Что растет даже в кризис?

Что растет даже в кризис?

ТОП-10 20 Авг 2016, 11:11
Что растет даже в кризис?

Для сравнения необходимо отметить, что в 2014 г. объем отечественного рынка e-commerce достигал 17,1 млрд долл., притом что доля товаров, приобретаемых потребителями в иностранных интернет-магазинах, составляла 2,2 млрд долл. Если в 2015 г. число покупок в интернет-магазинах составляло примерно 260 млн, то в текущем году эта цифра увеличится примерно до 410 млн. Что же касается трансграничных интернет-заказов, то их количество по итогам прошлого года составило примерно 12 млн. Стоит отметить, что в каждом интернет-заказе может содержаться несколько товаров, которые будут доставляться покупателю несколькими посылками.

Трансграничная торговля

«Почта России» в первом полугодии обработала 98,5 млн международных отправлений с товарными вложениями. Это более чем в два раза превышает показатели первого полугодия 2015 г. (48,1 млн), говорится в сообщении компании, которое цитирует РИА Новости. Наибольший объем отправлений зафиксирован в мае, когда было обработано 19,5 млн отправлений с товарными вложениями.

Рост объемов международных посылок по-прежнему связан с покупками в иностранных интернет-магазинах. «Столь динамичный рост количества международных отправлений прежде всего связан с растущей популярностью интернет-торговли. На доставку заказов из интернет-магазинов приходится более 80% входящего международного почтового трафика», — приводятся в сообщении слова Сергея Малышева, заместителя гендиректора «Почты» по посылочному бизнесу и экспресс-доставке.

Вместе с тем, по данным Малышева, в текущем году значительный прирост демонстрируют и экспортные отправления: за первое полугодие 2016 г. они увеличились на 40%. «Принимая во внимание оказываемые нашим экспортерам меры поддержки, мы ожидаем в обозримом будущем еще большее наращивание экспортных международных пересылок», — поясняет он.

Средний срок доставки международных отправлений с момента сдачи товарного вложения в почтовом отделении страны до получения в почтовом отделении составляет 10–12 дней. В текущем году принят новый норматив контрольных сроков доставки посылок наземным транспортом внутри России, который предусматривает сокращение сроков в среднем на 30%.

По данным НАДТ, основными преимуществами российских онлайн-магазинов респонденты назвали удобство заказа (72%), быструю доставку (66%) и простую процедуру возврата (23%). Зарубежные интернет-торговцы обходят отечественных в глазах потребителей за счет низкой цены (78%), широкого ассортимента (71%) и высокого качества продукции (35%). Пункт «соответствие реальных характеристик товара заявленным на сайте» для российских и иностранных интернет-магазинов отметило одинаковое количество опрошенных потребителей.

Икра по почте

В середине июня открылась новая российско-китайская торговая интернет-площадка электронной трансграничной торговли Dakaitaowa, что в переводе означает «открой матрешку». Dakaitaowa — это первая платформа, которая ориентирована на продажу продуктов питания из России. Владелец платформы — китайская компания со 100%-ными российскими инвестициями First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) Limited (FRC Trading ltd).

Как сообщили РИА Новости в компании, с момента открытия платформа приняла 70 заказов на 1615 единиц продукции. Самые популярные позиции в этом объеме — красная икра, минеральная вода и сушеная лесная черника. Первый заказ поступил на фруктовый батончик Nutberry «яблоко-абрикос». Заказы поступили из провинций Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, СУАР, Шаньдун, а также из Пекина и Шанхая. «В целом за первые четыре дня работы уже можно говорить о высоком интересе к качественным продуктам питания из России среди китайских сетевых ритейлеров и оптовых компаний», — заявила в интервью агентству генеральный директор FRC International Trading ltd Анна Барышева. По ее словам, в настоящее время клиенты совершают пробные покупки и оценивают не только качество заказа, но и качество обслуживания и скорость доставки. В ближайшее время компания сосредоточится на совершенствовании складской интеграции.

«Нужно понимать, что Dakaitaowa — это платформа не только онлайн-, но и офлайн-продаж. Онлайн удобен оптовым компаниям со всей территории Китая, заказывающим российские продукты питания. Но сетевой ритейл никогда не будет покупать онлайн. Поэтому у нас уже сейчас сформирована отдельная команда специалистов, работающих с офлайн-клиентами: сетевыми ритейлерами, отелями, ресторанами и дистрибьюторами», — отметила Барышева.

Она также отметила, что компания в настоящее время ведет переговоры с очень крупными сетевыми ритейлерами, каждый из которых насчитывает от 150 до 1400 супермаркетов. По ее словам, заключение контрактов с ними повлечет очень значительный рост заказов. Основными направлениями деятельности компании, в частности, являются оптовые поставки под заказ наиболее популярных нескоропортящихся товаров сетевым операторам, оптовым компаниям и физическим лицам в Китае со склада, который будет находиться в порту Шанхая. Также площадка будет заниматься мелкооптовой торговлей.

Исследовательский центр E-Commerce

В целом же, по данным экспертов Национальной ассоциации электронной торговли, российский рынок e-commerce подвержен резкой волатильности при общей тенденции к росту. Хорошие показатели в условиях кризиса привлекают на рынок онлайн-торговли все большее количество игроков. Однако высокая волатильность говорит о рискованности данного бизнеса. Кроме того, постоянно совершенствующиеся информационные технологии и желание органов власти активнее регулировать этот рынок требуют серьезного информационного обеспечения для его участников.

С июля в компании Chronopay, которая является одним из крупнейших российских платежных сервисов, начал работать научно-исследовательский центр E-Commerce. Его возглавил кандидат экономических наук, доцент кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко.

«Одним из драйверов роста российского e-commerce является наличие удобных и безопасных сервисов для оплаты товаров и услуг в интернете, — считает Щербаченко. — В России 84 млн человек являются пользователями интернета, 50% от их числа делают онлайн-покупки. Рынок e-commerce активно развивается, несмотря на кризисы и другие негативные явления. Среднегодовые темпы роста в мире, по данным eMarketer, составляют около 18–20%. Многообразие платежных методов в интернете, открытость одной информации и абсолютная закрытость другой — все это не только порождает некомпетентных сотрудников платежных компаний, но и создает так называемые центры знаний, когда компетенции начинают составлять ключевую ценность. Конкуренция продуктов, которая является основой развития, заменяется конкуренцией людей, обладающих ключевыми компетенциями. Наша цель — создать базу для обучения в области интернет-платежей».

Центр начнет обучение сотрудников на основе разработанных в Chronopay образовательных продуктов. Впоследствии деятельность центра планируется направить на разработку учебной программы для руководителей и специалистов платежных операторов, банков и госкомпаний.

Полезные инициативы

Летом нынешнего года Минэкономразвития выступило сразу с несколькими инициативами, которые позитивным образом должны отразиться на состоянии рынка интернет-торговли. По данным издания «Коммерсантъ», МЭР предлагает создать платформу для урегулирования споров между интернет-магазинами и покупателями. По замыслу чиновников, такой ресурс может работать по принципу саморегулирования и выполнять функцию внесудебного рассмотрения споров. МЭР разослало письмо с предложением в профильные ассоциации и профессиональные объединения, ссылаясь на европейский опыт работы аналогичного интернет-ресурса.

Как пишет издание, необходимость появления такой площадки обусловлена растущим количеством жалоб покупателей товаров через интернет, а это в свою очередь увеличивает нагрузку на судебную систему. Новая схема предполагает подачу жалобы в электронной форме с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя, и доказательств, подтверждающих факт нарушения прав. После получения жалобы определяется организация, уполномоченная на ее рассмотрение и принятие окончательного решения.

По оценке экспертов, опрошенных «Коммерсантом», саморегулируемая организация — действенный принудительный рыночный механизм, который изнутри будет решать любые споры членов СРО с покупателями и друг с другом с применением механизма собственного третейского суда. К примеру, если потребители часто жалуются на поломки бытовой техники определенной марки, все члены СРО могут одновременно отказаться от продажи товаров данного поставщика и создать давление на производителя. Еще одна инициатива МЭР связана со снятием некоторых ограничений с интернет-торговли. Минэкономразвития предлагает отменить ограничения для дистанционной торговли. Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на министерство. «В случае реализации инициативы в России можно будет торговать через интернет продуктами питания, лекарствами, алкоголем, табаком и ювелирными изделиями», — говорится в опубликованном материале.

Сейчас документ находится на рассмотрении правительства. За снятие ограничений выступает глава департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин. «Мы исходим из того, что если оборот тех или иных товаров разрешен, то он должен быть доступен всеми возможными способами», — цитирует его слова газета.

Сейчас в России запрещена дистанционная продажа некоторых товаров. В частности, в интернете нельзя торговать алкоголем, лекарствами, продовольственными товарами, изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружием и патронами к нему, экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также программами для электронных вычислительных машин и баз данных.

Александр Ямщиков

Российский рынок интернет-торговли

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться