Услуги в один клик

ТОП-10 11 Авг 2013, 13:27
Услуги в один клик

Люди оценивают эффективность государственного управления с позиций личного отношения к системе предоставления госуслуг. В настоящее время доля граждан, использующих госуслуги в электронном виде, находится на уровне 20–25%.

Любопытно еще одно нововведение, прозвучавшее на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В условиях острого бюджетного дефицита власти предлагают внедрить принцип финансирования ведомств исходя из числа предоставленных ими услуг. Другими словами, внутри госорганов будет тарифицироваться каждый факт оказания государственной или муниципальной услуги.

Это уже серьезным образом подстегнуло конкуренцию при оказании чиновниками наиболее популярных услуг, а в конечном счете это, наверняка, сможет снизить и затраты на госаппарат, а также исключить возможные случаи коррупционных проявлений и повысить привлекательность самой системы госуслуг для граждан.

При этом нужно учитывать, что развитие электронных госуслуг зависит от двух факторов. Первый — это собственно возможность выполнения конкретным ведомством функций, требуемых юридическими и физическими лицами. Второй — это организация обмена данными в электронном виде внутри самих государственных органов.

Электронные услуги

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, очевидно, что эффективность государственного управления зависит от внедрения современных информационных технологий, причем это касается властей на всех уровнях — на федеральном, региональном и муниципальном. По его мнению, необходимо сформировать единую общефедеральную структуру оказания услуг, которая включала бы в себя как онлайн, так и офлайн-сервисы. Прежде всего речь идет о едином портале государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн граждан, а также о сети многофункциональных центров (МФЦ). «Недавно во время одной из командировок я посещал такой центр в Калужской области, в других местах тоже заходил. В общем пока в целом работа эта идет. Таких центров создано около 700, а к 2015 году планируется открыть около 3 тыс.», — рассказал премьер-министр.

Также, по словам Медведева, необходимо дать более четкое «легальное» определение понятия «предоставление услуги в электронном виде»: «За ним не должна стоять просто информация об услуге на веб-странице соответствующего ведомства. Задача — создать нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками. Он должен быть понятным, причем не только продвинутым пользователям, но и обычным людям, людям зрелого возраста, которые пытаются осваивать электронные услуги».

Например, премьер потребовал, чтобы уже в следующем году появилась возможность окончательно перейти к приему в детские сады на основании электронной очереди: «Причем ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей ворох всяких разных бумажек, ксерокопий, которые они таскают в разные места».

Медведев также отметил, что в этом направлении требуется создать систему, которая позволяла бы получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны, независимо от места жительства или пребывания. «Это тоже сложная задача. Обычно когда я куда-то приезжаю, мне показывают всякие разные новшества. Выглядит все это симпатично, но когда задаю вопрос, могу ли я этим воспользоваться, как житель Москвы, мне говорят: „Нет, это невозможно“. Если мы говорим о создании современной системы, она должна быть глобальной, должна быть ориентирована на всю страну», — пояснил премьер-министр.

Международный опыт показывает, что во многих странах помимо порталов госуслуг работают и информационные ресурсы в области государственной службы. То есть так называемая электронная госслужба позволяет в том числе и повысить эффективность кадровой работы. Медведев считает, что подобное нововведение следует внедрять и нам.

Модернизация госуправления

По словам министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, в рамках обозначенных задач в стране на данный момент реализуется два основных крупных проекта. Первый — это непосредственно перевод услуг в электронный вид. В 2009 году был создан единый портал государственных и муниципальных услуг, который является основным индикатором достижения целевых показателей. За последние полтора года работы с помощью этого ресурса было удовлетворено более 12 млн обращений в электронном виде. Кроме того, мобильное приложение, дающее доступ к этим сервисам, было загружено около 500 тыс. раз. А всего с момента начала функционирования, т. е. с 2009 по 2013 год, популярность данного портала возросла почти в 30 раз.

Второй проект — это переход органов исполнительной власти на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг. В реализации проекта уже более полутора лет участвуют федеральные ведомства, а ровно год назад к ним присоединились и региональные власти, включая органы местного самоуправления. За этот период чиновники уже более миллиарда раз обменялись электронной информацией, которая была использована для предоставления услуг и в конечном счете избавила граждан от избыточных посещений тех или иных госорганов.

«Данные проекты привнесли серьезные инновации и модернизацию в процесс предоставления госуслуг, во взаимоотношения власти и общества, самой системы госуправления. Достижение стратегических целей по развитию электронного правительства, электронных услуг возможно при совершении принципиального инновационного прорыва в части обеспечения жителей страны электронными средствами идентификации, для того чтобы оказание услуг проходило в юридически значимом формате. В частности, предполагается возможность получения личного пароля доступа, так называемой простой электронной подписи к единому порталу госуслуг в каждом из 42 тыс. почтовых отделений и во всех многофункциональных центрах страны, которых за три года появилось уже более 700. Фактически они сегодня присутствуют уже в каждом субъекте Российской Федерации, — поясняет Николай Никифоров. — Кроме того, мы ставим задачу с 2015 года начать поэтапный переход к российскому общегражданскому паспорту в форме электронной идентификационной карты с личным сертификатом электронной подписи гражданина вместо традиционного бумажного документа. Это создаст очень серьезную платформу для того, чтобы в ближайшие несколько лет был совершен прорыв в части вовлечения граждан именно в электронный, а не традиционный бумажный способ получения услуг».

По сути, речь сегодня идет о том, что необходим переход от количества к качеству, к унификации базовых требований, базового представления для всех ведомств на всей территории страны о том, что вкладывается в понятие «электронная госуслуга». Действительно, сегодня ряд ведомств во многих регионах предоставили гражданам возможность получения уведомления о начисленных штрафах, налогах, других видах задолженности посредством SMS-сообщений. Предусмотрена возможность безналичной оплаты услуг, штрафов, налогов, с помощью мобильного телефона. Правда, последнее больше всего характерно только для Москвы.

Российская столица в плане научно-технического прогресса намного опережает всю остальную страну. Теперь нужно, чтобы за ней подтягивались и регионы.

По словам Никифорова, Москва сегодня является примером целого ряда ярких проектов по прикладному, практическому внедрению электронных услуг. Но необходимо, чтобы такая возможность была реализована на всей территории страны, для всех без исключения ведомств. Очень часто можно услышать нарекания от населения о деятельности органов власти в сфере ЖКХ, качества связи, ремонта и благоустройства территории. И в ряде регионов чиновников заставили внедрить индивидуальные системы по приему подобных обращений. Но теперь пришла пора двигаться дальше.

«Мы считаем, что уже назрела необходимость создания общефедеральной системы под условным названием „Народный контроль“, которая могла бы объединить весь этот поток обращений и кардинальным образом изменить работу с обращениями граждан. Уже с начала 2014 года должна начать функционировать система так называемого досудебного обжалования, при которой граждане смогут обжаловать решения и действия или бездействия органов власти при оказании услуг без обращения в суд. Это позволит нам в режиме реального времени получать оценку качества оказания услуг теми или иными ведомствами. Граждане не должны задумываться, в какое ведомство обратиться за получением услуги, на какой сайт зайти, по какому номеру телефона позвонить, чтобы записаться в очередь, уточнить условия получения услуги, уточнить график работы ведомств. Для этих целей, собственно, и создавался портал госуслуг», — уверен Николай Никифоров.

По его словам, следующим шагом должно стать создание единой электронной очереди, в которую можно записаться через Интернет по единому адресу либо через единый телефонный центр. По ряду госуслуг необходимо оптимизировать процессы их получения. Самый очевидный пример — выдача загранпаспортов. Несмотря на то что существует возможность удаленной подачи электронного заявления, гражданам все равно приходится выжидать традиционный срок — около 30 дней. Очевидно, что, когда взаимодействие ведомств будет полностью электронным, чиновники смогут обслуживать граждан быстрее.

Все эти инициативы, по мнению Никифорова, обеспечат модернизацию традиционных процессов госуправления. Другим фактором модернизации госуправления должна стать возможность получения гражданами госуслуг в любом месте вне зависимости от их места жительства и регистрации. А для этого надо осуществлять постепенную передачу функций взаимодействия с получателями услуг от самих госорганов к многофункциональным центрам, в том числе филиальной сети «Почты России». Но для этого необходима доработка технологий юридической значимости получения услуг в электронном виде без посещения ведомств, а также тотальная реорганизация почты.

Зачем «грузить плагины»?

Другим направлением совершенствования электронной системы взаимодействия государства и населения является упрощение их взаимодействия. По словам Дмитрия Медведева, сейчас на сайте госуслуг действует слишком сложная система регистрации: «Обычному человеку трудно разобраться, что там написано: „загрузить плагин веб-браузера“ и так далее. Далеко не все понимают, зачем это надо».

Отдельная тема связана с электронной подписью. Медведев считает, что ее получение нужно радикально упростить. Если речь не идет об электронной подписи, позволяющей управлять средствами крупной компании, то ее надо упростить, иначе это так и не превратится в нормальный сервис. «Пока это выглядит кисло», — считает премьер.

Сергей Собянин поддержал идею упрощения доступа к государственным услугам. По его расчетам, если этого не будет сделано, то доля населения, пользующегося электронными госуслугами, не превысит 5%: «Потому что специально куда-то ходить, получать специальные пароли, не дай бог, еще специальные флешки и так далее — это вообще невозможно. Люди просто не будут этим заниматься, мы уже по своему опыту знаем. Мы упростили доступ на свой портал по ряду услуг, и у нас сегодня уже есть 1,2 млн зарегистрированных пользователей — это 4,5% по России, и динамика очень большая. Но она могла бы быть еще больше».

По словам врио мэра, в городе создана система видеонаблюдения, которая охватывает практически весь жилой сектор (около 120 тыс. камер). В данном сегменте это — одна из самых мощных систем в мире, которая помогает в работе как коммунальщикам, административным инспекциям, так и системе внутренних дел. 80% штрафов административных инспекций теперь выписывается практически в автоматическом режиме через эту систему. Инспекторам не надо бегать по городу и искать подрядчиков: достаточно нажатия кнопки.

Сегодня столичные власти совместно с Министерством внутренних дел отрабатывают системы интеграции «02» и системы видеонаблюдения в сфере раскрытия и предотвращения угонов, краж, грабежей и разбоев. По словам Собянина, по таким показателям, как поиск угнанных машин, эффективность работы повышается от 30 до 60%. Более того, система фотовидеофиксации на дорогах ведет к значительному снижению числа ДТП. Там, где системой фотовидеофиксации магистрали охвачены достаточно плотно, количество ДТП снизилось на 30%, а количество погибших на 43%, несмотря на то что в нынешнем объеме эта система начала работать только с начала этого года.

Что касается информатизации социальных сфер, здесь применение информационных систем также показывает значительную эффективность. Электронной записью охвачены уже все поликлиники Москвы, и этим сервисом воспользовалось около 40% населения. Если раньше, чтобы записаться в поликлинику, требовалось прийти в регистратуру, постоять, записаться и потратить час-полтора, то сегодня все то же самое занимает пять минут. Та же система работает в образовании. Введена электронная запись в детские сады и школы, и это во многом помогло снять очередность на поступление в эти образовательные учреждения. Сегодня в столичные садики очередей практически нет. Равно как нет проблемы с тем, чтобы записать ребенка в первый класс.

Однако не все пока еще так радужно и прекрасно. «Есть проблема, на мой взгляд, не до конца решенная — это единый базовый регистр граждан. Он должен быть или на базе СНИЛС, или на базе ИНН, потому что мы идентифицировать граждан пока толком не можем. Это базовая вещь, на которой строятся государственные услуги, и это то, что надо принимать просто незамедлительно. Мы три года назад принимали соответствующее решение, но я так понял, что до конца это пока не сделано», — предполагает Сергей Собянин.

Подпись на основе сим-карты

По словам Владимира Завиткова, генерального директора ООО «Центр идентификации», существует одно решение, внедрение которого может позволить качественно увеличить доступность государственных услуг и приведет к существенным положительным эффектам в других областях: «Госуслуга может быть качественной и иметь реальную ценность, когда она оказывается в полном объеме — от подачи заявления гражданином в государственный орган до получения самой услуги в электронном виде. Особенно это ценно и важно в самых массовых и самых больных для граждан вопросах. Но есть объективное ограничение, которое состоит в том, что необходима собственноручная подпись человека на каком-либо этапе получения этой государственной услуги. Решение, которое мы предлагаем, состоит в массовом внедрении усиленной квалифицированной электронной подписи на основе сим-карты мобильного телефона. Это решение беззатратно для бюджета. На сегодняшний день все тестовые образцы есть, мы провели интеграцию с одним из операторов мобильной связи, технология работает. Внедрение этой технологии позволит осуществить массовую идентификацию граждан, внедрить такой инструментарий, как усиленная квалифицированная электронная подпись, тем самым создав фактически национальную инфраструктуру, обеспечивая, в частности, сервис по доступности государственных услуг. Если фантазировать, то регистрация машины или недвижимости от обращения до получения результата может выглядеть нажатием на кнопки мобильного телефона. Если Правительство примет решение о поддержке этого проекта, мы полагаем, что в горизонте полутора лет возможно осуществить массовое внедрение усиленной квалифицированной электронной подписи. На сегодня по статистике 170% проникновения мобильной связи на территории страны. Это значит, что на каждого гражданина — 1,7 сим-карты».

По его данным, уже существуют технологии, позволяющие внедрить новую систему. К примеру, идентификация гражданина может проходить однократно при замене сим-карты — условно, сим-карты старого образца на сим-карту нового образца. Это техническое решение полностью готово и функционирует. Сим-карта будет привязана к конкретному гражданину и на ней будет храниться ключ электронной подписи.

Александр Абрамов, председатель совета директоров ООО «ЕвразХолдинг», поинтересовался, можно ли будет на этой основе построить идентификацию отпечатков пальцев, чтобы перейти от идентификации сим-карты к идентификации личности: «Все, что вы говорите, — это идентификация сим-карты по PIN-коду». Завитков ответил, что можно и что, наверняка, эволюционный процесс пойдет в эту сторону. Однако на сегодняшний день это будет существенным ограничением для операторов сотовой связи и им, безусловно, будет комфортнее тот процесс, который сейчас регламентирован действующим законодательством.

Электронные перспективы захватывают. Они действительно могут упростить жизнь и лишить кабинеты чиновников покрова тайны, хотя бы отчасти. Но прогресс — коварная штука. Хотя бы потому, что вместе с технологическим прогрессом растет и технологически оснащенная преступность. В карточном бизнесе это совершенно наглядно). За погружение в сети и электронными подписями последует новый виток несанкционированного доступа к персональным данным, за ним — новые меры электронной безопасности и так далее.

Итог: за все надо платить. За прогресс в виде электронных госуслуг — усилением в значительной мере навязываемых гражданам в целях их же безопасности специфических госуслуг в виде проникновения всевидящего ока Большого брата в наши электронные и не только кошельки, социальные сети, но и компьютеры.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться