Электронный кошелек в кармане

В начале 2015 г. доля пользователей электронными платежными системами в России немного выросла по сравнению с I кварталом 2014 г. Сейчас виртуальными кошельками пользуются 16% россиян в возрасте от 10 лет и старше. При этом данная услуга стала значительно более востребована в крупных городах — в I квартале 2015 г. зафиксирован значимый рост пользования сервисом в городах-миллионниках (+3 пп. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в небольших городах с населением до 500 тыс. чел., напротив, интерес к электронным кошелькам упал (-3 пп. за годовой период).
ТОП-10 / 4 июля 2015, 11:09
Электронный кошелек в кармане

Такие данные опубликовала компания Synovate Comcon, специалисты которой провели очередное исследование «РосИндекс» по пользованию электронными платежными системами. Опрос проводился среди населения России в возрасте от 10 лет и старше, проживающего в городах с числом жителей от 100 тыс. и более.

По данным экспертов, вполне естественно, что использование электронных кошельков наиболее характерно для столицы и крупных городов. Основными пользователями этой услуги являются молодые люди в возрасте от 20 до 44 лет, а также люди с высшим образованием и высоким социально-экономическим статусом.

Среди популярных брендов виртуальных кошельков сервису QIWI удалось за прошедший год упрочить свои лидерские позиции — по данным за I квартал 2015 г., среди пользователей электронными платежными системами его выбирают уже 44% (+4 пп. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Результаты других крупных игроков рынка более скромные: так, если популярность «Яндекс. Денег» осталась на прежнем уровне (20% среди пользователей виртуальными кошельками), то аудитория сервиса WebMoney и PayPal за прошедший год значимо уменьшилась (сейчас ими пользуются по 9% аудитории электронных платежных систем). При этом PayPal, год назад занимавший третью позицию по доле пользователей, сейчас сместился на четвертое место, потеряв 4 пп.

Потребительские предпочтения

Недавно компания PayPal и российское исследовательское агентство Data Insight представили результаты ежегодного исследования об изменениях потребительского поведения российских интернет-пользователей. Полученные данные показали, что независимо от изменений экономической ситуации в стране (и отчасти в связи с ними) россияне продолжают активно осваивать возможности сети для покупок и платежей.

За последние 12 месяцев все больше российских интернет-пользователей совершали онлайн-платежи (63% респондентов в 2015 г. по сравнению с 50% в 2014 г.), делали покупки в зарубежных интернет-магазинах (31% против 18%) и переводили деньги другим людям (49% против 32%). Рост аудитории онлайн-платежей происходит в первую очередь за счет новых пользователей Интернета (+55% за год), потребителей в возрасте старше 55 лет (+17%) и жителей российской провинции (+13%). За год количество пользователей электронных денег увеличилось на 52% — это самый быстрорастущий платежный инструмент в сети.

Как оказалось, наличные деньги теряют свои позиции в России. Например, 61% респондентов осуществляли очередной платеж за коммунальные услуги, не используя наличные. Более 60% респондентов, принявших участие в исследовании, подтвердили, что последнюю по времени покупку они делали с использованием Интернета в таких категориях, как электроника, автотовары, книги.

Электронная коммерция

PayPal и Data Insight представили также отчет о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределами больших городов. Исследование показывает, что c точки зрения адаптации интернет-технологий жизнь в малых городах активизируется. Так, по итогам 2014 г. 40% новых интернет-пользователей в стране — это люди из малых городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Данное исследование развеяло множество популярных мифов о жизни в провинции. В частности, было опровергнуто представление о том, что жители небольших городов предпочитают пользоваться исключительно наличными и не имеют опыта совершения покупок с помощью мобильных устройств.

Анализ продемонстрировал, что банковские услуги уже прочно вошли в жизнь россиян: у 88% опрошенных пользователей Интернета из малых городов есть используемые банковские карты; часто карт несколько, и они выпущены разными банками.

При этом согласно полученным результатам жители небольших российских городов имеют ограниченный доступ к традиционным банковским услугам.

Цифровые технологии в ритейле

В последние годы цифровые технологии очень сильно изменили поведение покупателей по всему миру. Недавнее исследование компании MasterCard показало, что технологические инновации стимулируют экономический рост и способствуют вытеснению наличных платежей, а для привлечения и удержания интереса пользователей компаниям приходится менять свои бизнес-модели.

В настоящее время только в Европе насчитывается более 305 млн активных смартфонов, из которых почти 60% используются их владельцами для совершения покупок в Интернете. Для сравнения: в 2007 г. в Европе насчитывался лишь 41 млн смартфонов. Ритейлеры вынуждены подстраиваться под эту ситуацию, меняя бизнес-модели своих компаний. В частности, они начали использовать многоканальные системы продаж, совмещая традиционную и он-лайн торговлю.

«В цифровую эпоху мы все ожидаем, что сможем совершать покупки в любое время, в любом месте. Новые решения, такие как бесконтактные карты и платежные устройства для потребителей, уже не являются чем-то футуристическим и создают новый опыт потребления, — считает Энн Кернс, президент по международным рынкам компании MasterCard, — один из основных примеров того, как технологические инновации меняют жизнь людей во всем мире — это так называемые умные города».

Специалисты компании MasterCard выяснили, какой фактор является для потребителей важнейшим при выборе метода платежа. Большинство опрошенных покупателей назвали «комфорт». 97% потребителей пользуются мобильными платежами из-за их удобства, 87% нравится оплачивать «в один клик», а 84% хотели бы получать персональные предложения. Поэтому, как считают эксперты, розничные торговцы должны учитывать установившуюся тенденцию и внедрять современные технологии для развития электронной коммерции, которая уже демонстрирует рост более 11% в год. Тем не менее, несмотря на все успехи, серьезной проблемой в настоящее время является отсутствие в мире повсеместного доступа к основным финансовым услугам. По статистике, почти половина взрослого населения мира вообще не имеют возможности пользоваться финансовыми инструментами, даже такими простыми, как открытие вклада, получение кредита или приобретение страховки. Однако современные технологии постепенно помогают решать эту проблему, позволяя все большему числу людей становиться клиентами банков.

Алексей Земцов




Также в рубрике

  • В продолжающей набирать обороты технологической войне, развязанной администрацией Трампа против Китая, появилась новая цель – компания Tencent. Популярный мессенджер Tencent WeChat теперь так же, как и TikTok, рискует оказаться в США вне закона.
    Политэкономика7 августа 2020, 15:24
  • Минфин РФ предлагает сократить финансирование программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Речь идёт о миллиардах рублей.
    Мероприятия7 августа 2020, 14:05
  • Генпрокуратура требует изъять в пользу государства у бывшего министра «открытого правительства» Михаила Абызова более 32 млрд рублей.
    Российская экономика7 августа 2020, 13:00
  • С запуском приложения Reels, являющегося аналогом китайского TikTok, состояние главы Facebook Марка Цукерберга преодолело отметку в 100 млрд долларов.
    Технологии7 августа 2020, 11:41
  • Рынки частного капитала трансформируются, депозиты теряют свою привлекательность, и участники рынка обращают свое внимание к новым альтернативам финансовых инструментов.
    Мероприятия7 августа 2020, 09:12