка Евгений Кошелев не рассматривает маневр с налогами как угрозу для направленности денежно-кредитной политики ЦБ, так как ускорение инфляции будет сдерживать снижение потребительского спроса. «Внутренняя инфляция будет снижаться, так как спрос станет более пассивным из-за стагнации доходов населения», — пояснил Кошелев, которого цитирует агентство РИА Новости.

Поэтому вполне очевидно, что Минэкономразвития РФ выступает против введения в регионах налога с продаж одновременно с действующим в стране налогом на добавленную стоимость. Это усилит налоговую нагрузку и разгонит инфляцию, уверен замглавы министерства Сергей Беляков, курирующий в МЭР налоговую политику.

Беляков напомнил, что весной правительство РФ одобрило основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы и приняло принципиальное решение не увеличивать налоговую нагрузку в этот период. «Об этом же говорил президент РФ. Минэкономразвития России считает важным исполнять данные обещания», — заключил замминистра.

НДС и налог с продаж — плюсы и минусы

В 2012 году, в предыдущую волну обсуждения возможности введения налога с продаж, «Финансовая газета» провела дискуссию по этому вопросу, и многие из высказанных тогда тезисов сегодня опять оказались весьма актуальными.

Владислав Игнатов, аудитор Счетной палаты в 2001–2005 годах и депутат Государственной Думы в 1999–2001 годах, сообщил, что считает налог с продаж лучше НДС: «Если обратиться к истории современной России, то можно увидеть, что НДС был предложен во времена гиперинфляции Егором Гайдаром для того, чтобы с помощью этого налога абсорбировать денежную массу. На сегодняшний день, на мой взгляд, у нас главный вопрос — борьба с коррупцией. Можно, конечно, долго говорить о том, как надо лечить эту болезнь. А можно разом вылечить ее, устранив причину. И если оценивать различные налоги в РФ с точки зрения коррупциогенности, то НДС здесь пойдет первым номером. Возьмем, к примеру, импорт. Как бы мы ни боролись с контрабандой, как бы мы ни драпировали ее, называя „серым“ импортом, занижение таможенной стоимости остается одним из основных источников коррупции в таможенных органах».

В качестве примера отсутствия НДС Игнатов приводит мировой опыт: «Посмотрите, у нас мировая экономика № 1 — это США: НДС нет, есть налог с продаж, в каждом штате свой. Япония: НДС символический — 3%, как раз годный как демпфер инфляции».

При этом, как утверждает эксперт, администрировать налог с продаж даже проще — прямо на кассовом аппарате: «Вот пробили стоимость товара — 1200 долларов, а вот еще 10%, условно, налога с продаж. И администрируется он ежедневно наличными или электронным платежом в бюджет соответствующего уровня. Можно даже расщеплять налог с продаж на три части, одна пойдет в бюджет местного уровня, вторая — в региональный, а третья — в федеральный бюджет. Да, существует проблема более сложного администрирования налога с продаж на рынках, в системе мелкорозничной торговли. Но крупные торговые центры — они же никуда не деваются».

Владислав Игнатов, бывший аудитор Счетной палаты, и Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, поддерживают введение налога с продаж, но лишь как замену НДС. НДС в его нынешнем виде, уверен Генс, препятствует диверсификации российской экономики. Екатерина Горелова, natnik

Владислав Игнатов, бывший аудитор Счетной палаты, и Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, поддерживают введение налога с продаж, но лишь как замену НДС. НДС в его нынешнем виде, уверен Генс, препятствует диверсификации российской экономики. Екатерина Горелова, natnik

Тогда же в 2012 году, Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, отвечая на вопросы «Финансовой газеты», отметил, что сама идеология НДС противоречит идее перехода от сырьевой экономики к инновационной: «В пользу этого говорит пример США, где нет налога на добавленную стоимость, а американская экономика устойчива, быстрее восстанавливается после кризисных ситуаций. Простой пример. Если говорить о таком современном производстве, как IT, то почти 40% мировых затрат в этой сфере приходится на долю США, где проживает 5% мирового населения. Именно из США приходит больше всего технологий, вклад IТ в ВВП там составляет более 5%, а у нас всего 1,4%. В абсолютных цифрах это разница в 20 раз. И это с учетом того факта, что основная часть российского рынка приходится на поставки импортного программно-аппаратного обеспечения. На долю услуг приходится лишь 30%, а программного обеспечения — 14% общего объема. Хочу отметить, что в последние 10 лет почти 40%-ное увеличение производительности труда было обусловлено именно инвестициями в IТ-сферу».

Как считают многие бизнесмены, в нашей налоговой политике действует установка на изъятие из бизнеса как можно большего количества денег. По этой причине инициатива о замене НДС налогом с продаж вызывает такое противодействие. Стремясь «взять» как можно больше денег из бизнеса, государство не только режет курицу, несущую золотые яйца, но и увеличивает кредитную кабалу перед иностранцами. Недостающие средства на развитие бизнес берет у банков, а те занимают деньги, в том числе и за границей.

Мнение регионов

Однако у налога с продаж даже во власти на региональном уровне существует множество противников. Министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Чемакин, комментируя в интервью ИТАР-ТАСС возможное введение регионального налога с продаж, заявил, что источники пополнения бюджета целесообразнее искать внутри уже сформировавшейся налоговой системы, а не путем введения новых налогов. Он убежден, что предложение разрешить регионам вводить налог с продаж требует анализа конечной цели новаций: «Не надо торопиться. Можно увеличивать доходы, но за счет эффективного использования уже существующих и налогов, и механизмов».

Источники пополнения бюджета он видит в эффективности администрирования и пресечении нарушений. «Если же мы хотим поддержать регионы, разрешив им вводить налог с продаж до 3%, то это можно сделать за счет перераспределения налога на добавленную стоимость, дав право распоряжаться, к примеру, 3% НДС», — отметил министр. Одновременное обложение НДС и налогом с продаж, по его убеждению, «слабо оправданно».

По словам Чемакина, введение налога с продаж потребует и дополнительных затрат со стороны государства. В частности, речь идет о новых отчетах, новых кадрах, которые будут учитывать, контролировать, проверять, взыскивать и обеспечивать взыскание этого налога, а также об очевидных новых нагрузках на малый бизнес, которые уже чрезмерны. «Введение этого налога поставит под сомнение цели и принципы, на которых вводилось упрощенное налогообложение, патентная система, регулировалось применение контрольно-кассовых аппаратов при расчете наличными деньгами», — подчеркнул Чемакин.

Налог с продаж, о возможности введения которого заявил Минфин, позволит увеличить поступления в бюджет области регионов, но вместе с тем станет причиной роста потребительских цен и потери доли участников малого бизнеса. Такое мнение в беседе с ИТАР-ТАСС высказал замглавы республики, министр финансов Республики Коми Владимир Тукмаков. «Последствия введения налога с продаж очевидны — рост потребительских цен на продукцию розничной сети, что будет обусловлено необходимостью компенсировать издержки, и, как следствие, потеря значительного сегмента представителей малого бизнеса в сфере розничной торговли», — пояснил министр.

Вместе с тем, по словам Тукмакова, сейчас сложно оценивать эффект от возможного нововведения, поскольку нет четкого представления о механизме действия налога. Например, в случае сохранения НДС при введении налога с продаж возникнет ситуация двойного налогообложения. В 2013 году в Коми было собрано более 120 млрд руб. налогов, что на 3% ниже аналогичного показателя 2012 года. В бюджет региона от этой суммы поступило 42%.

Региональный налог с продаж будет эффективным при отмене НДС. Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: «Это решение представляется эффективным в случае отмены НДС, поскольку при наличии двух налогов одновременно совокупный процент может быть достаточно высок.

А вот в правительстве Пензенской области предложение министра финансов РФ Антона Силуанова о возможном введении в регионах дополнительного налога с продаж назвали «абсолютно своевременным». «Налог по ставке 3% может принести в бюджет Пензенской области дополнительно 3 млрд руб.», — заявил министр инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области Алексей Костин в интервью ИТАР-ТАСС.

Министр промышленности Калининградской области Дмитрий Чемакин считает, что можно обойтись без новых налогов, резервы есть в уже существующих

Министр промышленности Калининградской области Дмитрий Чемакин считает, что можно обойтись без новых налогов, резервы есть в уже существующих

Когда регионы повсеместно снижают налоги на прибыль, особую роль играют налоги на оборот, пояснил Костин и добавил, что новый налог может коснуться в первую очередь торговых сетей и крупных магазинов, на которые в Пензенской области приходится в год 100 млрд из 150 млрд руб. розничного оборота. «Однако регионам нужно дать возможность самим определять ставку налога с продаж. Нужно понимать, что именно на эту ставку поднимутся цены», — отметил министр, пояснив, что этот налог можно сделать дифференцированным. «Если одна его часть пойдет в региональный бюджет, а другая — в местный, это заставит муниципалитеты развивать малый и средний бизнес», — уверен Костин.

Введение налога с продаж со временем может привести к снижению потребительского спроса, уменьшению предпринимательской активности и, как следствие, к уменьшению поступлений УСН и НДС, заявил министр экономики и территориального развития Республики Дагестан Раюдин Юсуфов в интервью РИА «Дагестан». По его мнению, фактически данный налог в какой-то степени повторяет НДС и приводит к ситуации двойного налогообложения. «Следует отметить, что введение налога с продаж предполагает увеличение себестоимости конечной продукции, что отразится на росте потребительских цен, — считает Юсуфов. — Кроме того, при администрировании данного налога будут возникать многочисленные споры об объектах налогообложения, так как на практике сложно отделить объекты, используемые в процессе производства, от объектов, покупаемых конечным потребителем».

Вместе с тем, по его мнению, введение налога с продаж приведет к дополнительным поступлениям в консолидированный бюджет Республики Дагестан в краткосрочном периоде. В этой связи в целях увеличения собственных налоговых доходов бюджетов субъектов РФ Минэкономразвития РД предлагает вернуться к практике распределения НДС с установлением соответствующих нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации, заключил глава ведомства.

В целом представители региональных властей без особого восторга отнеслись к предложению Минфина о введении налога с продаж. Сегодня совершенно очевидно, что отменять НДС вряд ли кто решится — при всех его недостатках он является основным налогом, наполняющим российский бюджет. Скорее всего, сегодня речь может идти только о том, будет ли в России введен еще один дополнительный налог или нет. Как ни странно, власти на местах совершенно не уверены в том, что налог с продаж улучшит финансовое положение их региона. Они понимают, что после увеличения налогов значительная часть бизнеса в сфере розничной торговли просто уйдет в «тень». И выход из сложившейся ситуации остается только один: менять в целом экономическую политику и уже под нее строить налоговую систему.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться