Ну очень продажный налог

Ну очень продажный налог

ТОП-10 26 Авг 2014, 11:51
Ну очень продажный налог

Пока налог с продаж почти как фантом. С одной стороны, его предложили ввести в рамках выполнения поручения президента Путина, и президент нововведение одобрил. С другой — весь экономический блок правительства выступает против нового старого налога. Так нужен ли он — не экономический блок правительства, а налог?

Хромая дисциплина

Когда 20 августа «Ведомости» написали, что против налога с продаж единым строем выступили Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг, то первый возникший вопрос был очевиден: если они против, то кто же за?

Понятно, что в налоге с продаж заинтересованы регионы. Именно их бюджеты перенапряжены выполнением социальных обязательств из пакета знаменитых майских указов 2012 года. Это важная часть предвыборной программы Владимира Путина, именно поэтому он требует безусловного выполнения указов. Выполнения, невзирая на состояние экономики. Плачевное положение дел с выполнением указов формально уже привело к потерям в кабинете министров, в отставку ушли вице-премьер Владислав Сурков и министр регионального развития Олег Говорун. Но фактически правительство без лишнего шума уже давно переложило основной финансовый груз выполнения майских указов на регионы, те явно не справляются, тонут в долгах. Рациональное зерно в налоге с продаж — поддержать регионы.

Любопытно, что в первых рядах борцов за новый старый налог, если верить «Ведомостям», вовсе не Минфин, он сосредоточен на защите исключительно федерального бюджета, и даже не Минрегион и не его руководитель Игорь Слюняев. На первой линии — помощник президента Андрей Белоусов и мэр Москвы, отнюдь не самого обделенного доходами российского региона, Сергей Собянин.

belousov-sobaninПомощник президента Андрей Белоусов и мэр Москвы победили весь экономический блок правительства. Владимир Путин налог с продаж одобрил. g20russia.ru, mos.ru

Второй возникающий вопрос дисциплинарный. Дисциплина в правительстве оказывается удивительно гибкой. Когда замминистра Сергей Беляков публично извиняется за «глупости», которые делает правительство, замораживая, а точнее, переводя в бюджет накопительные пенсии, его со скандалом отправляют в отставку за нарушение закона о госслужбе. Когда против решения, уже поддержанного президентом (идею введения налога с продаж Владимир Путин поддержал на совещании в начале августа), выступает целый блок правительства, это оказывается нормальным. Но если министры выступают против идеи введения налога с продаж, это значит, что эта идея, по их мнению, как минимум, несвоевременна. Если несвоевременна, значит неуместна. Если неуместна, значит, почти глупа. Прямо этого не говорится, и закон о госслужбе не нарушен. Я и говорю: чиновничья дисциплина, оказывается, штука гибкая.

Слово Конституционного суда

Но самый важный, конечно, третий вопрос. Налог с продаж уже вводился в России, было это в 1998–2003 годах, когда российским регионам тоже было несладко. Но налог был отменен. И не как-нибудь, а по решению Конституционного суда. Почему это произошло и учтен ли этот опыт сегодня?

Тот же вопрос имеет и другую сторону. В свое время налог с продаж рассматривался как альтернатива НДС. На эту тему высказывался и первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович. Но против решительно и бесповоротно выступил, естественно, Минфин.

На страницах «Финансовой газеты» была проведена большая дискуссия о возможной замене НДС налогом с продаж. Расклад голосов был, грубо говоря, таким: многие представители несырьевого экспорта выступали за замену НДС, подчеркивая, что его возврат сырьевикам-экспортерам консервирует несовременную структуру российской экономики и порождает коррупционные серые схемы. Налог с продаж рассматривался ими как замена, которая пойдет на пользу экономическому развитию. Чиновники, и не только минфиновцы, признавая коррупцио-генность НДС, подчеркивали, что с точки зрения бюджета его замена налогом с продаж неадекватна. Но, повторим, речь шла о замене НДС налогом с продаж, нас же, похоже, ждет повторение опыта 1998–2003 годов, когда на горе налогоплательщику НДС сосуществовал с налогом с продаж.

«Финансовая газета» приводит с некоторыми сокращениями комментарий Дмитрия Костальгина, управляющего партнера компании Tax Advisor, опубликованный 20 августа в издании Lenta.ru.

«Это будет третья попытка ввести налог, ранее признававшийся Конституционным судом противоречащим Основному закону. В 2001 году КС вынес вердикт, согласно которому налог был признан неконституционным. Однако позиция суда по этому вопросу была довольно интересной. Ее суть заключалась в том, что взимать неконституционный налог можно, но недолго. Как недолго, решает опять суд. В 2003 году „новый“ налог был снова признан неконституционным, и снова было разрешено повзимать его еще годик.

Неконституционный характер налога с продаж в первую очередь связан с неисполнимостью и неясностью положений закона и неточностью формулировок. Налогом с продаж облагаются продажи конечному потребителю — физическому лицу. Но индивидуальный предприниматель тоже физическое лицо.

Соответственно товар, приобретенный им для последующей перепродажи, будет обложен налогом дважды. Однозначно определить, приобретен товар физическим лицом для себя или для предпринимательской деятельности, невозможно.

Дмитрий КостальгинДмитрий Костальгин (Tax Advisor) сомневается в конституционности налога с продаж

Серьезные проблемы налога были связаны и с администрированием. Он прописан таким образом, что попытка собирать налог приводит к необходимости контролировать каждую точку продаж. Будь то место на рынке или 50 кассовых аппаратов в супермаркете. Понятно, что проверить 100% всех точек физически невозможно. По разным оценкам, собираемость налога и раньше была на уровне 30%. Сейчас доля сетей в рознице хотя и выросла, но составляет менее 50%. Поэтому область для необходимого контроля все еще весьма и весьма обширна. Да и не все-такие ритейлеры готовы принимать безналичную оплату. Ограничение наличных денег — отдельный больной вопрос, который крайне медленно решается.

Чем же третья модификация налога с продаж лучше двух прежних? Судя по предлагаемому законопроекту, ничем. Налог все так же содержит основные проблемы предыдущих версий: те же неконституционные положения, так же не решена проблема обложения индивидуальных предпринимателей. Объективно говоря, это просто калька налога версии 2002 года.

Как и ранее, основное бремя налога будут нести налогоплательщики с низкими доходами. Пострадать может и настоящий малый бизнес на „упрощенке“: если сейчас платят 6% с выручки, то с новым налогом будет 9%. Увеличение в полтора раза!

А вот в отношении дорогостоящих товаров (недвижимость, автомобили) наверняка возродятся различные старые схемы ухода от налогов (векселя, зачеты, квазизаймы и т. п.). Кому же пойдет на пользу введение налога? Декларируется, что налог повысит доходную часть региональных бюджетов. Но у регионов проблемы с собираемостью своих основных налогов (имущество, земля, транспортный налог) хронические. Нелогично — проблемы с администрированием имеющихся не решены, а добавляется еще один.

Так что налоговой службе, которой придется снова взяться за новый старый налог теперь не позавидуешь. По статистике, налоговая служба контролирует лишь 14% кассовой техники. При этом на двух третях проверяемых точек продаж выявляются нарушения. А это означает, что проверки должны охватывать всю технику.

Главная причина, по которой правительство собирается вводить налог с продаж, — это дефицит региональных бюджетов. Возможно, имеет смысл сначала оценить, можно ли заткнуть дыры в бюджете, просто увеличив собираемость имеющихся региональных налогов. Возьмем хотя бы попытку возложить повышенное бремя на граждан со сверхдоходами. Идея с тем же налогом на дорогие автомобили была фактически провалена из-за неудачных формулировок закона, позволяющих легально избежать высокого налога. Однако налоговые лазейки в транспортном налоге так и не были закрыты.

Другой пример: введение налога на недвижимость физических лиц. Оно в очередной раз откладывается, поскольку государство не может в XXI веке выяснить, кому принадлежит недвижимость на территории страны. Хотя некоторые регионы так преуспели в искусственном увеличении налога на имущество через индексацию инвентаризационной стоимости, что части людей приходят платежки с суммами, превышающими месячную зарплату. В то время как другая часть спокойно ничего не платит.

Так стоит ли теперь вводить еще и налог с продаж? И не получится ли в итоге, что пара регионов что-то и соберет, но консолидированные сборы налогов из-за налога с продаж упадут?»

Двое на одного

К идеям Костальгина: налог с продаж породит новые проблемы, которые могут обернуться злоупотреблениями, а главное, потерями доходов, поэтому гораздо эффективнее сначала отладить уже имеющиеся каналы поступления дополнительных доходов в региональные бюджеты, чем браться за новые, спорные, с юридической стороны стоит добавить, что НДС и налог с продаж фактически имеют одну и ту же налогооблагаемую базу, что вообще-то противоречит базовым принципам налогообложения.

Но что-то мне подсказывает, что теперь, если и последуют обращения в Конституционный суд, то вердикт этой уважаемой инстанции будет, скорее всего, более лояльным по отношению к решению, инициируемому исполнительной властью. Так что перспектива жизни с уплатой и НДС, и налога с продаж вполне реальна.

У Минфина уже готов компромиссный вариант. Министерство предлагает отсрочить до 1 января 2016 года введение налога с продаж для малого бизнеса.

Отложенное введение в силу налога предлагается для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельхозналог, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентную систему.

Для остальных предусмотрено вступление закона в силу с 1 января 2015 года.

Согласно проекту ставка налога с продаж устанавливается в 3%. Налог начисляется со стоимости товара или услуги с учетом НДС и акцизов.

При этом от налога с продаж предлагается освободить продажу конечным потребителям хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания, а также детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий, учебных и научных книг, периодических изданий (кроме изданий рекламного или эротического характера).

Не будет начисляться налог при продаже зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг.

Не будет также облагаться этим налогом предоставление большинства услуг: жилищно-коммунальных, образовательных, медицинских, транспортных, финансовых и пр.

Что до хлеба, молока и лекарств налог с продаж может не дотянуться, это, конечно, хорошо. Но сам факт появления компромиссного варианта красноречиво свидетельствует, что налог с продаж появится. Тогда в общем спурте цен поучаствуют все цены, «льготные» на месте не останутся — проходили.

И кто-то в правительстве или ЦБ после этого будет продолжать утверждать, что власть борется с инфляцией?

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться