Карты мирового господства заправлены в планшеты

Карты мирового господства заправлены в планшеты

ТОП-10 21 Июл 2013, 02:11
Карты мирового господства заправлены в планшеты

Сильнее всего (на 16,8%) сократился рынок ПК в Европе, на Ближнем Востоке и Африке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе падение относительно первого квартала 2012 года составило 11,5%.

По мнению аналитиков компании Gartner, поставки сокращаются по всему миру за счет роста продаж планшетных компьютеров, которые вытесняют недорогие ПК. Мировыми лидерами остались китайская компания Lenovo и американская HP, продавшие 12,6 и 12,4 миллиона ПК соответственно. Их доли рынка составляют 16,7 и 16,3%, а сокращение объема поставок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года находится на уровне 0,6 и 4,8%.

Американская Dell в этом списке заняла третье место, отгрузив почти 9 миллионов компьютеров: почти на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ее рыночная доля в данный момент составляет 11,8%. Также серьезно снизились показатели ASUS: она поставила на рынок 4,5 миллиона штук персональных компьютеров, что оказалось на 20,5% ниже прошлогоднего показателя. Доля рынка у компании находится на уровне 8,2%.

Самое большое снижение показала занявшая четвертое место Acer Group. Ее отгрузки составили 6,3 миллиона штук — на 35,3% меньше, чем в прошлом году, а доля рынка сейчас равна 11,5%.

На первом месте на американском рынке находится компания HP. Ее поставки составили 3,9 миллиона штук, а снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось совсем незначительным — всего 0,5%. На втором месте — Dell, продавшая 3,7 миллиона штук компьютеров и увеличившая свои поставки почти на 6,4%. Apple заняла третье место, отгрузив 1,7 миллиона штук ПК, но, однако, продемонстрировавшая снижение на 4,3%. На четвертом месте — Lenovo, поставки которой против аналогичного периода прошлого года выросли на 19,7% — до 1,5 миллиона штук.

Планшетные компьютеры

В России культура использования цифровых устройств традиционно меняется вслед за предложением производителей. Правда, в нынешнем году российский рынок стал быстрее реагировать на мировые тенденции, чем в прошлые годы.

По оценке компании «Евросеть», за первое полугодие 2013 года на рынке было продано 2,6 млн планшетов, что на 239% выше аналогичного показателя 2012 года. Выручка от продаж составила 33,1 млрд рублей, показав прирост в 131% к первому полугодию 2012 года. Средняя цена планшета продолжила падать (-32% к первому полугодию 2012) и составила 12,5 тыс. руб.

Лидером рынка в количественном выражении стал бренд Samsung, в то время как в денежном первое место с небольшим отрывом удерживает Apple, немного опережая все ту же корейскую компанию.

По словам главы департамента закупок компании Евросеть Алексея Широкова, «рынок планшетов демонстрирует гигантский рост. Samsung в первом полугодии 2013 года в количественном выражении вышел на первое место, а в денежном — почти догнал Apple. Мы прогнозируем дальнейшую положительную динамику Samsung».

По оценкам другого мобильного ритейлера — компании «Связной», основными трендами, характеризующими рынок планшетных компьютеров, стал рост присутствия ведущих производителей А-брендов в «бюджетном» сегменте, а также значительное снижение стоимости устройств за счет уменьшения их размера и отказа пользователей от ряда функций.

Согласно данным компании «Связной», планшетные компьютеры уверенно завоевывают популярность среди российских покупателей. И год от года эти устройства демонстрируют все более высокие показатели продаж.

Так, в штучном выражении рост продаж в России в первом полугодии составил 215% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А всего по стране в этот период было продано порядка 2,5 миллиона планшетных компьютеров. При этом доля планшетов в продажах мобильных компьютеров в первом полугодии превысила 40%, продемонстрировав рост более чем в 22 процентных пункта.

Рост производительности устройств способствует дальнейшему «вытеснению» данной категорией ноутбуков и нетбуков.

Стоит вспомнить, что по итогам 2012 года продажи данной категории портативной электроники выросли на 288%, таким образом, темп роста в первом полугодии 2013 года незначительно сократился, оставшись, однако, очень высоким.

Темпы роста продаж в Москве и Петербурге чуть ниже темпов роста рынка в целом: рынок в столицах начинает подходить к более зрелой фазе, которая характеризуется большей конкуренцией и умеренным ростом.

Увеличение популярности планшетов, по словам экспертов, связано с их удешевлением и со значительным снижением среднего чека. Средняя стоимость устройств в первом полугодии, по данным компании «Связной», уменьшилась на 34% и составила 12 527 рублей против 18 854 рублей годом ранее.

По итогам первого полугодия 2013 года доля планшетных компьютеров в ценовой категории до 15 000 рублей составила 64% от общероссийского объема рынка, что на 25% превышает показатель аналогичного периода 2012 года. Сегодня планшет можно купить уже за 3000 рублей.

Именно в этом ценовом сегменте разворачивается наиболее активная борьба производителей. Если по итогам 6 месяцев 2012 года здесь уверенно лидировали В-бренды, такие как Prestigio и Digma, то в первом полугодии 2013 года лидерство захватила компания Samsung. Также в ценовой сегмент «до 15 000 рублей» вошли устройства бренда Apple — это iPad mini 16 Гб Wi-Fi.

Что любопытно, популярность функции 3G (4G) не растет — оснащенные ею устройства по-прежнему занимают только 40% рынка, как и в прошлом году. «Доля планшетных компьютеров с GPS на российском рынке вообще снизилась с 64 до 57%», — отмечается в исследовании компании «Связной».

На этом сдвиг в покупательских предпочтениях не останавливается. В первом полугодии 2013 года уже 85% проданных планшетов оснащено объемом памяти менее 32 Гб, тогда как в аналогичном периоде прошлого года доля подобных гаджетов составляла 72%. Этому способствует в том числе и развитие сервисов облачных хранилищ.

Выросла доля планшетов с диагональю экрана менее 8,9 дюйма, заняв в первом полугодии 2013 года 47% российского рынка (против 36% в аналогичном периоде 2012 г.). Средняя стоимость устройств с такой диагональю составляет 8587 рублей, а цена устройств с более широким экраном уже более чем вдвое превышает эту величину и находится на уровне 17 350 рублей. Таким образом, сегодня планшет с диагональю экрана менее 8,9 дюйма фактически в два раза доступнее «старших» братьев.

Планшетные компьютеры, представленные на рынке, работают на базе трех операционных систем. Первое место по популярности занимают устройства на ОС Android, второе — iOS, третье — Windows. При этом доля Android в отчетном периоде выросла на 12% (до 75%) прежде всего благодаря увеличению объемов продаж устройств в бюджетном сегменте.

В России будет и далее наблюдаться значимый рост продаж планшетов за счет целого ряда факторов. Высокими темпами будут увеличиваться продажи в регионах, где рынок еще не столь насыщен, как в крупных городах. Кроме того, все производители данных устройств двигаются в сторону повышения их производительности, что будет стимулировать дальнейшее вытеснение нетбуков и ноутбуков планшетными компьютерами. Будут активно развиваться и офисные решения на базе планшетов, считают эксперты.

Мобильные компьютеры

По оценке «Евросети», на рынке за первую половину текущего года было продано 3,2 млн мобильных компьютеров по средней цене 18,4 тыс. руб. Таким образом, рынок сократился на 6% в количественном и на 13% — в денежном выражении.

Портативные ноутбуки до сих пор пользуются наибольшей популярностью, сегмент ноутбуков с большой диагональю экрана остается стабильным. Но зато быстро развивается сегмент ультратонких мобильных компьютеров. За первое полугодие 2013 года он занял 5% рынка в количественном и 9% в денежном выражении. Сегмент нетбуков сократился до 11% в количестве и 5% в выручке. В первом полугодии 2013 года на рынке мобильных компьютеров лидировал бренд Asus.

Как считает Алексей Широков, в ближайшем будущем планшеты полностью заменят собой нетбуки и частично ноутбуки. А снижение рынка мобильных компьютеров наблюдается уже сейчас.

Все доступнее становятся ультрабуки. По сравнению с первым полугодием прошлого года их доля на рынке мобильных компьютеров выросла в денежном выражении с 3 до 9%, в натуральном — с 1 до 5%, за счет снижения средней цены устройства.

Сотовые телефоны и смартфоны

По оценке компании «Евросеть», за первое полугодие 2013 года на рынке было продано около 17,3 млн сотовых телефонов и смартфонов, что на 7% ниже аналогичного показателя 2012 года. Рынок в денежном выражении вырос на 12% — до 95,9 млрд руб. Средняя цена продажи выросла на 21% по отношению к первой половине 2012 года и составила 5,6 тыс. руб.

На российском рынке мобильных телефонов и смартфонов происходит перераспределение сил. Если год назад почти 70% продаж смартфонов приходилось на Samsung и Nokia, то по итогам первого полугодия 2013 года их суммарная доля упала до 46%.

Nokia теряет свои позиции уже не первый год, но для крупнейшего игрока — компании Samsung — это новая ситуация. Ранее ее доля росла, и за два года, к середине 2012 года, повысилась с 15 до 42%. А вот к концу первого полугодия этого года доля корейского гиганта уже упала до 31%.

Хотя финская Nokia и остается пока вторым по величине игроком, ее доля на рынке заметно сократилась: с 27 до 15%. Доля HTC уменьшилась с 8 до 7%, а доля Sony — с 9 до 8%.

Компания Apple тоже сумела в первом полугодии немного улучшить свои рыночные показатели. По сравнению с прошлым годом ее доля увеличилась с 5 до 9%, а продажи ее смартфонов выросли в 2,2 раза, составив примерно 660 тыс. устройств.

Как говорится в исследовании, спрос на смартфоны Samsung, Sony и HTC с начала года росли ниже среднего по рынку уровня. Продажи Samsung в натуральном выражении выросли на 5% и составили порядка 2,26 млн устройств, HTC — на 23% (до 500 тыс. устройств), Sony — на 33% (до 580 тыс. устройств). В целом же, по данным «Евросети», рынок смартфонов вырос на 43,1% — до 7,3 млн устройств.

На фоне сокращения долей ведущих вендоров растет доля компаний, которые раньше занимали лишь незначительную часть рынка смартфонов или вообще не присутствовали на нем. Так, доля смартфонов Fly по итогам первого полугодия составила 6%, Alcatel получил 3%. Доля Philips составила 2%, доля LG выросла до 7 с 5%.

Кроме того, на рынке значительно выросла доля смартфонов других брендов — с 2 до 12%. В эту категорию «Евросеть» включает как устройства малоизвестных производителей, так и брендированные устройства мобильных операторов. По словам представителя «Евросети» Ядвиги Кислициной, наиболее крупными игроками этой группы являются Huawei, ОАО «Мегафон», Explay, ZTE и ОАО «Мобильные телесистемы».

В первом полугодии 2013 года наибольшие приросты по сравнению с показателями прошлого года показали продажи сотовых телефонов и смартфонов в верхних ценовых сегментах — от 10 000 руб. и выше. При этом нижний и средний сегменты (до 6000 руб.) показали падение продаж больше, чем в среднем по рынку, а категория от 6000 до 10 000 руб. продемонстрировала практически нулевые приросты.

Несмотря на значительное сокращение продаж нижнего диапазона до 2000 руб., он до сих пор продолжает занимать наибольшую долю рынка в количественном выражении.

Рост верхних категорий заметен не только в денежном выражении. В первой половине 2013 года количество проданных сотовых телефонов и смартфонов со средней ценой от 10 000 руб. и выше составляло около 29% рынка. В денежном выражении этот показатель достиг уже 51% рынка.

Алексей Широков считает, что значительный рост смартфонов в ценовой категории свыше 14 тысяч рублей произошел за счет предложений покупателю беспроцентных потребительских кредитов. Благодаря данному тренду средняя цена устройства на рынке сотовых телефонов и смартфонов выросла с 4600 руб. до 5600 руб.

В целом же сегмент смартфонов продолжает показывать высокие приросты на рынке, тогда как рынок сотовых телефонов (исключая смартфоны), наоборот, сокращается. Таким образом, доля смартфонов в общих продажах рынка в 2013 году составила уже 42% в количестве и 79% в выручке.

По оценке «Евросети», за шесть месяцев 2013 года всего было продано 7,3 млн шт. смартфонов на общую сумму 76 млрд руб. Средняя цена смартфона, реализованного на рынке, практически перестала сокращаться и составила 10,4 тыс. руб.

У сотовых телефонов статистика куда печальнее — за первое полугодие 2013 года было продано 10 млн шт. мобильных телефонов по средней цене 2 тыс. руб.

В сегменте смартфонов наибольший прирост показали устройства на iOS. Аппараты на Android и Windows Phone (включая Windows Mobile) показали приросты значительно выше среднего по рынку, близкие к максимальным показателям рынка.

Наблюдалось также значительное сокращение продаж смартфонов на базе Bada, Symbian и прочих операционных систем.

Таким образом, Android занимает уже 70% рынка смартфонов в количественном и 67% в денежном выражении. iOS закончил полугодие с 9% рынка в количестве и 19% в выручке, оттеснив со второй позиции Symbian, который сократился до 10% в количестве и 5% — в выручке. Устройства на Windows Phone (включая Windows Mobile) заняли 7% рынка в денежном выражении.

Доля операционных систем от Microsoft не слишком велика, однако продажи смартфонов на этой системе растут, причем во многом ее популяризации в первом полугодии 2013 года способствовал выход линейки новинок Lumia от Nokia.

К аналогичным выводам пришли и в «Связном». По их данным, итоги первого полугодия 2013 года на рынке снова подтвердили

тренд, отмеченный еще в I квартале: снижение объемов продаж мобильных телефонов в целом в натуральном выражении (на 4% — до 16,5 млн устройств) и в то же время рост рынка в деньгах (на 17% — до 91,4 млрд рублей). Рост рынка в денежном выражении достигается за счет значительного увеличения продаж смартфонов — они выросли на 47% как в натуральном, так и в денежном выражении, достигнув уровня 7 млн устройств, или 73,4 млрд рублей. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов составила уже 43% в штуках и 80% в рублях.

В то же время продажи обычных мобильных телефонов снизились на 23% в натуральном выражении и на 37% в денежном. Таким образом, мобильные телефоны продолжают «исчезать» с рынка, уступая место «умным» устройствам, которые становятся все доступнее и уже начали проникать в низкие ценовые сегменты.

К примеру, если по итогам 6 месяцев 2012 года в ценовой категории «до 3000 рублей» смартфоны отсутствовали вообще, то в первом полугодии 2013 года их доля в этом сегменте составила уже 8%. Доли «умных» телефонов в сегментах «3–5 тыс. и 5–7,5 тыс. рублей» составили 37 и 92%, увеличившись на 16 и 22% соответственно. В то же время средняя стоимость смартфона не изменилась: она по-прежнему составляет 10 500 рублей. Этому способствует расширение возможности выбора устройств в сегментах 10–15 тыс. рублей и более.

«Проникновение смартфонов в низкие ценовые сегменты значительно расширяет рынок данных устройств — теперь его нижняя ценовая граница начинается с отметки 1,5–2 тыс. рублей, что, естественно, дает все большему числу брендов возможность „входа“ на рынок, — комментирует ситуацию коммерческий директор группы компаний „Связной“ Юрий Лабис. —

Это приводит к изменению долей брендов, которое, впрочем, происходит не за счет снижения продаж ведущих производителей в штуках либо деньгах, но за счет появления большего числа сегментов и наращивания в них продаж В-брендами, концентрирующимися именно на бюджетных нишах».

У «Связного» тройка лидеров по продажам среди производителей несколько отличается от данных «Евросети». По мнению его аналитиков, на 3-е место в первом полугодии 2013 года вышла Apple, а Samsung и Nokia сохранили 1-е и 2-е места соответственно.

Многофункциональность

В продажах смартфонов усиливается тренд многофункциональности: нынешние популярные аппараты уже не ограничиваются возможностями, ставшими «стандартом», — выходом в Интернет, работой с приложениями и социальными сетями, расширенным функционалом фото- и видеосъемки. Например, доля «многосимочных» смартфонов в первом полугодии 2013 года достигла 30%, тогда как в аналогичном периоде прошлого года она составляла всего 5%. В 2,75 раза выросли продажи смартфонов с NFC, а доля «умных» телефонов с LTE увеличилась на 7% — до 10%.

В условиях сокращающегося рынка ПК и находящегося на подъеме рынка мобильных устройств эксперты пытаются заглянуть в будущее и угадать, какие гаджеты будут самыми продаваемыми через несколько лет. Скорее всего, по их мнению, это будут «носимые гаджеты» — такой тренд только-только начинает появляться в мире.

Идея компьютера, который можно носить на теле, стала одной из самых обсуждаемых тем в последнее время. Наиболее известным из таких устройств являются очки дополненной реальности Google Glass. Носимые устройства при функционале, схожем со смартфонами, выглядят гораздо миниатюрнее, благодаря чему их можно носить на теле и прикреплять к одежде. Все это обеспечивает более глубокую интеграцию высоких технологий с повседневной жизнью.

Массовое внедрение подобных гаджетов пока еще не началось. Но такое будущее не за горами. Получив достаточное распространение, новый сегмент постепенно начнет вытеснять какие-то из существующих товаров, а значит, уже сейчас мы фактически опять находимся на пороге нового передела рынка.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться