Экономика Рунета

ТОП-10 04 Ноя 2014, 11:24
Экономика Рунета

Сценарии из облаков

Несмотря на экономические трудности, по данным исследования, в 2013 году быстрее всего происходил рост мобильной разработки, онлайн-видео, облачных сервисов. Оптимистичные прогнозы экспертов по росту в 2014 году во многом связаны с понижением курса рубля.

Рунет развивался в 2013 году по инновационному сценарию, считают эксперты НП «РАЭК» и НИУ ВШЭ, однако в 2014 году они ожидают серьезного замедления нескольких рынков, в первую очередь рекламного, а также снижение покупательской активности пользователей. В связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация. В 2014–2015 годах будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий.

Кроме того, исходя из экспертных оценок, полученных во время проведения исследования и проекта отраслевой стратегии развития Интернета в РФ, подготовленной РАЭК, выделены четыре возможных сценария развития интернет-индустрии в России до 2018 года.

Окончание на стр. 16 èИнновационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 35–40%. Стабилизационный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 15–20%. Негативный сценарий: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 6–10%.

«Сценарий — глобальный кризис: среднегодовой рост рынка до 2018 года составит 3–6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция), ситуация кризиса 2008–2009, когда интернет-индустрия Рунета росла на фоне общего снижения, не повторится», — говорится в исследовании «Экономика Рунета 2013–2014».

10% ВВП России

Сейчас, по данным исследования «Экономика Рунета 2013–2014», объем рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2013 года — 750 млрд руб., а объем рынка электронных платежей — 350 млрд руб., что в сумме эквивалентно 1,6% ВВП России за 2013 год.

По прогнозам экспертов, в 2014 году рост этих сегментов составит 30% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. В то же время темп роста интернет-экономики имеет явную тенденцию к замедлению (год назад рост составлял 39%).

Один из главных выводов исследования: объем экономики интернет-зависимых рынков, традиционно оцениваемых экспертами РАЭК в рамках исследования, составил по итогам 2013 года более 6,7 трлн руб., что сравнимо с 10% ВВП России.

Экспертами были оценены наиболее активные и крупные рынки индустрии рекламы и маркетинга. Развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в Интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа и поисковых системах. На момент проводимого исследования объем рынка медийной рекламы составил 23 млрд руб., что на 20% больше чем в 2012 году. Ожидаемый рост в 2014 году составит еще 7%.

«Контекстная реклама за 2013 год набрала в объеме 57 млрд руб., что составило рост в 52%. Прогноз на 2014 год, по оценкам специалистов, составит еще 28%. Видеореклама за текущий промежуток времени выросла на 67% — до 2,9 млрд руб., и ожидаемый прогноз на текущий год составляет 50%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 12 млрд руб., что в процентном показателе составило рост на 17%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) был оценен на 2013 в объеме 6,3 млрд руб., с перспективами роста в 17%», — говорится в материалах исследования «Экономика Рунета 2013–2014».

Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 368 млрд рубл.; электронные платежи в объеме 350 млрд рублей; рынок цифрового контента в Интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,8 млрд руб.; сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 195 млрд руб., что составляет прирост 27% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 45% в 2014 г.

В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2013 году 2,5 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла до 4,9 млрд руб.; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 4,3 млрд руб. в 2013 году с ожидаемым ростом в 11% в 2014 году.

Легальный и нелегальный контент в Интернете

Согласно результатам исследования ФОМ особенностей потребления легального контента в Рунете, подготовленного при участии РАЭК специально к пресс-конференции, более 50% пользователей Рунета активно потребляют контент (аудио, видео, книги, игры) в сети. А среди активных пользователей — более 75% (еще год назад таких было 68%).

Если прошлогоднее исследование показало переход со скачивания видео — на его просмотр в онлайне, то в этом году особенно заметен рост популярности потокового аудио. Так 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, тогда как скачивают только 22%.

Однако меньше 1/3 из них в состоянии отличить легальный контент от нелегального, что немного выше результата годичной давности (тогда таких было ¼). В то же время лишь 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент

в Интернете, при этом у 13% россиян (22% пользователей) есть опыт покупки контента через Интернет. К сожалению, число пользователей, готовых платить, снижается, равно как и доля «уверенных неплательщиков». Год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в сети, в 2014 таких пользователей — половина.

Как пишут эксперты, «наиболее популярной формой платного контента являются видео (73% от плативших) и игры (41% от плативших), наименее популярной — электронные книги (30% от плативших). Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором месте мобильные устройства (34%). Со Smart-TV совершали покупки только 5% покупателей. Таким образом, покупательская активность мобильных пользователей в сегменте digital goods заметно выше, чем в сегменте физических товаров».

41% пользователей считают, что наиболее эффективная мера по борьбе с пиратством — это обеспечить доступность бесплатного или дешевого легального контента в сети, при этом популярность этой меры заметно выросла (35% год назад).

В случае экономического спада, заключают эксперты, значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений и не умея их различать.

Одним из важных ежегодных акцентов исследования является кадровый рынок. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, включая самозанятое население и интернет-специалистов, по состоянию на 2013 год работают порядка 1,2 млн человек.

«Данный показатель показывает прирост специалистов, работающих в интернет-сфере на 11% по сравнению с 2012 годом. Эксперты полагают, что в 2014 году данный показатель увеличится еще на 20%», — говорится в материалах исследования «Экономика Рунета 2013–2014».

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться